Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Главными противоречиями, что следует из анализа реалий XX столетия, выступают два. 32 страница



До настоящего времени в мире не было объективных условий для перехода на более качественно высокий путь общественного развития. Эпоха промышленных, индустриальных революций и развития, даже первые десятилетия научно-технической революции и прогресса в 60–80-е годы XX века обусловливали экономическую базу, дающую возможность лишь прежних, ограниченных по своим возможностям конкретных моделей развития. Отражая экономическое положение, соответствующим был и уровень культурных, информационных, социальных, духовно-нравственных предпосылок.

Качественно новые объективные предпосылки в научно-техническом, информационном, энергетическом и, в целом, экономическом развитии стали складываться в последние годы: примерно с середины 80-х гг., в 90-е годы. Причем преимущественно в наиболее быстро и высоко развивающихся странах и регионах, включающих как известные страны “семерки”, так и новые страны и гиганты, среди которых выделяется Китай, уже вышедший на второе место в мире после США по ВНП и развивающийся наиболее быстро и динамично.

Созрели и продолжают созревать также субъективные предпосылки поворота на новый тип общественного и глобального развития в виде новых, нестандартных идей, концепций, программ развития. Появляются и новые лидеры, внедряющие или готовые внедрять новые идеи, цели, программы в практику общественной жизни.

Поворот к новому типу общественного, цивилизационного развития ищут практики и на практике. Нам это видится в практическом опыте последних лет развития Китая, проявляющем нестандартность, новизну методов, форм экономических, управленческих, общественных реформ и преобразований.

Очень важны теоретические, концептуальные разработки на этом пути. Видимо, они должны включать не только преемственность, но и качественную новизну, новые подходы. По нашему мнению, этого нет в тех подходах, когда будущее человечества в XXI веке видят в “постиндустриальном” обществе и цивилизации, в “информационном” обществе и цивилизации, в “обществе сферы услуг” и тому подобном.

Мы с этим категорически не согласны. Да, реально эти тенденции действительно проявляются в развитых странах Запада. Но это есть продолжение уже известного, наезженного, удовлетворяющего именно правящие экономические и политические круги этих стран пути развития. Пути развития старого, известного типа, достаточно проявившего свою односторонность, уродливость, корыстно-хищническую природу и явно исчерпавшего, дискредитировавшего себя. На таком пути мир может ожидать только нарастание кризиса и неумолимое движение к глобальной катастрофе. Это путь в тупик, в никуда, а не в действительное будущее.

Вот почему среди теоретиков и ученых растет понимание, что на рубеже XX и XXI веков следует, опираясь на имеющийся исторический опыт, ориентироваться на качественно новые пути и образцы общественного развития. Мы хотим обратить внимание на концепцию В.С.Нерсесянца в статье “Постсоциалистическая Россия. Цивилизм как национальная идея”. Ставя вопрос – куда можно и нужно идти после социализма? – автор отвечает: к цивилизму. “Новый, послесоциалистический строй с такой гражданской (цивильной, цивилитарной) собственностью можно, в отличие от капитализма и социализма, назвать цивилизмом, цивилитарным строем (от латинского слова “цивилис” – гражданин)... В концепции равной гражданской собственности речь, таким образом, идет именно о признании и закреплении права каждого на равную долю в десоциализируемой собственности...”.

Считая, что “социализм XX века – это именно русская история” и что, “по критериям всемирной истории, самое существенное во всей истории России”, В.С.Нерсесянц утверждает, что от социализма надо идти в России далее, вперед, и суть этого – “гражданская собственность и цивилизм. Это и есть русская идея сегодня и на будущее, российский вклад во всемирно-исторический прогресс свободы и равенства людей” [106]. Позже В.С.Нерсесянц выпустил книгу на эту тему.

Думаю, что теоретический поиск новых моделей и путей будущего общественного развития России и всего мира будет продолжаться. Ведь многие из великих идей, рожденных человечеством, еще не реализованы на практике. Идея свободы, равенства и братства, порожденная Великой Французской революцией, революцией буржуазной. Социалистическая идея власти и собственности трудящихся, народа, социальной справедливости и социального равенства, дружбы народов и товарищества людей, всестороннего и свободного развития человека.

Практика качественно нового этапа развития человеческого общества и цивилизации призвана воплотить не только эти, но и другие высокие идеи и устремления человека и всего человечества.

