Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Знание и Откровение в Средние века



Принципиальное противостояние теологии и философии рационализма, однако, обе противоборствующие стороны имели сходную черту – однобокость. Рационализм выступал против Откровения, а Церковь против философии. Требовалось разграничение философии и Откровения. И Александр Хальский, и Св. Бонавентура, и еще более явно Св. Альберт Великий - все они упорно настаивали на принципиальной важности такого разграничения. «Но истинный реформатор - это не просто тот, кто видит, что нужна реформа; не является реформатором и тот, кто к месту и не к месту проповедует необходимость реформы; истинный реформатор это тот, кто совершает ее» - пишет Жильсон в третьей главе. Таким реформатором и оказался, по мнению автора, Фома Аквинский. Одной из главных проблем было также то, что теологи хотели заниматься философией через теологию, а философы решать теологические задачи – философски. Для выхода из этого затруднительного положения у Св. Фомы Аквинского был лишь один путь: заниматься философскими проблемами как философ и теологическими проблемами как теолог.

Полемика насчет разграничения Веры и науки, философии и Откровения – продолжалась повсеместно. Д. Скот и Вильям Оккам, пишут о том, что нельзя понять путем рационального мышления, хотя их мнения по этому поводу и сильно рознятся. Работы Оккама оказывают огромное влияние на все Европейские университеты, где-то его критикую, где то принимают его взгляды, но никто не может им пренебречь. Постоянные споры и взаимные обвинения то в аверроизме, то в оккаизме, христиане XIV века устали от такого рода споров. «Им не нужна была спекулятивная теология, они не желали отдаваться непонятным и небезопасным таинствам мистического единения. Простые христиане желали лишь надежных практических наставлений в христианской жизни, и ничего более» - пишет Жильсон. И Герхард Гроте, Иоанн Вос де Хейсден, Фома Кемпийский и другие, руководствуются уже этим.

К XV веку лучшие умы христианского мира отчаялись примирить философию с Откровением. Хотя попытки продолжались. «Долой философию» и «Назад к Евангелию» - такова, в основе своей, доктрина Эразма в его сочинениях «Параклесий». Задолго до него Петрарка провозглашал почти то же самое. Но ситуация в целом не менялась.
В эпоху Возрождения пути философии рационализма и веры – разошлись совсем. Дав великих мыслителей, в каждой из сфер, но так и не совершив возможного объединения. В конце третьей главы и всей работы в целом, автор утверждает, что решения главной проблемы – объединения или разграничения, нет до сих пор, пропасть лишь увеличивается. Этьен Жильсон призывает изучать данную проблему обратившись к средневековой догматике и античной философии…

Использовала: Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века

Кимелев Ю.Н., Полякова Н.Л. Наука и религия





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 302 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...