Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Различные пути к просветлению



1. Человек, ищущий просветления, должен усвоить три науки, а именно: заповеди, сосредоточение души и разума.

Что такое заповеди? Не только человек, ступивший на путь просветления, но и всякий другой человек должен соблюдать эти заповеди. Он должен внимательно следить за своим телом и душой, должен строго охранять подступы к пяти органам чувств, должен чуждаться даже самых маленьких грехов, делать добро и добиваться своего духовного совершенства.

Что такое сосредоточение души? Это значит избавиться от жажды, отдалиться от недобрых дел и постепенно обрести душевный покой.

Что такое разум? Это значит - знать четыре истины. Истины эти следующие: истина страдания, истина причины страдания, истина уничтожения страдания и истина пути к прекращению страдания.

Того, кто изучает эти три науки, называют учеником Будды.

Осел, который не похож на корову ни по внешнему виду, ни по голосу, и не имеет рогов, сколько бы ни говорил, что он корова, следуя за стадом коров, никто не примет его за корову. Точно так же человек, который не изучает этих трех наук, но говорит, что он ищет просветления и является учеником Будды, очень глуп.

Для того чтобы получить урожай осенью, крестьянин весной прежде всего пашет землю, сеет семена, поливает поле и пропалывает. Точно так же человек, желающий просветлеть, должен непременно изучать три науки. Сколько бы крестьянин ни желал, чтобы семена, посеянные им сегодня, сегодня же проросли, завтра бы дали колос и послезавтра бы можно было собирать урожай, это невозможно. Точно так же человек, ищущий просветления, не может сегодня избавиться от мирских страстей, завтра избавиться от привязанностей и послезавтра добиться просветления.

Семена, попавшие в землю, только после больших трудов крестьянина и смены времени года дают всходы и наливаются зерном. Точно так же и ищущий просветления, изучая заповеди, сосредоточение души и разума, постепенно избавляется от мирских страстей, привязанностей и, наконец, достигает просветления.

2. Человеку, мечтающему о славе и богатстве в этом мире и обуреваемому алчностью, трудно стать на путь просветления. Так как искать наслаждений в этом мире и искать наслаждений на пути к просветлению - это разные вещи.

Как мы уже указывали, всему причиной душа. Если душа будет упиваться наслаждениями в этом мире, родятся заблуждения и страдание. Если же душа возжелает просветления, родятся просветление и наслаждения.

Поэтому человек, ищущий просветления, должен, очистив свою душу, верно следовать учению Будды и соблюдать заповеди. Если он будет соблюдать заповеди, он добьется сосредоточения души. Если добьется сосредоточения души, у него просветлеет разум. А светлый разум приведет его к просветлению.

Поистине эти три науки являются путем к просветлению. Из-за того, что люди не изучают эти три науки, они долгое время заблуждались. Им необходимо ступить на путь просветления, не ссориться с другими, очищать свою душу, погрузившись в тихие размышления, и скорее добиваться просветления.

3. Если подробнее разобрать три науки, то это будет правильный восьмеричный путь, четыре точки зрения, четыре нормы правильного поведения, пять сил и шесть обыкновений.

Правильный восьмеричный путь - это правильные взгляды, правильное мышление, правильные слова, правильные дела, правильный образ жизни, правильные стремления, правильная память и правильное сосредоточение.

Правильные взгляды - это значит познание четырех истин, вера в истинную причинность и правильный взгляд на вещи.

Правильное мышление - это значит, не поддаваться желаниям, не жаждать, не гневаться и не причинять вреда другим.

Правильные слова – значит, не лгать, не болтать, не сквернословить и не лицемерить.

Правильные дела — значит, не умерщвлять живых существ, не воровать и не прелюбодействовать.

Правильный образ жизни - это значит, избегать постыдного для человека образа жизни.

Правильные стремления - это значит, постоянно, не ленясь, прикладывать усилия к достижению правильных целей.

Правильная память - это значит обдуманность в действиях.

Правильное сосредоточение - это значит внутреннее созерцание с целью установления перед собой правильных целей и просветления разума.

4. Четыре точки зрения следующие:

Тело человека осквернено и не следует к нему привязываться.

Любое чувство порождает страдание.

Душа человека постоянно находится в движении, она непрерывно меняется.

Все на свете происходит от причин и условий, поэтому ничего вечного на этой земле нет.

5. Четыре нормы правильного поведения следующие:

Предотвращать зло, которое еще не возникло.

Пресекать зло, которое уже возникло.

Способствовать возникновению добра.