Каким же объективно необходимым и требуемым современными условиями представляется качественно новый тип общественного развития при переходе от XX в XXI век?

По нашему мнению, речь не должна идти просто о конвергенции социализма и капитализма. Такой путь в предшествующие годы давал несомненный положительный результат, но лишь до определенных качественных пределов, пока не затрагивал существенных сторон и черт того и другого общественного строя. Данные ограничения не позволяют идти на качественно новый и высокий уровень. Не может новое общество быть также просто “посткапитализмом” или “постсоциализмом”, ибо при этом будут сохраняться существенные ограниченности и однобокости, пороки предшествующего этапа развития большинства капиталистических и социалистических стран.

Опыт, противоречия, катаклизмы, столкновения и жесточайшие войны XX столетия, которые по-прежнему продолжаются и усиливаются в последнее время, поставили в повестку дня истории вопрос об осознанной необходимости перехода к качественно новому типу общественного, цивилизационного и мирового, глобального развития.

Его можно определить как тип системного, сбалансированного, комплексного, гармоничного, справедливого и устойчивого развития. Это – качественно более высокий и новый диалектический тип развития, во-первых, для общества, во-вторых, для цивилизации, в-третьих, для общества, человека и природы, взятых в единстве и глубоком взаимодействии, в-четвертых, для всех стран мира, для геополитических и глобальных отношений.

Новая модель цивилизационного развития должна повернуться ко всем сторонам общественного развития, взятым в единстве и целостности, ко всему миру, к человеку во всех странах и регионах, должна обеспечивать гармонию человека, общества и природы повсеместно, во всем мире. При этом, как и в любом развитии, оно будет иметь свои приоритеты и первостепенные задачи, а именно лежащий в основе подъем экономики и культуры, включающий совершенствование здравоохранения, защиты здоровья людей. Сочетание упора на основополагающие проблемы с одновременным обеспечением всесторонности и целостности изменений придаст общественному, цивилизационному, глобальному развитию прогрессирующий, гуманный и нарастающий характер.

В обществе это должна быть системная целостность взаимосвязанного развития экономической, социальной, национальной, политической, управленческой, научно-культурной, духовно-нравственной, бытовой и повседневной сфер жизни по диалектическому принципу “и – и” и общественного организма в целом.

В цивилизации – диалектическое единство процессов развития материальной и духовной цивилизации, нацеленной на целостное, всестороннее личностное развитие и совершенствование человека.

Во взаимоотношениях природы, общества и человека – линия прогрессивного развития общества и человека при обязательном обеспечении сбережения, восстановления и совершенствования природной, экологической среды обитания человека и общества.

В геополитическо-глобальных взаимоотношениях – мир между странами и народами, прекращение угнетения и эксплуатации одними странами и группами стран других стран и народов, устранение несправедливой системы обеспечения благополучия одних стран за счет других, преодоление деления мира на богатые и бедные регионы и страны, международное запрещение применения силы, вооруженных действий и акций, войн, террора для достижения гегемонистских и других целей с применением международных санкций против нарушителей таких запретов.

Ясно, что все это будет складываться и достигаться не сразу, что это есть процесс, и длительный процесс, сложный и противоречивый. Процесс на XXI столетие. Но речь в данном случае идет о новой качественной парадигме, новой направленности развития мира во всех отношениях и параметрах в XXI веке.

Объективная и субъективная необходимость такого нового качественного развития нужна не просто и не только для выживания самого нынешнего мира, а для его дальнейшего твердого и устойчивого роста и прогресса, для его прорыва в такое будущее, которого действительно заслуживает человек и человечество на Земле.

Данный процесс все равно пойдет, и уже практически идет. Если не всем человечеством сразу, то его лучшими, наиболее прогрессивными частями и регионами. Такими, как социалистические Китай, Вьетнам, Куба, как социально-народно ориентированные Индия и другие страны. Такие страны и народы, которые понимают и осознают, что нужно срочно и кардинально вырываться из устаревших и антисоциальных, антигуманных линий предшествующего общественного, цивилизационного и геополитического развития.

Такие идущие по ноому, более прогрессивному пути развития страны и регионы будут показывать пример и образец в лучшее будущее для всего мира. И этим станут стимулировать интенсификацию перехода все новых и новых стран и народов на нового качества прогрессивный путь общечеловеческого развития.

