Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
[1037]… его не накрывают горшком… — Светильник представлял собой небольшой глиняный сосуд, наполненный оливковым маслом. Чтобы погасить светильник, его обычно не задували, а накрывали горшком.
[1038]… исполнить. — Может также означать «дополнить, восполнить» или «завершить». Все Священное Писание пророчествует о приходе Мессии, и Иисус исполняет эти пророчества Своей жизнью и смертью.
[1039]См. Исх 20:13; Втор 5:17.
[1040]… гроша. — Греч, квадрант, римская медная монета, весом около 1 г.
[1041]См. Исх 20:14; Втор 5:18.
[1042]У евреев право на развод имел только муж. Закон Моисея, обязывая мужа дать свидетельство о разводе, защищал права жены, которая в таком случае могла получить часть имущества, а также снова вступить в брак, что не считалось грехом; см. Втор 24:1, 2.
[1043]… совершает тот же грех. — По представлениям того времени, только жена нарушала супружескую верность. Муж, вступая в связь с другой женщиной, не совершал греха против своей жены.
[1044]Римские воины на подвластной территории имели право обязать любого человека нести их поклажу на расстояние 1 мили (около 1,5 км).
[1045]См. Лев 19:18.
[1046] Да будет свято Имя Твое… — Буквально: «пусть Твое Имя станет святым». Имя здесь обозначает самого Бога, а страдательный залог подразумевает, что действующим лицом является Он сам, так что возможен перевод: «Сделай Свое Имя святым». Иоанн Златоуст, объясняя эту молитву, говорил, что слова «пусть освятится» означают «пусть прославится». Первое прошение молитвы Господней обращено к Богу, чтобы Он сделал Свое Имя святым во всем мире, что станет возможным после наступления Его Царства, потому что только тогда все признают Бога своим Царем и будут восхвалять Его как должно (ср. Откр 4:8; см. также Ин 12:28).
[1047]… от Злодея. — Другое возможное понимание: от зла. В ряде рукописей стих заканчивается словами: «потому что Твое навеки Царство, и сила, и слава. Аминь».
[1048]… вознаградит тебя. — В некоторых поздних рукописях далее идет слово «явно».
[1049]… хоть на час? — Другое возможное понимание: «кто может увеличить свой рост хотя бы на локоть?» Локоть — мера длины, равная примерно 45 см.
[1050]… святыни… — В Писании так называлось жертвенное мясо.
[1051]… собакам… перед свиньями… — Эти животные считались нечистыми; так евреи называли язычников и отступников.
[1052]… в этот День… — В День Суда.
[1053]… с востока и с запада… — Имеются в виду все народы мира, т. е. язычники, которые, по мнению большинства евреев, не могли быть спасены.
[1054] С наступлением вечера… — Т. е. когда закончилась суббота. С заходом солнца у евреев заканчивался один день (в данном случае суббота) и начинался следующий. В субботу запрещались многие виды деятельности, в частности, лечение.
[1055]См. Ис 53:4.
[1056]… Гадары… — Город Гадара входил в состав Десятиградия.
[1057] Свиньи у евреев считались нечистыми, следовательно, Иисус находился на языческой территории.
[1058]… в городе, где Он жил. — В Капернауме.
[1059] Матфе́й (в Мк 2:14 и Лк 5:27 — Левий), вероятно, состоял на службе у Ирода Антипы, собирая таможенные пошлины на границе его тетрархии. 9:10 … грешников… — Т. е. тех, у кого были «нечистые» профессии.
[1060]Так как сборщики податей и грешники были ритуально нечистыми, с ними нельзя было садиться за стол.
[1061]См. Ос 6:6.
[1062]… на свадьбе… — Свадьба была самым радостным событием в жизни, она праздновалась семь дней, и в это время отменялись многие запреты и ограничения. Пост же был знаком раскаяния и печали.
[1063]… из новой ткани… — Дословно: «из неотбеленной ткани». Такая ткань после первой стирки садилась.
[1064]Женщина с кровотечением была ритуально нечистой и не имела права ни к кому прикасаться.
