Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Средневековое искусство



2.1.Архитектура. В XI в. в Западной Европе началось широкое городское строительство. Для при­влечения ве­рующих строились огромные храмы. Непрочные плоские деревянные пере­крытия заменялись долговечными каменными сводами. Только очень толстые стены могли вынести их тяжесть. Стро­ители того времени многое восприняли от архитектуры древних римлян. По­этому храмы ХI-ХП вв. называют романскими.

Романский храм – удлиненное массивное здание с почти гладкими стенами и высокими башнями. Всюду, на сводах, оконных проемах, входах в храм, повторялись очертания полукруглой арки. Романские храмы суровостью и мощью напомина­ли крепости, они должны были оли­цетворять могущество католической церкви. Нередко они служили убежищем для населения округи.

С конца XII в. в городах, освободившись от власти сеньоров, стали строить ратуши, соборы, торговые помещения, больницы и го­стиницы. Главным украшением города был собор. Постройки ХП-ХV вв. получили название готи­ческих.

Дальнейший рост мастерства строителей дал возможность заменять тяжелый полукруглый свод более легким и высоким стрельчатым сводом. Отпала необходи­мость возводить толстые стены для поддержания тяжелых сводов. В отличие от полу­темных романских храмов готические соборы кажутся прозрачными от множества огромных окон.

По­вторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен – все создает впечатление стремительного порыва ввысь. Самые высокие башни готических соборов достигали 150 м, превышая египетские пирамиды.

В огромных соборах верующие должны были чувствовать себя беспомощными и жалкими, все свои помыслы должны были посвящать Богу. Вместе с тем они вызьшали у прихожан восхищение своей красотой и величием. Долгое время соборы были единственными большими зданиями в горо­дах. В них проводились не только церковные обряды, но и собрания горожан, театральные представления на религиозные темы, чтения лекций профессоров университета.

2.2.Скульптура в средние века была тесно связана с архитектурой. Соборы украшались сотнями, даже тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей.

По мнению духовенства, искусство должно было служить «библией для неграмотных»: изобра­жать события, описанные в Библии, ук­реплять в вере или устрашать муками ада. Церковь была заказчиком произведений искусства, но создавали их городские ре­месленники. В статуях мастера передавали свое понимание жизни, богатство человеческих чувств и моральных качеств. В творчестве мастеров преобладала тема любви матери к ребенку, что прослеживается по изображениям богоматери, которую в Западной Европе называли «мадонной».

В отличие от античного искусства, уделявшего особое внимание изображению красоты человеческого тела, средневековые художники стремились раскрыть богатство мыслей и чувств людей. Романские мастера часто изображали людей немощными, страдаю­щими, с некрасивыми, изможденными лицами. Но этим они стремились передать их внутренний духовный мир.

По сравнению с романскими скульптурами, в готических облик человека передается более точно, под складками одежды четче проступа­ют формы тела. Талантливые мастера увиденное в жизни отображали с яркой убедительностью, особое внимание при этом уделяя не только внешнему облику, но и красоте его внутреннего мира.

2.3.Живопись. Стены романских храмов были покрыты росписями. С них на верующих смотрели суровые лица святых и самого бога. А на стенах готических соборов было мало места для живописных изображений. Огромные окна снизу доверху заполняли витражи – картины или узоры из кусков прозрачного цветного стекла, скреп­ленных изогнутыми свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в посещение храма, играя на колоннах, сводах и полу красочными бликами, что придавало храму красочный вид.

Большим достижением живописи было появление книжной ми­ниатюры. В ярких рисунках отражались все стороны жизни средневекового человека. Долгое время художники не знали перспективы, поэтому изображения на миниатюрах кажутся плоскими.

Витражи и миниатюры нередко показывали крестьян и ремесленников за работой. В этом отразилось понимание народом важности и ценности своего труда.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 424 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...