Растить уже возникшее добро.

Каждый должен соблюдать эти четыре нормы правильного поведения.

6. Пять сил следующие:

Верить.

Стараться.

Обдумывать свои поступки.

Созерцать.

Просветлять свой разум.

Эти пять сил ведут к просветлению.

7. Шесть обыкновений — это щедрость, соблюдение заповедей,

терпение, подвижничество, созерцание и разум. Если усвоить эти шесть обыкновений, можно с этого берега заблуждения переправиться на тот берег просветления.

Щедрость - значит обуздать жадность, соблюдение заповедей - значит делать правильные дела, терпение — не гневаться, подвижничество - искоренять лень, созерцание - успокаивать душу, разум — просветлять неразумную и невежественную душу. Щедрость и соблюдение заповедей, как фундамент замка, являются основой для следования Будде. Терпение и подвижничество, как крепостные стены, охраняют от внешних бедствий. Созерцание и разум - это оружие для обороны и для избежания привязанности к жизни и смерти. Они служат военными доспехами воину, идущему на битву.

Давать просящему - это подаяние, но это не истинное подаяние. Истинное подаяние - когда дают из сострадания, хотя никто не просит. Давать иногда - это не истинное подаяние. Истинное подаяние - давать всегда.

Если человек сожалеет после того, как дал, или возгордится этим, это не истинное подаяние. Истинное подаяние, когда человек радуется своему поступку, когда он забывает и о себе, сделавшем подаяние, и о том, что он дал. и о том, кому дал.

Правильное пожертвование не ожидает вознаграждения, оно делается из чистого сострадания и желает просветления и другим и себе самому.

На свете есть семь пожертвований, которые может сделать и бедный человек, не имеющий никакого состояния. Во-первых, физическое пожертвование. Это служение своим трудом, высшая форма которого - самопожертвование, о чем будет идти речь в следующем разделе. Во-вторых, духовное пожертвование. Это чуткое и внимательное отношение к окружающим людям и вещам. В-третьих, пожертвование глазами. Это добрый и кроткий взгляд, умиротворяющий окружающих. В-четвертых, пожертвование мягким лицом. Это постоянная теплая улыбка на губах. В-пятых, пожертвование словами. Это слова участия и внимания. В-шестых, пожертвование местом. Это значит, уступать свое место другим. И в-седьмых, пожертвование своим домом. В своем доме давать приют на ночь другим. Все эти пожертвования может делать всякий человек в своей повседневной жизни.

8. В старину был принц по имени Саттва. Однажды вместе с двумя старшими братьями он пошел в лес играть. В лесу они увидели тигрицу, родившую семерых детенышей. Она была голодная и хотела съесть своих детей.

Два старших брата испугались и убежали. Один принц Саттва решил пожертвовать своим телом и накормить тигрицу. Он вскарабкался вверх по отвесной скале и отдал себя на съедение тигрице. Тигрица насытилась и не тронула своих детей.

Душа принца Саттвы желала только одного - просветления.

«Мое тело легко уязвимо и изменчиво. До сих пор я никому не делал пожертвований, а только заботился о своем теле. Теперь я пожертвую своим телом и отдам его тигрице, чтобы добиться просветления». Решив так, принц пожертвовал свое тело голодной тигрице.

9. Истинный последователь Будды должен постичь четыре состояния души: милосердие, сострадание, радость и бесстрастность.

Постичь милосердие — это значит избавиться от жажды. Постичь сострадание - значит перестать гневаться. Постичь радость - значит прекратить страдание. Постичь бесстрастность - значит бесстрастно относиться и к доброй услуге, и к обиде.

Дать людям счастье и наслаждение — это великое сострадание. Обратиться к людям с радостью - это великая радость. Относиться ко всему и ко всем одинаково, не делая различий, - это великая бесстрастность.

Таким образом, совершенствуя свою душу, необходимо постичь великое милосердие, великое сострадание, великую радость и великую бесстрастность, которые избавят от жажды, гнева, страдания и от любви и ненависти. Но дурные намерения трудно прогнать, как любимую собаку. Хорошие же намерения легко теряются, как убегают пугливые олени. К тому же дурные намерения трудно стереть, как буквы, высеченные на камне. А хорошие намерения легко стираются, как буквы, написанные на воде. Поэтому добиться просветления очень трудно.

10. Ученик Возвышенного Срона родился в богатой семье. Он от рождения был слабым и болезненным мальчиком. Встретив Возвышенного, он стал Его учеником. Следуя учению, он подвергал себя разным испытаниям, избивал ноги в кровь, но добиться просветления не мог.

