Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Крещение



Какое прекрасное имя ты носишь, о Феодул, слуга Божий! Тебе могут позавидовать тысячи людей с бессмысленными и глупыми именами. А твое имя исключительно. У нас, сербов, первое имя дается на знамЕньи[130], когда дитя рождается. Но это имя изменяет кум при Крещении и дает ребенку новое, прочное имя. Благословен твой кум, давший тебе имя Феодул, что значит «слуга Божий»[131].

По сути, это имя и Самого Мессии, Господа Иисуса Христа. Ведь Он Сам сказал о Себе: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить [132]. Пришел Христос не как индийский Кришна, чтобы только распоряжаться, запрещать и диктовать; и не как демонический Шива, чтобы строить козни и разрушать; но пришел, чтобы послужить. Послужить Отцу Своему, Который на небесах, и народу Божию на земле. Подлинный Феодул!

Поистине служил Он без отдыха и передышки. Служил Он молчанием и словом. Служил молитвой и делами. Служил пОтом и слезами. Служил страданием и муками. Более всего служил Своим личным примером.

Его крещение во Иордане тоже служение людям примером, без слов.

Зачем Христос крестился? Поистине, это великая тайна. Крещение означает очищение. От чего очищался Наичистейший? Ни от чего, относящегося к Нему,– от завалов нечистоты, относящейся к человечеству.

И сам Иоанн удивился, что Он приходит креститься: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? [133] Если кто и должен кого-то омыть, то чистый нечистого, а не нечистый чистого. Я смертный человек, во грехе зачатый от семени грешного, и я должен креститься от Тебя, а не Ты от меня. Я недостоин отрешить и ремня обуви Твоей. Я глас пустыни человеческой, а Ты Сын Божий, Вестник с неба, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»[134].

Вот где объяснение. Иоанн уловил его. Дух Божий открыл ему то, что важнее всего и что объясняет крещение Христа. Христос взял на Себя, по Своей доброй воле, пред Отцем Своим грехи мира. Ах, какое это бремя и какая тяжесть! Ах, какая мерзость и какая нечистота! Тут и Евина измена Богу, и ее вера словам змия, когда змий обвился вокруг нее и шепнул ей на ухо, будто Бог лжет; тут братоубийство Каиново, тут и миллионы других братоубийств. Тут отвращение от Бога и все хулы на Бога, ненависть, кражи, безжалостность, насилие и снова насилие, ложь и снова ложь, идолопоклонство и снова идолопоклонство, месть и детоубийства; здесь отравление и истязание братьев и соседей, родителей и благодетелей; тут хищения и грабежи, поджоги и разгромы, осквернение и поругание святынь, жестокость и немилосердие, злорадство и причинение вреда; тут преследование праведников правды ради, и кровожадная резня, и искоренение семей и племен; тут клятвопреступления, и коварный обман, и интриги; тут клевета друг на друга и тяжба до взаимного истребления; тут бросание человеческих существ на растерзание диким зверям, быкам, ввержение в кипящую смолу, в пучину морскую, прободение их копьями; тут закапывание живых людей в землю, повешение и распятие их на кресте, уродование, ослепление, калечение человека человеком из-за власти или из-за имущества; тут сребролюбие, погрязание в земном тлене и преходящих благах; тут служение бесам через ворожбу, знахарство, сглаз и наведение порчи; призывание духов, спиритизм и магия; тут супружеские измены, лукавство и блуд – блуд, даже «освященный» в идольских святилищах, и неестественное употребление своего тела, содомия и малакия[135]; тут и тиранство одного над многими, пленение одним другого и многих, отбирание хлеба, уведение жены, присвоение земель, прикарманивание золота, похищение детей; восстания одних против других: детей против родителей, сродников против сродников, слуг против господ; тут чванство перед соседом, бешеная суета на краю зияющей могилы и самолюбие, пьянство, обжорство, преувеличение своих достоинств и чужих грехов, оправдание себя во всем и непрощение никому ничего,– словом, тут война человека против человека, война человека против Бога и война человека против души своей. Ах, Феодул мой, тут война, война и война и одно только пламя войны, в котором сгорают города и села, семьи, племена и народы; пламя, которое, утихая в одном месте, разгорается в другом, но никогда не гаснет. В этом пламени войны всех против всех веселились только адские духи злобы, а люди в отчаянии и бессилии грозили кулаками самому небу и хулили Того, Кто их сотворил.