[1065]Умерших хоронили в самый день смерти, и на похоронах музыканты играли на флейтах печальные мелодии, а плакальщицы (обычно наемные) вопили и били себя в грудь, оплакивая умершего.
[1066]… жатва… — Явление Бога в конце времен и Его суд над человечеством (см. Ос 6:11; Иоил 3:13).
[1067] Фома — «близнец» (арам.); это не имя, а прозвище.
[1068] Канани́т — «зелот» (арам.).
[1069]Когда евреи возвращались из‑за границы, они отряхивали пыль, приставшую к их одежде и обуви, в знак того, что очищаются от скверны язычников. Если этот жест был обращен к единоплеменникам, это значило, что их считают за язычников
[1070]Местные суды были в каждом городе при синагогах, судьями там были старейшины. Отступников и еретиков наказывали тридцатью девятью палочными ударами.
[1071]… Того, кто может… — Бога.
[1072]… грош… — Дословно «асе»; римская медная монета, равная 1/16 денария, см. прим. к 18:28.
[1073] 10:35, 36 См. Мих 7:6.
[1074]Казнь через распятие на кресте довольно часто применялась в Палестине времен римского владычества. Осужденный сам нес перекладину креста на место казни. Здесь в метафорическом смысле: ученик Христа должен быть готов к страданиям и даже смерти за свою веру.
[1075]… Тот, кто должен прийти… — Один из титулов Помазанника.
[1076]См. Мал 3:1.
[1077]… во всем роде человеческом… — Буквально: «среди рожденных женщинами»; это еврейское выражение, означающее: «среди смертных людей» (ср. Гал 4:4). Иоанн — величайший из людей, потому что ему доверил Бог весть о приходе Помазанника.
[1078]… кто всех меньше… — Вероятно, любой, даже самый незначительный, удостоенный войти в Царство Бога, больше, чем Иоанн. Но возможно также понимание, что Иисус говорит здесь о себе самом: Он пришел в мир как слуга (ср. 20:28; Флп 2:7), но Он больше Иоанна.
[1079]Один из трудных стихов в Евангелии, имеющий много толкований. В данном контексте, вероятно, речь идет о предстоящей смерти Иоанна от рук Ирода Антипы. Другое возможное понимание: «Царство стремительно прокладывает себе путь» или «Царства добиваются всеми силами». См. также Лк 16:16.
[1080] Хорази́н и Вифсаи́да — города неподалеку от Капернаума.
[1081]…в Тире и в Сидо́не… — Ветхозаветные пророки гневно обличали жителей этих городов за то, что они отвергали Бога и Его волю.
[1082]… покаялись. — Греческий глагол метаноэ́о (буквально «менять образ мыслей») означает «отказываться от греха и обращаться к Богу». В знак раскаяния и сокрушения о своих грехах люди надевали рубище — темную одежду из грубой шерсти или мешковины и посыпали голову пеплом.
[1083]… простым и малым… — Буквально: «детям»; здесь в переносном смысле: простые люди, кто принял Весть Бога о прощении грешников и стал учеником Иисуса.
[1084]… от мудрых и разумных! — Это фарисеи и религиозная верхушка, отказавшиеся принять волю Бога (ср. Ис 29:14 и 1 Кор 1:19).
[1085] Я дам вам отдых! — Субботний отдых, предписанный Законом Моисея, понимался как предварение вечного отдыха в Небесном Царстве (см. Евр 3:11; 4:1–11; Откр 14:13).
[1086]Закон Моисея разрешал проголодавшимся путникам срывать в поле колосья и есть зерна (ср. Втор 23:25).
[1087]Фарисеи сочли действия учеников жатвой и молотьбой, что было запрещено в субботу.
[1088]… жертвенный хлеб… — Ср. Лев 24:5–7. Во времена Давида его разрешалось есть всякому, кто не был ритуально осквернен, но позже только священникам.
[1089]… нарушают субботу… — Тем, что совершали жертвоприношения, но Храм считался важнее субботы.
[1090]См. Ос 6:6.