Россия должна не только не отстать от такого единственно правильного выбора, но и постараться быть в первых рядах социальных и духовных преобразований в XXI столетии.

В мире идет и должен нарастать, усиливаться теоретический и практический поиск качественно новых путей общественного, цивилизационного и глобального развития, более органично и целостно соединяющих материальный и духовный прогресс, развитие человека, общества и природы, многих стран. Главнейшей нацеленностью такого развития являются не узко эгоистические, а широкие общественные ориентиры на социальную справедливость и единение, не корыстные интересы, а интересы всемерного раскрытия потенций коллектива и каждой личности, материальное, культурное и духовное благо всех и каждого.

Думается, что для философов и ученых нет более важной и интересной задачи, чем подведение философских, социально-философских итогов развития XX века и прогнозирование, разработка перспектив общественного, цивилизационного, глобального развития в XXI столетии. Заодно и подведение итогов развития философии в XX веке и ее перспектив на XXI столетие.

Цитируемая литература

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. 2 изд. М.: Политиздат, 1954–1981.

1-а. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956.

2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений: В 55 т. 5 изд. М.: Политиздат, 1960–1970.

3. Диалектика развития социалистического общества. М., 1980. С. 43.

4. Дудель С.П., Козловский В.Е. Проблемы диалектики зрелого социализма (Социальное единство и противоречия развития). М., 1981. С. 149. См. также: С. 150.

5. Рогов Сергей. Россия в системе глобальной экономики на пороге XXI в. // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 1. С. 50.

6. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята ХХII съездом КПСС. М.: Политиздат, 1986. С. 5.

7. Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм. М.: Госполитиздат, 1961.

8. Народное хозяйство СССР за 70 лет: юбилейный стат. ежегодник // Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика, 1987.

9. Серебрянников В.В. Социология войны. М.: Научный мир, 1997.

10. Правда. 2000. 5 мая. № 50 (28162). С. 3.

11. Советская Россия. 2000. 22 апр. № 47 (11942). С. 1.

12. Правда. 2000. 21-24 апр. № 45 (28157). С. 3.

13. Советская Россия. 1997. 7 окт. С. 3.

14. Меньшиков С.М. Умеренный рост экономики Запада // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 2. С. 8.

15. Упомянем следующие монографические и коллективные книги: Абовин-Егидес П.М. Как каждому стать богатым. М.-Париж: Поиски, 1994. 210 с.; Андерсон П. Размышления о западном марксизме. На путях исторического материализма. М.: ИнверВерсо, 1991; Ацюковский В.А., Ермилов Б.Л. Коммунизм – будущее человечества. Кризис социализма и коммунистическая перспектива. К 80-летию Великой Октябрьской социалистической революции. М.: УРСС, 1998. 336 с.; Бузгалин А.В. Будущее коммунизма. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1996. 111 с.; Его же. Переходная экономика (Курс лекций по политической экономии). М.: Таурус, 1994. 472 с.; Его же. По ту сторону “царства необходимости” (эскизы к концепции). М.: Эконом. демократия, 1998. 191 с.; Вазюлин В.А. Логика истории. Вопросы теории и методологии. М., 1988; Великий Октябрь: уроки истории и современность. М.: Былина, 1997. 104 с.; Воейков М.И. Споры о социализме: о чем пишет русская интеллигенция. М.: Эконом. демократия, 1999. 118 с.; Его же. К вопросу об эволюции экономической концепции В.И.Ленина. М.: ИЭ РАН, 1994. 54 с.; Долгов В.Г., Ельмеев В.Я., Попов М.В. Уроки и перспективы социализма в России. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1997. 106 с.; Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991; Карл Маркс и современная философия. Сборник материалов научной конференции к 180-летию со дня рождения К.Маркса. М.: ИФ РАН, 1999. 380 с.; Коммуни­стическое движение: история и современность (Материалы научной конференции РУСО). М.: Былина, 1998. 186 с.; КПСС: взлет и крушение. Компартия России: Начало биографии. Совр. Этап ком. Движения в России. Материалы науч. конф. Общества “Российские ученые соц. Ориентации”. М.: Былина, 1999. 155 с.; Критический марксизм: русские дискуссии. М.: Эконом. демократия, 1999. 265 с.; Курашвили Б.П. Куда идет Россия? М.: Прометей, 1991. 264 с.; Его же. Историческая логика сталинизма. М.: Былина, 1996. 288 с.; Его же. Новый социализм. К возрождению после катастрофы. М.: Былина, 1997. 319 с.; От катастрофы к возрождению. Причины и последствия разрушения СССР. М.: Былина, 1998. 122 с.; Плетников Ю.К. Будущее – социализм. Новые черты современной эпохи. М.: Былина, 2000. 127 с.; Постижение Маркса (по материалам междунар. Науч. конф., посвящ. 180-летию со дня рождения К.Маркса). М.: Изд-во Моск. ун-та; ТЕИС, 1998. 376 с.; Размышления о судьбах социализма и цивилизации. Взгляд из Питера. СПб., 1998. 86 с.; Славин Б.Ф. После социализма... Метаморфозы российской политики конца XX века. М.: АО Флинта, 1997. 512 с.; Социализм: теория, практика, уроки. М.: Политиздат, 1990. 298 с.; Социализм: вчера, сегодня, завтра. М.: Былина, 1997. 296 с.; Социалистическое обновление. Ростов н/Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 1990. 168 с.; Трудный опыт истории (Встреча за “круглым столом” российских и итальянских ученых-марксистов, посвященная 80-летию Великой Октябрьской социалистической революции. 8 ноября 1997 г., Горки Ленинские). М., 1998. 72 с.

