Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 23. Китай в средние века



1. Государства на территории Китая. На рубеже II и III вв. пала четырехсоилетняя династия Хань, последнее рабовладельческое государство на территории Китая. Образовалось три противостоящих друг другу государства. Междоусобицы закончились кратким объединением Китая под властью династии Западная Цзинь, но оно оказалось непрочным.

В начале IV в. над Китаем нависла угроза вторжения кочевников в северные и западные районы страны. В 311 г. хунны разгромили цзиньскую столицу Лоян, а в 316 г. взяли вторую столицу Чанъань, подчинив себе северные районы Китая. В результате Китай оказался надолго поделен на две части – северную и южную. В IV-VI вв. в Северном Китае, на равнине р.Хуанхэ, сменяли друг друга династии, основанные разными кочевыми народами: хунну, сяньби, моюн, тоба.

В 589 г. полководец Янь Цзянь объявил себя императором династии Суй (589-618). В правление этой династии произошло объединенеие Китая. В 618 г. власть перешла к династии Тан (618-907). Единое государство возглавлял император с неограниченной властью. Он считался «сыном Неба», выполняющим волю божественных сил. В его распоряжении была большая армия и много чиновников. Империя делилась на провинции, которые подразделялись на области и уезды.

Земля в Китае считалась собственностью императора. Крестьяне получали от государства небольшие наделы в 120 му (1 му – 0,06 га). Урожай с 70 му крестьяне использовали сами, а с 50 му – сдавали государству. Военачальники и чиновники стали присваивать земли с живущими на нах крестьянами, облагая их тяжелыми налогами. Это привело к восстаниям.

Ослабленная восстаниями и войнами династия Тан была свергнута. В течение полувека не прекращались междоусобицы. Затем у власти утвердилась династия Сун (960-1270).Ее правление прошло в постоянной борьбе с нападениями соседей и народными восстаниями. К северо-востоку от Китая жили племена чжурчженей. Они создали свою империю Цзинь (Золотая) и вторглись в Северный Китай. Их конница захватили столицу империи. Долгая война закончилась подписанием мира между Сун и Цзинь. Чжурчженям были оставлены захваченные земли. Император Сун признал себя их вассалом.

В 1211 г. на Северный Китай обрушилось войско Чингисхана. В течение четырех лет оно овладело частью империи Цзинь вместе со столицей Пекином. Монголы около 20 лет продолжали завоевание Северного Китая. Империя Цзинь была опустошена и присоединена к монгольской державе. Позже монголы приступили к завоеванию Южного Китая, но встретили сильный отпор. Лишь в 1279 г. они заняли столицу Империи Сун. В Китае утвердилась монгольская династия Юань (1271-1368).

В средине XIV в. в Китае началось восстание против монголов. Оно было названо восстанием красных повязок по отличительному знаку восставших. Восстание превратилось в освободительную войну, продолжавшуюся около 20 лет. В 1368 г. Китай добился независимости. К власти пришла динас­тия Мин (1368-1644).

2.Города, ремесла и торговля. В III-VII вв. в Китае росло число городов. Они строились вдоль торговых путей, на морских и речных побережьях. Крупными городами были Чанъань, Лоян, Тайюань, портовый город Гуанчжоу.

Широкое производство железа в VII-IX вв. привело к развитию кузнечного дела. Из железа изготавливались гвозди, якоря для кораблей, сельскохозяйственные орудия,. В сердние века возросло производство шелка. Из него шили одежду и паруса. На шелке вышивали сцены из сказок, картины природы.

Быстрыми темпами развивалось производство фарфора. Китайские мастера говорили, что фарфоровая посуда должна быть «блестящая, как зерклао, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в летний день». И в наши дни китайский фарфор высоко це­нится во всем мире.

В VI-VIII вв. быстро развивалась торговля. В городах открывались ярмарки, что способствовало налаживанию внутрен­ней торговли. Торговля велась в магазинах, лавках и под открытым небом. Имелись специализированные базары, где продавали определенные виды товара, например, шелк, лекарства, скот, одежду и ювелирные изделия.

Широко развивалась внешняя торговля. Китайцы тор­говали с Монголией, с народами Южной Сибири. Через Великий Шелковый путь, проходящий по территории Джун­гарии, Кашгарии и Жетысу, Южного Казахста­на, Узбекистана и Туркменистана, велась торговля со странами За­падной Европы. Торговые караваны вывозили из Китая шелк, чай, бронзу, изделия из золота и серебра, фарфор, лекарства.

Китай торговал через морские пути с Индией, Персией и арабскими странами.. Торговыми центрами были портовые города Цзяжу, Чжаньцзян и Гуанчжоу. Торговля способствовала развитию ко­раблестроения. Крупные торговые суда могли перевозить до 600-700 человек.

Торговля влияла на рост денежного обращения. Китай издревле чеканил свои монеты. С начала XI в. в Китае стали печа­тать бумажные деньги.