[1091]… с сухой рукой. — С давно парализованной и уже атрофированной. В субботу запрещалось лечение, кроме случаев, требовавших срочной помощи.
[1092] 12:18–21 См. Ис 42:1–4.
[1093] Вельзеву́л — точнее Баа́л–Зебу́л; вероятно, «хозяин дома», имя одного из главных нечистых духов или самого Сатаны.
[1094]… безбожного… — Буквально: «неверного, развратного». В Ветхом Завете отношения между Богом и Израилем сравнивались с отношениями супругов: Израиль часто изображался неверной женой, изменявшей Ему с богами других стран (см. Ос 3:1).
[1095] Ниневи́я во времена пророка Ионы была столицей Ассирийской империи, злейшего врага Израиля. Бог послал туда Иону, чтобы жители ее, услышав его проповедь, могли раскаяться и спастись.
[1096] …нечто большее… — В некоторых рукописях: «некто больший».
[1097] Царица Юга… — Царица Савская (см. 3 Цар 10:1–10).
[1098] 13:4–8 По некоторым сведениям, в древней Палестине поле сначала засевали, а лишь потом вспахивали.
[1099]… стократный, шестидесятикратный или тридцатикратный. — Это невероятно богатый урожай, так как в те времена обычным был урожай семикратный, а десятикратный считался богатым.
[1100]… тайны Царства Небес… — Т. е. Божьи замыслы, известные только Ему.
[1101] Ушами будете слушать… — См. Ис 6:9–10; соответствующий еврейский текст может пониматься иначе: «Слушайте, слушайте — и не понимайте, смотрите, смотрите — и не разумейте!»
[1102]См. Пс 77:2.
[1103]… в Свой родной город… — В Назарет.
[1104]В Евангелиях используются две формы имени: Мария и Мариа́м (точнее: Мирьям).
[1105]… до тетрарха Ирода… — Имеется в виду Ирод Антипа, сын Ирода Великого; правил Галилеей и Переей с 4 г. до н. э. по 39 г. н. э.
[1106]Закон Моисея запрещал жениться на жене брата и рассматривал такой брак как кровосмешение (см. Лев 18:16; 20:21).
[1107]… в Геннисарете. — От евр. Генниса́р; так называлась долина на западном берегу озера. Возможно, там был и поселок с таким же названием.
[1108] Не омывают рук перед едой… — Имеется в виду ритуальное омовение рук с целью очистить их от возможного прикосновения к какой‑либо скверне.
[1109]См. Исх 20:12; 21:17; Лев 20:9; Втор 5:16.
[1110]… дар Богу… — Посвятив вещь или имущество Богу, люди потом уже не имели права пользоваться ими, даже для нужд своих родителей.
[1111] 15:8, 9 См. Ис 29:13.
[1112]… ханаане́янка… — Эта женщина была язычницей.
[1113] Детьми, или сыновьями Божьими, назывались израильтяне. Жители Израиля называли язычников собаками, что считалось страшным оскорблением.
[1114]Местонахождение Магада́на в Палестине не установлено.
[1115] Кесари́я Филиппова — город, расположенный у истока Иордана, на склонах горы Хермон.
[1116] Сияющее облако было знаком Богоприсутствия.
[1117] 17:(21) В некоторых поздних рукописях имеется ст. 21: «Но такого рода бесов можно изгнать только молитвой и постом».
[1118]… четыре драхмы. — В греческом тексте: стате́р — монета, равная четырем драхмам, см. также прим. к Лк 15:8.
[1119]… простых и малых… — См. прим. к 11:25.
[1120]… Жизнь… — Здесь то же, что «Царство Бога».
[1121] 18:(11) В некоторых рукописях имеются слова: «Ведь Сын человеческий пришел спасти то, что пропало», а в некоторых: «Ведь Сын человеческий пришел разыскать и спасти то, что пропало».
[1122]См. Втор 19:15.
[1123] Талант — мера веса, равная 26 кг.
[1124] Денарий — римская монета, которая содержала в себе столько же серебра, что и греческая драхма (4,35 г). См. также прим. к Лк 15:8.