Большое количество интересных, постановочных, полемических, дискуссионных статей опубликовано в 1991-2000 гг. в журналах: “Альтернативы”, “Диалог”, “Изм”, “Коммунист”, “Марксизм и современность” и др.

16. Чернышевский Н.Г. Избр. филос. соч. Т. 2. С. 738.

17. Белинский В.Г. Собр. соч. М., 1948.

18. Толанд Дж. Избр. соч. М.-Л., 1927. С. 143-144.

19. Кант И. Соч. Т. 2. М., 1964. С. 106.

20. Вольтер Ф.М. Избранные страницы. СПб., 1914. С. 17.

21. Дидро Д. Собр. соч. Т. 1. М., 1935. С. 398.

22. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1971–1972. С. 258.

23. Спиноза Б. Избр. произв. Т. 1. М., 1957. С. 290.

24. Вавилов Н.И. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Л., 1967. С. 831.

25. Плеханов Г.В. Соч. Т. 18. С. 200.

26. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999.

27. Лукач Д. Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей. М.: Междунар. отношения, 1990. С. 57.

28. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995; Федотова В.Г. Модернизация “другой” Европы. М.: ИФ РАН, 1997. 255 с.; Поляков Л.В. Путь России в современность: модернизация как деархаизация. М.: ИФ РАН, 1998. 202 с.; Реформаторские идеи в социальном развитии России. М.: ИФ РАН, 1998. 255 с.; Буров В.Г. Модернизация тайваньского общества. М.: ИФ РАН, 1998. 238 с.

29. Ленинский сборник. Т. ХI. С. 397.

30-31. О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. С. 476-477.

32. Чернышевский Н.Г. Избр. философ. произв. Т. 3. М., 1948. С. 729.

33. Независимая газета. 2000. 2 июня. № 100 (2162) С. 8.

34. В.И.Ленин и А.М.Горький. М., 1958. С. 259.

35. Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 120.

36. Воспоминания о В.И.Ленине. 3 изд. Т. 5. М., 1985. С. 47.

37. Ленинский сборник ХХХVII. С. 249.

38. Независимая газета. НГ-наука. 22 марта 2000. № 3. С. 3 (11).

39. Правда. 2000. 3-6 марта. № 25 (28137). С. 2.

40. Подвойский П. Заметки инженера // Новый мир. 1957. № 6. С. 208.

41. Рыцарь революции. М., 1962. С. 185.

42. Похлебкин В.В. Великий псевдоним (Как случилось, что И.В.Джугашвили избрал себе псевдоним “Сталин”?) М.: Юдит, 1996. С. 93.

43. Курашвили Б.П. Историческая логика сталинизма. М.: Былина, 1996. С. 58-59.

44. Независимая газета. Хранить вечно. 1999. 29 сент. № 6. С. 16.