Пожалев Срону, Возвышенный сказал ему:

«Срона, в своем родном доме ты, наверно, учился играть на арфе. Как ты знаешь, если натянуть струны слишком сильно или слишком слабо, хорошего звука не будет. Хороший звук можно получить, натянув струны и не сильно, и не слабо, а как раз так, как надо.

Путь к просветлению тоже похож на это. Если будешь лениться, не добьешься просветления, но если будешь стараться слишком, делать больше, чем надо, тоже не достигнешь просветления. Необходимо знать меру».

Послушавшись этого совета, Срона вскоре достиг просветления.

11. В старину жил принц, прекрасно владевший пятью видами оружия. Завершив учебу, он поехал домой. По пути домой принц встретил в поле чудовище, у которого вся шерсть была покрыта жиром. Чудовище пошло на принца. Принц выстрелил из лука, но стрела прилипла к жирной шерсти, не причинив чудовищу никакого вреда. И меч, и алебарда, и палка, и копье тоже прилипали к шерсти, не причинив чудовищу вреда. Оставшись без оружия, принц ударил чудовище кулаком и пнул ногой, но рука и нога прилипли к шерсти чудовища, а сам принц повис в воздухе. Он головой стукнул в грудь чудовища, и голова прилипла к шерсти.

Тогда чудовище сказало: «Теперь ты в моих руках. Я тебя сейчас съем».

Но принц рассмеялся: «Ты думаешь, что у меня уже больше нет никакого оружия, что я безоружный? Нет, у меня осталось еще одно - золотое оружие. Если ты меня проглотишь, мое оружие поразит тебя изнутри».

Испуганное чудовище спросило: «Как же это можно?» «Силой истины», - ответил принц.

Тогда чудовище освободило принца и, получив это учение принца, с тех пор перестало делать плохие дела.

12. Если не стыдиться своих поступков и не стыдиться других, это нарушает порядок в обществе. Если стыдиться себя и стыдиться других, это помогает поддержать порядок. Так как есть чувство стыда, люди могут уважать своих родителей, учителя и старших, может сохраняться порядок в отношениях между братьями и сестрами. Поистине важно оглядываться на свои поступки и дела, стыдиться себя и стыдиться, видя поступки и дела других.

Если человек покается, грех перестает быть грехом. Если не будет покаяния, грех станет вечным грехом и будет мучить совесть человека.

Услышав правильное учение, надо много думать над ним, учиться и следовать ему, тогда можно постичь учение. Если человек не будет думать над учением и не будет следовать ему, он не постигнет его, даже услышав.

Вера, стыд, скромность, старание и разум - это великие силы этого мира. Главной среди них является сила разума, остальные четыре силы восполняют силу разума.

Идя к просветлению, нельзя заботиться о мелочах, нельзя тратить время на болтовню, нельзя много спать. Все это совращает с правильного пути.

13. Одинаково идя к просветлению, одни достигают просветления раньше, а другие позже. Поэтому, видя, что другие достигли просветления раньше, не следует огорчаться.

Когда начинают учиться стрельбе из лука, первое время стрелы редко попадают в цель. По если продолжать учение, они все чаще начинают попадать в цель. Или же река течет постоянно извиваясь, но, в конце концов, достигает моря. Точно так же и просветление. Если продолжать его искать, то непременно его можно достигнуть.

Как мы уже отмечали раньше, во всем, что видят глаза, кроется учение. Точно так же во всем есть повод к просветлению.

Был человек, который, куря фимиам, наблюдал, как распространяются по воздуху благовония. Можно сказать, что благовония есть, в что их нет, что они не уходят и не приходят. Когда человек открыл это, он достиг просветления.

Был человек, который шел по дороге и занозил себе ногу. От боли, причиняемой ему занозой, он постиг, что нет одной постоянной души, она меняется под влиянием различных факторов. Например, обеспокоенная, она становится плотскими страстями, а умиротворенная, она обретает красоту. Постигнув это, человек достиг просветления.

Был жадный человек, который, раздумывая над своей жаждой, пришел к заключению, что дрова жажды могут стать в конце концов пламенем разума. Когда он постиг это, он достиг просветления.

«Сделай душу ровной. Если душа станет ровной, земля в этом мире станет тоже ровной». Один человек услышал это учение и пришел к выводу, что все различия в этом мире зависят от того, как на них смотрит душа. Когда он постиг это, он достиг просветления. Таким образом, поводы к просветлению бесконечны.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...