[1125]… за Иорданом. — Эта область к востоку от Иордана называлась Переей, через нее обычно шли в Иерусалим паломники, не желавшие проходить через Самарию.
[1126]Закон Моисея разрешал развод, но среди учителей Закона шли споры о причине, делавшей развод возможным. Консервативная школа Шаммая считала, что развод допустим лишь в случае, если жена нарушила супружескую верность, а школа Гиллеля утверждала, что муж имеет право развестись с женой по любой причине.
[1127]См. Быт 1:27; 5:2.
[1128]См. Быт 2:24.
[1129]… человек… — Имеется в виду муж, так как и по Закону Моисея, и по римскому законодательству в отношения между мужем и женой не должны были вмешиваться никакие внешние инстанции.
[1130]См. Втор 24:1, 2.
[1131]В некоторых рукописях стих заканчивается словами: «и кто женится на разведенной, нарушает верность».
[1132] Что ты спрашиваешь Меня о добром? — В некоторых рукописях: «Что ты называешь Меня добрым?» Кроме того, в ряде рукописей есть также слова: «Никто не добр, кроме одного только Бога».
[1133]См. Исх 20:13–16; Втор 5:17–20.
[1134]См. Исх 20:12; Втор 5:16.
[1135]… по одному денарию… — См. прим. к 18:28. Денарий составлял обычную дневную плату поденщика.
[1136]В некоторых рукописях имеются также слова: «Ведь много званых, но мало избранных».
[1137]… язычникам… — Т. е. римлянам, правившим тогда Иудеей.
[1138]… предстоит выпить? — В некоторых рукописях далее следует: «или креститься крещением, которым Я крещусь?», см. Мк 10:38 и прим.
[1139]… выпьете… — В некоторых рукописях далее следует: «и крещением, которым Я крещусь, будете креститься», ср. Мк 10:39.
[1140]… за множество жизней. — Буквально: «за многих». В еврейском языке слово «многие» употребляется в значении «очень большое количество», а не как в европейских языках, где у него есть дополнительный оттенок: «но не все».
[1141]См. Зах 9:9.
[1142]Так в древности встречали знаменитых людей.
[1143]… менял… — Во Дворе язычников менялись римские и греческие деньги на специальную монету, которой платилась храмовая подать.
[1144]См. Ис 56:7; Иер 7:11. 21:16 См. Пс 8:3.
[1145]… этой горе… — Горе Сион, на которой стоял Храм.
[1146]… в Храм… — Во Двор для язычников.
[1147] От Бога… — Дословно: «с Неба» (см. прим. к 3:2).
[1148]См. Ис 5:1, 2.
[1149]См. Пс 117:22, 23.
[1150] 21:(44) В ряде рукописей есть ст. 44: «Всякий, кто споткнется об этот камень, разобьется, а на кого упадет этот камень, того раздавит».
[1151]Непосредственно перед пиром было принято посылать гостям вторичное приглашение.
[1152] 22:15–17 Этот вопрос представлял собой ловушку, так как любой ответ был опасен для Иисуса. Если бы Он сказал «да», Он потерял бы популярность у народа, видевшего в подушной подати, которую нужно было платить Риму, национальное унижение. Если бы Он сказал «нет», Его можно было бы выдать римским властям как мятежника, подбивающего народ к отпадению от Рима.
[1153]По представлениям того времени, все отчеканенные монеты принадлежали тому, кто их чеканил, в данном случае цезарю.
[1154]См. Втор 25:5.
[1155]См. Исх 3:6.
[1156]См. Втор 6:5.
[1157]См. Лев 19:18.
[1158]См. Пс 109:1.
[1159]По древним представлениям, тот, кто старше, всегда важнее того, кто младше, а отец (предок) всегда важнее сына (потомка).
[1160]… сели на Моисеево место. — Являются последователями Моисея и учителями Закона.
[1161]В знак исполнения заповеди (см. Исх 13:9) евреи во время молитвы надевали на лоб и на левую руку маленькие кожаные коробочки, которые содержали в себе отрывки из Книги Исхода и Второзакония. Фарисеи, вероятно, носили эти коробочки весь день, а не только во время молитвы. Кроме того, благочестивые люди должны были нашивать на края верхней одежды кисти.