45. Советская Россия. 2000. 18 мая. № 56 (11951). С. 6.

46. Советская Россия. 2000. 23 мая. № 58 (11953). С. 3.

47. Федосеев П. Диалектика общественной жизни // Проблемы мира и социализма. 1981. № 9. С. 28-29.

48. Семенов В.С. Проблемы противоречий в условиях социализма. Статья вторая // Вопросы философии. 1982. № 9. С. 12.

49. Рудинский Ф.М. “Дело КПСС” в Конституционном Суде. Записки участника процесса. М.: Былина, 1998. С. 389.

50. Горбачев М.С. Избранные речи и статьи. Т. 2. М., 1987. С. 254.

51. Правда. 1991. 6 мая. С. 1.

52. Горбачев М.С. Избранные речи и статьи. Т. 4. М., 1987. С. 308-309.

53. Легостаев Валерий. Демократ с радикальными взглядами. Страницы будущей книги // День. 1991. № 13, июль. С. 4.

54. Родина. 1990. № 8. С. 22, 24.

55. Век XX и мир. 1991. № 5. С. 30-37.

56. Век XX и мир. 1989. № 6. С. 21.

57. Вашингтон пост. 18 февраля 1990.

58. Горбачев М.С. Избранные речи и статьи. Т. 7. М., 1990. С. 228-229.

59. Известия. 1991. 17 апр. С. 5.

60. Горбачев М.С. Избранные речи и статьи. Т. 3. М., 1987. С. 202.

61. Там же. Т. 4. М., 1987. С. 354.

62. Век XX и мир. 1991. № 3. С. 5.

63. Там же. № 4. С. 57, 63.

64. Вашингтон пост. 1990. 6 февр. С. А-21.

65. Горбачев М.С. Избранные речи и статьи. Т. 4. С. 308-309.

66. Литературная газета. 1989. 17 мая. С. 9.

67. Век XX и мир. 1991. № 3. С. 24-25, 27.

68. Кант И. Соч. Т. 2. М., 1964. С. 201.

69. Синклер Э. Между двух миров. М.,1948. С. 315.

70. Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе // Вопросы философии. 1990. № 2. С. 19-22.

71. Московские новости. 1988. 18 сент.

72. Известия. 1990. 9 сент. С. 5.

73. Пруссаков Валентин. Ах, ох, эх, Америка // Моск. комсомолец. 1990. 30 дек. С. 3.

74. Московский комсомолец. 1990. 23 дек. С. 3.

75. Вопросы философии. 1990. № 2. С. 20-22.

76. Вопросы философии. 1990. № 3. С. 154.

77. Ильенков Э. Диалектическая логика. М., 1974. С. 261.

78. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980. С. 35.

79. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 3.

80. Накасонэ Я., Мураками Я., Сато С., Нисибэ С. После “холодной войны”: Пер. с япон. М., 1993. С. 300.

81. Луначарский А.В. Собр. соч.: В 8 т. Т. 7. М., 1967. С. 183.

82. Гулыга А.В. Искусство в век науки. М., 1978. С. 14.

83. См.: Тавризян Г.М. Буржуазная философия техники и социальные теории //Вопросы философии. 1978. № 6. С. 147-148, 150-151.

84. Фейербах Л. Избр. филос. произведения. Т. 1. М., 1955. С. 202.

85. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С. 78.

86. Тюрго. Избр. филос. произведения. М., 1937. С. 87.

87. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1953. С. 36.

88. Письма В.И.Ленину из-за рубежа. М., 1970. С. 367.

89. Там же. С. 282.

90. Уэллс Г. Россия во мгле. М., 1958. С. 37.

91. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. С. 430-431.

92. Московская правда. 1990. 24 апр. № 96 (21314). С. 1.

93. Правда. 1989. 1 июля. № 182 (25900). С. 6.

94. Россия: преодоление национальной катастрофы. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1998 году. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1999.

95. Международный журнал “Проблемы теории и практики управления”.

96. Независимая газета. Особая папка НГ. 2000. 6 янв. № 1 (4). С. 9-12.

97. Арин О.А. Россия на обочине мира: публицистика. М.: Линор, 1999. С. 171-172, 136, 140.

98. Советская Россия. 2000. 14 марта. № 30 (11925). С. 4.

99. Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. С. 135-136.