В такой мир пришел из Своей вечной славы Сын Божий, Которого два великих Иоанна назвали Агнцем Божиим: Иоанн Креститель и Иоанн Богослов, апокалиптический тайнозритель. И из-за таковых и стольких грехов пришел Он на реку Иордан креститься. Каждый из этих грехов приносит смерть. Сколько миллионов смертных казней взвалил Он на Свои плечи, взяв грехи мира на Себя, причем не только грехи потомков Адамовых, живших до Его Пришествия, но и всех имеющих жить после, до скончания времен! С этим неизмеримым и неисчислимым бременем погрузился Он в воду, и Иоанн Креститель возложил свою десницу на главу Его.

Его Ангелы слетали с неба и теснились вокруг Него с трепетом и удивлением. Зачем очищается водой Тот, Кто дает чистоту воде, и зачем освящается крещением Тот, Кто Сам Собой освящает всякую тварь, даже Ангелов?

И небеса небес приклонились к Иордану, и явились Отец и Дух Святый над Сыном. Дух Святый парИл в виде белого сияющего голубя над главой Иисусовой, и раздался голос любви: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение [136].

Так Иисус крестился – молча, не объясняя Свое крещение, но подавая пример всем последователям Своим, чтобы и они крестились и стали причастны заслугам Его крещения. Молчал тогда Господь, но в конце Своего земного служения дал заповедь Своим ученикам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа… Кто будет веровать и креститься, спасен будет [137].

Крестись, Индия, чего ты ждешь? Не поможет тебе бог, который только гремит и заповедует, но не подает личного примера. Не спасут ни Кришна, ни Шива – спасает Христос, Который Сам с очищения начал и нам подал пример очищения. Создатель, хотя и чист, входит в воду, как родитель, и этим подает пример испачкавшимся детям, чтобы они сначала очистились от былой скверны и затем смогли начать новую жизнь в чистоте. Не может человек, пусть даже самый великий мудрец и философ, спасти мир. Ведь мир не спасается, пока грехи мира не взяты кем-нибудь на себя. Но даже самый великий человек слишком мал, чтобы взять на себя грехи всего мира. Это может сделать только Небесный Заложник и Поручитель. Только Сын Божий – Бог от Бога, вечный и бессмертный – может взвалить на Свои плечи миллионы миллионов достойных смерти грехов человеческих, все страшное и тяжкое бремя человечества.

Духи

Веришь ли ты в бесплотных духов, Феодул, слуга Божий?

На мелководье река громко журчит, а над глубокими омутами замолкает. Посмотри в свою душу и скажи, мелководье ты или глубина. Мелководье – это язык без ума, глубина – это ум без языка. Истинно говорю тебе: болтливые безбожники – мелководье жизни, а молчаливые мудрецы и святые – ее глубины.

В хвастливом мелководье ты не можешь ни искупаться, ни пищи найти, если только не любишь лягушек. Чистоты и пищи ты должен искать только в глубинах.

Бог есть Дух и истина [138]. Неверующие упорно отрицают существование всех духов, и Самого Бога тоже. Это их бездумное журчание на мелководье жизни.

А разве лучше них многие так называемые христианские философы и еретические богословы, которые признают существование лишь одного-единственного бесплотного духа – Бога, а наличие всех других духов, и добрых, и злых, отрицают, подобно древним жалким стоикам[139]? Ах, этот их одинокий и отчаявшийся Бог! И древние стоики клокотали на своем мелководье, будто существует только один дух, то есть Бог, и что духи всех людей по смерти растекаются и вливаются в этот дух. Лишь до такого представления они смогли подняться до Христа и без Христа. Потому нас нимало не удивляет их клокотание на мелководье.

Поразительно другое: как христианские философы и еретические богословы могут с ними соглашаться и натягивать свои струны на их языческую лиру? Поистине, суд им давно готов [140]. Ведь, отрицая духов добра и зла, они в действительности отрицают Евангелие Христово; да и отрицают Самого Христа, от Которого они кормятся, они и дети их.

Посмотри, ведь Евангелие Христово наполнено духами добра и зла, Ангелами и бесами, а они отрицают существование мира духов! Почитают за честь быть единомышленниками стоика Марка Аврелия[141], царя римского и убийцы христиан.

Ах, Феодул, где ты видел на земле царя без придворных и слуг, хотя бы одного-единственного? Если бы даже Бог был таким царем, то я и ты не пожелали бы Его достоинства и Его престола. Кому бы Он повелевал? Кем бы был окружен? Кто бы Его слушал? Да даже самый маленький князь на земле оказался бы в более счастливом положении. А все земное – символ небесного. Знай, Феодул, что камень преткновения для всех этих христианских стоиков и еретиков в том именно заключается, что они не поняли из Евангелия и не могли понять, что все земное – это образ или символ небесного.

