Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В античности мы наблюдаем процесс постепенного выделения религии, философии и науки из первоначально единого, недифференцированного знания о мире. На самом раннем этапе греческой мысли отделить религиозные представления от философских или естественнонаучных, существовавших еще только в форме данных непосредственного наблюдения над природой, практически невозможно. Процесс дифференциации внутри этого единого и нерасчлененного познания протекает постепенно. При этом дело обстоит не таким образом, что единое образование распадается на отдельные и вполне оформленные комплексы представлений и идей. Из общего познавательного целого прежде всего вычленяются и оформляются метафизические представления о божественном, его природе и месте. Религиозная сфера предстает уже не только в виде определенных мифологем, но и оформляется как религиозная метафизика. Именно религиозно-метафизический комплекс идей определяет процесс и результаты познания. Познание предстает в основном как познание божественного. То, что мы сейчас называем науками, поначалу выступает как форма и способ такого познания. Математика должна помочь в постижении божественной природы чисел, астрономия — божественной природы светил, музыка — божественной гармонии. Знание и науки не существуют сами по себе. Они исследуют реальность и природу прежде всего в свете божественной законосообразности. Ярче всего эта специфика познания представлена у Платона. Таким образом, дифференциация единого знания начинается с вычленения и оформления религиозно-метафизического комплекса. Вычленение наук как относительно самостоятельных образований, ориентированных на познание явлений внешнего мира самих по себе, начинается позже. Теоретическое обоснование относительно самостоятельного статуса наук и их переориентация на познание явлений осуществляется Аристотелем. Однако вычленение и оформление наук как позитивного знания еще не означает их независимости от религиозно-метафизического комплекса идей. Религиозно-метафизические идеи не только пронизывают естественнонаучные представления, но и выступают в качестве критериев отбора и высшей санкции последних.
История античной астрономии в полной мере подкрепляет это утверждение. Принцип кругового равномерного движения светил, коренящийся в религиозно-метафизическом комплексе идей, выступает главным средством, с помощью которого созидались астрономические теории от Анаксимандра до Коперника. Его происхождение связано с представлением о круговом движении как атрибуте божественного и о светилах как о богах, которые в силу своего совершенства могут осуществлять только круговые равномерные движения. Геоцентрическая система мира также обосновывалась системой религиозно-метафизических представлений и непосредственно была связана с идеей божественного, вечного, живого, конечного космоса.
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 621 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!