[1162] 23:(14) В некоторых рукописях имеется ст 14: «Горе вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы пожираете дома вдов, а потом напоказ долго молитесь! Вас ждет самое суровое наказание!»
[1163]Разрешалось есть лишь ту пищу, с которой была уплачена десятина. В Законе Моисея не упомянуты пряные травы, что говорит о сверхщепетильности фарисеев.
[1164] Комара и верблюда евреи считали нечистыми.
[1165] Гробницы обычно белили, чтобы люди могли их заметить и случайно к ним не прикоснуться, потому что прикосновение к трупу или к гробнице делало человека ритуально нечистым.
[1166]Бытие, первая книга Священного Писания Ветхого Завета, повествует об убийстве Авеля — первом убийстве на земле, а в книге, которая в еврейской Библии считается последней, т. е. 2 Паралипоменон, рассказывается об убийстве пророка Захарии.
[1167]… Дом… — Иерусалимский храм.
[1168]… родовые схватки. — По представлениям, широко распространенным в те времена, перед наступлением грядущего века вся вселенная будет переживать страшные катаклизмы, которые часто сравнивались с родовыми муками.
[1169]… «мерзость осквернения»… — Дословно: «мерзость запустения»; евреи называли мерзостью поклонение языческим богам и их изображениям — идолам. Пророк Даниил назвал так алтарь Зевса, воздвигнутый Антиохом Эпифаном в 168 г. до н. э., что осквернило Храм и привело к «запустению», т. е. к прекращению в нем богослужений.
[1170]… на крыше… — Дома в Палестине обычно имели плоскую крышу, на которую вела наружная лестница. На крыше люди проводили много времени: работали, молились, а в жаркое время года спали там.
[1171]… не зимой… — Зимой был сезон дождей, когда разливались реки, что делало передвижение затруднительным.
[1172]В древности люди думали, что звезды — это некие духовные силы.
[1173]… наказав его люто… — Буквально: «разрубив его надвое». Это может означать: а) действительную казнь; б) жестокое избиение (ср. Лк 12:47,48).
[1174]… жениха. — По обычаю жених отправлялся за невестой в дом ее родителей. Подруги невесты должны были сопровождать их в дом родителей жениха, где и проходили свадебные торжества.
[1175] Факел представлял собой палку с намотанными на нее промасленными тряпками.
[1176]… ни часа. — В некоторых рукописях дальше следует: «когда вернется Сын человеческий».
[1177] 25:15–28 … пять талантов… два таланта… один… — Это была очень большая сумма денег: талант — примерно 26 кг серебра.
[1178]В Палестине днем овцы и козы паслись в одном стаде, но на ночь их разделяли.
[1179]… не в праздник… — Греческое слово может означать также толпу паломников, пришедших на праздник.
[1180]… прокаженного Симона… — Так как прокаженный был ритуально нечист и не мог принимать гостей, предполагается, что Симон болел проказой, но был исцелен или же заболел позже.
[1181]… пасхального ягненка?» — Буквально: «пасху». Этим словом назывался как сам праздник, так и главное блюдо пасхальной трапезы — ягненок или козленок, запеченный с горькими травами.
[1182] Когда наступил вечер… — Пасхальная трапеза начиналась вечером, с восходом первой звезды.
[1183]… сел за стол… — Буквально: «возлег». Обычно евреи ели сидя, но во время пиров, особенно во время пасхальной трапезы, они заимствовали эллинистический обычай — есть лежа на специальных обеденных ложах.
[1184]См. Зах 13:7.
[1185]По Закону Моисея, для того, чтобы приговорить человека к смерти, необходимо было не менее двух свидетелей обвинения, давших одинаковые показания.
[1186]… разодрал на себе одежды… — Услышав богохульство, человек обязан был в знак скорби разодрать на себе одежду.
[1187] Слышно по говору. — У галилеян был характерный акцент.