Если Бог – Дух (как оно и есть в действительности), тогда Он, как Царь, окружен духами сотворенными, бесчисленными и недомыслимыми. Духи тьмы обитают вдали от престола Божества, а духи света стоят у престола славы Бога, Создателя своего, день и ночь. Так засвидетельствовал и один из главных архистратигов Божиих Архангел Гавриил, сказав Захарии-священнику: Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою [142]. Значит, он придворный Царя царей и военачальник воинств ангельских.

Когда Сын Божий явился на землю как Мессия, целое небо явилось с Ним и при Нем. Отец дал глас Свой на Иордане, а Дух Святый явился в виде голубя. Архангел Гавриил возвестил в Назарете Деве Марии волю Бога Всевышнего. Ангелы возгласили о Христовом рождестве пастырям вифлеемским и воспели Ему знаменательное славословие: cлава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! [143] Ангел Божий являлся праведному Иосифу трижды: в первый раз – чтобы он не отпускал Марию[144], во второй раз – чтобы взял Божественного Младенца и бежал в Египет[145] и в третий раз – чтобы возвращался из Египта в свои родные места[146]. Ангел явился мудрым звездочетам с Востока и дал им совет не возвращаться той же дорогой (то есть через Иерусалим), а идти иным путем в дом свой ввиду Иродова злоумышления против новорожденного Царя Иисуса[147].

Сразу после крещения во Иордане Дух возвел Иисуса в пустыню, чтобы сатана искусил Его. Сорок дней и сорок ночей искушал Его сатана. И за это время Он не ел ничего, но не прерывал молитву – нить, связующую с Отцем Его Небесным. А когда победил все три самые большие диавольские искушения – сластолюбие, славолюбие и властолюбие, тогда отступил от Него сатана и се, Ангелы приступили и служили Ему [148].

Ангел Божий утешал Его в Его душевных страданиях в Гефсимании[149].

Когда один из апостолов хотел мечом защитить Его от Иудиных стражников, Он велел ему вложить меч в ножны, говоря: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (а это около ста двадцати тысяч)[150].

Злые духи вопили, чтобы Он их пощадил. Но Он их беспощадно изгонял из одержимых людей. Духов такое великое множество, что в одном-единственном человеке, несчастном из Гадары, кишел целый легион бесов: легион имя мне [151]. И такова была сила их, что когда они вошли в свиней, ринулись две тысячи свиней в море и утонули. Какова же тогда сила Того, Кто их одним-единственным словом изгнал из человека!

Его воскресение возвестили Ангелы[152].

Его вознесение объясняли Ангелы апостолам[153].

Он проходил через густые ряды невидимых духов так же, как через толпы людей. Он один видит невидимое так же, как видимое. Он борется против невидимых так же, как против видимых. Ему служат невидимые так же, как видимые. В то время как взору обычных людей открыт только один мир, Ему одинаково явлены оба мира: телесный и бесплотный.

Бесплотный мир – это обитатели тьмы и обитатели света, те самые, что с самого начала драмы человеческого бытия вплетены в ее сюжет. Без их важной роли история человечества не была бы тем, чем она была и что она есть.

Здесь тот самый злой дух, богоненавистник, что обманул Еву в раю; и тот самый, что навел Каина на убийство брата его Авеля; и тот, опять же, что подстрекнул Ламеха[154] на подражание Каину и сделал его худшим Каина[155].

Тут и все те злые духи, что отвратили людей от Бога и посеяли семя всяческого непослушания в сердца человеческие. Они были первопричиной потопа; Бог попустил его, чтобы истребить ставший грешным весь род человеческий и начать с Ноя новую главу истории человечества.

Тут и те богоборные духи, что подсказали людям мысль о постройке башни Вавилонской, чтобы все стали жить в одном месте наперекор Божией воле, повелевавшей им жить по всей земле, наполнять землю и обладать ею [156].

Тут и гадкие духи ненависти между детьми и родителями. Они подучили Хама надсмеяться над наготой его отца Ноя, из-за чего проклятие пало на сына его Ханаана и потомков его[157].

Тут и духи разврата и содомии, сделавшие людей хуже скотов, из-за чего и пришла погибель Содому[158].

Тут и низкие духи идолопоклонства, гадания и ворожбы, распространившиеся по всему свету, особенно в Египте и в земле Ханаанской, лукавые духи, старавшиеся раздробить единого Бога на много богов, чтобы в конце концов научить людей не верить ни в одно божество и сделать их совершенными безбожниками, то есть слугами сатаны.