100. Занусси К. Что будет с Европой? // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 165-166.

101. Вопросы философии. 1990. № 3. С. 155.

102. Перес Хайме. Мы возвращаемся к истокам // Правда. 1990. 3 авг. С. 4.

103. Уткин А.И. Американская стратегия для XXI века. М.: Логос, 2000.

104. Независимая газета. 1999. 4 авг. № 141 (1957). С. 6.

105. Бузгалин А.В. Социализм: уроки кризиса // Альтернативы. 1994. Вып. 2 (5). С. 13, 5.

106. Нерсесянц Владик. Постсоциалистическая Россия. Цивилизм как национальная идея // Независимая газета. 1995. 1 нояб. № 111 (1038). С. 5.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие......................................................................

Глава 1....................................................................................................................

ХАРАКТЕРИСТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ЭПОХИ XX ВЕКА.......

1. Диалектика прошлого, настоящего, будущего................

2. Основное, главные и ведущие противоречия XX столетия

3. Характерные черты эпохи XX века...............................

Глава 2..................................................................................................................

ИЗМЕНЕНИЯ И БОРЬБА КАПИТАЛА И ТРУДА ЗА ПОЛТОРА СТОЛЕТИЯ

1. Противоречие и борьба труда и собственности, труда и капитала – движущая сила развития всемирной истории...................................................

2. Верность главных открытий и положений К.Маркса и Ф.Энгельса о капитале и труде................................................................................................

3. Существенные изменения в развитии капитала, труда и их взаимоотношений с XIX по конец XX века..........................................................................

4. Новая острая проблема труда и “антитруда” в России.

5. Тенденции и перспективы борьбы труда с капиталом в России, СНГ и в мире на рубеже XXI столетия...............................................................

Глава 3..................................................................................................................

МАРКСИЗМ С ДЕВЯТНАДЦАТОГО ПО ДВАДЦАТЫЙ ВЕК

1. Марксизм и коммунизм.................................................

2. Содержательные уровни марксизма.............................

3. Метод и методология марксизма..................................

4. Главные характеристики марксизма.............................

5. Этапы развития марксизма за полтора века и его современные обозначения

Глава 4..................................................................................................................

КОММУНИЗМ ОТ XIX К XXI ВЕКУ........................................

1. Противостоящие коммунизму разные “социализмы”....

2. Основные ступени, этапы развития коммунизма за полтора века

3. О сущности коммунизма и его отношении к другим левым движениям

4. Откат и отказ руководства КПРФ от коммунизма. Характеристика К.Марксом и Ф.Энгельсом подобной позиции............................................

5. Что означает коммунизм и быть коммунистом............

Глава 5................................................................................................................

ОБЪЕКТИВНО-СУБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

1. Развитие через разрешение противоречий.................

2. Типы и виды изменений, преобразований и скачков в обществе

3. Переходные периоды и диалектика своеобразных путей общественного развития

Глава 6................................................................................................................

ДИАЛЕКТИКА ВНУТРЕННИХ ПЕРЕМЕН, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО, ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ ДЛЯ ПЕРЕЛОМА ХОДА ИСТОРИИ

1. Изменения характера, качества и темпов общественных процессов

2. Диалектика внутреннего и внешнего...........................

3. Внешнее и внутреннее насилие в России для поворота хода истории вспять

4. Уроки насильственного слома социализма в СССР...

Глава 7................................................................................................................

РОЛЬ СУБЪЕКТОВ ИСТОРИИ, ИХ ИДЕЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВЫБОРЕ И ИЗМЕНЕНИЯХ......................................................

1. Характер роли народных масс, классов, партий, властных элит, личности в качестве субъектов исторического развития........................................

2. Диалектика идеала и действительности.....................

3. Диалектика теории и практики....................................

4. Совпадение или несовпадение в одном лице качеств государственного деятеля и общественно- партийного, народного деятеля. В.И.Ленин и И.В.Сталин

Глава 8................................................................................................................

УРОКИ ВЗЛЕТОВ И ПАДЕНИЙ СОЦИАЛИЗМА В XX ВЕКЕ

1. Позитивные черты и уроки развития социализма.......

2. Обеспечение постоянного движения социализма вперед, преодоления противоречий, трудностей, ошибок...............................................................





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 128 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...