3.Изобретения. Китайцы в средние века научились печатать книги. Мастера вырезали текст на деревянных досках, потом иерглифы покрывали тушью. Затем на доску накладывали чистый лист бумаги и пристукивали по нему щеткой. От частого смачивания краской доска разбухала и быстро портилась. В XI в. был изобретен разборный шрифт, состоявший из отдельных иероглифов. Это изобретение не нашло широкого применения, так как требовались тысячи иероглифов.

В VIII в. в столице Китая стала выходить ежедневная газета «Столичный вестник». В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях.

В Китае был изобретен порох. Сначала его применяли для фейерверков, а затем и в военном деле. В XIII в. изобрели ружья в виде бамбуковых трубок, а в XIV в. – металлические пушки, заряжавшиеся каменными и железными ядрами.

3.Научные знания. Средневековый Китай продвинулся дальше европейцев в ряде отраслей науки. Астрономы измерили длину градуса меридиана. Задолго до европейцев они открыли пятна на солнце. В XIII в. создали календарь, в котором длительность года расходилась с истинной величиной всего на 27 секунд.

Врачи получали лекарства из многих растений в виде отваров, таблеток, порошков, настоек, мазей. Большим достижением китайской медицины стали прививки от оспы. Врачи делали сложные хирургические операции.

Китайские путешественники побывали в Средней Азии, Индии и Индонезии, описали жизнь и обычаи многих народов. Сюань Цзянь, посетивший индию в 645 г., написал о ней книгу. В начале XV в. император в течение 30 лет снарядил семь экспедиций во главе с опытным мореплавателем Чжэнг Хэ. Китайский флот посетил Зондские и Молуккские острова, Индию. Иран, юг Аравии. Во время одного из плаваний достигли восточного берега Африки. Были составлены подробные карты морского побережья Юго-Восточной и Южной Азии.

Важное значение имели тру­ды Фань Чжэня (ок.450-515) – основоположника материалистическо­го направления в философии, выступавшего против буддистского учения о бессмертии души и загробной жизни.

4.Религия. В Китае одновременно существовали три религиозно-идеологические системы: конфуцианство, даосизм и буддизм.

С I в. н.э. государственной идеологией Китая было конфуцианство, возникшее еще в древности. Со временем конфуцианство приобрело черты религии. Конфуций был обожествлен, и с VI в. стали строить посвященные ему храмы.

Даосизм, как и конфуцианство, оказал воздействие на политическую, общественную и культурную жизнь китайского общества. Основателем даосизма был китайский философ Лао-цзы, живший в VI в. до н.э. «Дао» – это путь, оторому подчиняется все в мире. Позже «дао» стало рассматриваться в качестве пути спасения. Даосизм не имел единой церковной организации. Он был представлен обособленными школами. Первым, кто объединил своих последователей, основав целостное движение, был Чжан Даолинь (I в. н.э.).

Буддизм проник в Китай в I в. н.э. через Юго-Восточную и Среднюю Азию. В V-VIII вв. буддизм на короткое время провозглашался государственной религией.

5.Литература и искусство. VIII-IX вв. называют «золотым веком» китайской поэзии. В это время творили около двух тысяч поэтов, изданные позднее их произвдеения составлии 900 томов.

Поэт Ли-Бо (701-762) почти всю жизнь скитался по стране. В его стихах звучало возмущение войнами, в которых погибали воины, проливали слезы, разлученные с мужьями, жены, стонали покинутые сыновьями старики.

Жизнь его друга Ду Фу (712-770) была полна испытаний. Несколько раз он попадал в немилость, последние годы провел в скитаниях и умер в бедности. В своих стихах поэт описывал обезлюдевшие деревни, судьбу женщин и детей, обреченных на голодную смерть, смело защищал бунтовавших крестьян.

Писатель Хань Юй (768-824) в своем творчестве одним из первых резко критиковал буддийскую религию. Основными идеями его романов были судьбы людей, социальное неравенство.

В XIV в. расцвело искусство исторического романа. Особой известностью и любовью пользовались романы «Троецарствие» и «Речные заводи».

Китайское искусство развивалась под влиянием буддизма. В буддийских храмах и их окрестностях устанавливалось множество изображений Будды. Начали строиться пагоды – буддийские храмы в виде высоких многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа. Скульптура была связана с архитектурой: в пагодах помещали статуи и рельефы – изображения божества.

Главным видом искусства была живопись. Живописцы писали картины красками или тушью на длинных шелковых или бумажных свитках. Они изображали пейзажи – картины природы, которые назвали «горы и воды». Писали также плоды, цветы и листья, зверей и птиц. Такие картины называли «цветы и птицы».

В средние века культура Китая имела большое влияние на культуру соседних стран: Кореи, Индокитая, Японии.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 1132 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...