Тут и тот самый дух, что искушал праведного Иова, но Иов победил его; тут и тот, что вошел в царя Саула[159] и ополчил его против невинного Давида[160], пока в конце концов не погубил самого Саула[161]; тут и лживые духи идольских священников и пророков, которых слушали Ахав и Иезавель[162], изобличенных славным пророком Илией и погубленных[163].

Тут, брат Феодул, легионы и легионы злых духов, что сеяли семена всякого зла в души людские, разжигали ненависть между родными братьями и между племенами и народами; что покоряли людей суете и расслабляли нрав человеческий пороками и страстями,– одним словом, воевали против Бога и закона Божия своими гнусными средствами и способами.

Начальник всех этих духов злобы поднебесной, всего этого роя адского, решил, значит, искушать Мессию, Сына Божия, целых сорок дней и сорок ночей. Но был побежден, постыжен и прогнан.

Тогда – ах, какая красота началась тогда!– по завершении поединка с сатаной Ангелы Божии, духи истины и света, окружили Господа Иисуса, бесчисленные воинства небесные, и встали на службу Ему – Ему, Победителю вражией силы.

А о бесплотных духах света, о славных Ангелах Божиих, прочитай, Феодул, в Писании и заметь, что без них не совершалась драма жизни ни одного человеческого поколения от начала мира.

Ангелы являлись Аврааму много раз[164].

Ангелы спасли праведного Лота из Содома[165].

Ангел утешил Агарь[166].

Иаков видел лестницу от земли до неба, по которой спускались и восходили Ангелы Господни[167].

Ангел Божий шествовал перед народом израильским на пути из Мисира[168] в землю обетованную[169].

Пророки Исаия и Иезекииль видели страшное видение Серафимов и Херувимов и прочих таинственных сил света, стоявших вокруг престола Всевышнего[170].

Даниил лишился сил, увидев Ангела Божия[171].

Праведного Товию водил в далекий путь Архангел Рафаил[172].

Один-единственный Ангел Господень сразил войско царя Сеннахирима[173] под Иерусалимом[174]; один-единственный Ангел, за одну ночь: один удар – и погубил сразу сто восемьдесят пять тысяч воинов языческих. Один Ангел света, следовательно, сильнее восемнадцати легионов людей! Ты слышишь это, Феодул? Ты видишь, какова сила одного Ангела света?

Прочти далее, что говорится о пророке Илии, как Ангел Божий пробудил его ото сна и дал ему есть[175].

А затем прочти, что написано о пророке Елисее, как он открыл глаза своему испуганному слуге, дабы тот увидел воинство небесное и поверил, что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними [176] (то есть неприятельских).

И почитай книгу Маккавейскую и уверься, как лики Ангелов идут перед войском праведника и разбивают его неприятелей[177].

Еще прочти, как Ангел Господень явился Маною и жене его бездетной и предсказал рождение славного Самсона[178].

И еще прочти, как Ангел Господень явился Гедеону и призвал его восстать против мадианитян[179].

И еще, и еще; много-много таких явлений описано в Ветхом Завете. А еще больше в Новом Завете, в Евангелии, и Деяниях апостольских. Более же всего найдешь их в истории Церкви за две тысячи лет, в жизнеописаниях святых Божиих людей, мужей и жен. В них описан опыт наисвятейших и наидостойнейших последователей Спасителя, просматриваются рои злых духов, против которых святым людям дОлжно было бороться, и с очевидностью явствует непрестанная помощь Ангелов света праведникам в их страданиях.

Христианские философы и еретические богословы, отрицающие все это, в действительности отрицают Священное Писание Божие. И не только его: они отрицают и Христа Господа, Спасителя мира.

А ты, Феодул мой, открестись от них, как от эпигонов[180] языческой философии, и вместе со мной знай и веруй, что существует безгранично огромный мир духов, светлых и мрачных, и что этот мир духов не менее важный фактор в драме вселенской и человеческой истории, чем телесные, человеческие существа. Историки, преподносящие мировую историю как зависящую только, и единственно только, от плотских людей без участия мира духовного, уподобляются рыбам в воде, ничего не знающим о людях, рыбаках и сетях рыбацких, но все объясняющим одной только водой и водными течениями и говорящим друг другу: «Это всё волны, не существует ничего на свете, кроме нас, рыб, и воды!». Так могут говорить рыбы; и им это простительно: ведь они рыбы; так говорят и люди, чей мозг закрыт рыбьей чешуей, и им это не может проститься ни на этом, ни на том свете.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 211 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...