[1188] 27:9,10 … Иеремию… — На самом деле эти слова принадлежат пророку Захарии (Зах 11:12,13).
[1189] Бар–Абба́ — В переводе с арамейского: «сын отца»; это прозвище, а не имя.
[1190] Пусть вина… — Дословно: «Пусть кровь Его».
[1191]… велел бичевать… — Бичевание было частью наказания: перед распятием осужденного бичевали кожаными бичами с вшитыми в них кусочками кости или металла, иногда разрывавшими тело до костей. Бичевание применялось также при допросах подозреваемых и рабов.
[1192]… с желчью. — В то время осужденным на казнь давали питье с каким‑то горьким наркотическим веществом, притуплявшим боль. См. Пс 68:22.
[1193]… два преступника… — Дословно: «два разбойника». Скорее всего, это были боевики, популярные в народе, которые вели террористическую войну с римлянами. См. Мк 15:7.
[1194] Эли́, Эли́… — Слова на еврейском языке.
[1195]… лема́ савахта́ни? — Слова на арамейском языке.
[1196]Имя Илия звучит по–арамейски как Эли, что также значит «Боже мой».
[1197]… в кислом питье… — Имеется в виду «поска» — напиток из воды с уксусом или кислым вином и яиц, хорошо утолявший жажду.
[1198]Естественные или высеченные в скалах пещеры часто использовались в качестве гробниц. Камень приваливали, чтобы защитить тело умершего от хищников.
[1199] 27:57–60 По еврейскому обычаю, умерший должен был быть похоронен в день смерти, тем более что вечером в пятницу начиналась суббота, день покоя. Кроме того, согласно Втор 21:22, 23, тело повешенного должно было быть снято и похоронено в тот же день.
[1200]Под первой ложью они имели в виду то, что Иисус — Помазанник Божий.
[1201]См. Ис 40:3.
[1202]… крестил водой… — См. прим. к Мф 3:6.
[1203]… любимый… — См. прим. к Мф 3:17.
[1204]… прислуживали… — См. прим. к Мф 4:11.
[1205]… отверстие в крыше… — Проделать отверстие в крыше не составляло особого труда, так как крыши на Востоке покрывали камышом или хворостом и сверху заливали глиной.
[1206]… к морю. — К Галилейскому морю.
[1207]… из новой ткани… — См. прим. к Мф 9:16.
[1208]См. прим. к Мф 12:1.
[1209]См. прим. к Мф 12:2.
[1210]… при первосвященнике Авиафа́ре… — Первосвященником был тогда отец Авиафара.
[1211]См. прим. к Мф 12:24.
[1212]… тридцатикратный, шестидесятикратный или стократный. — См. прим. к Мф 13:8.
[1213] 4:3–8 См. прим. к Мф 13:3–8.
[1214]См. Ис 6:9,10.
[1215]См. прим. к Мф 5:15.
[1216]… на тот берег. — На восточный берег Галилейского моря.
[1217]См. прим. к Мф 8:30
[1218]См. прим. к Мф 9:20.
[1219]… Талита́, кум! — Слова на арамейском языке
[1220]… даже пыль с ног отряхните. — См. прим. к Мф 10:14. В некоторых более поздних рукописях этот стих заканчивается словами: «Говорю вам, Тиру и Сидону будет легче в День Суда, чем вам».
[1221] И́род — Ирод Антипа; см. прим. к Мф 14:1.
[1222]См. прим. к Мф 14:4.
[1223] Денариев… на двести! — Это примерно годовая плата наемного работника, и такие деньги вряд ли были у учеников Иисуса, см. также прим. к Мф 18:28.
[1224]См. прим. к Мф 15:2.
[1225] 7:6, 7 См. Ис 29:13.
[1226]См. Исх 20:12; 21:17; Лев 20:9; Втор 5:16.
[1227]… посвящается Богу… — См. прим. к Мф 15:5.
[1228] 7:(16) В некоторых рукописях имеется ст. 16: «У кого есть уши, пусть услышит!».
[1229]… язычница… — Буквально: «гречанка»; во времена Нового Завета иудеи обычно называли язычников греками вне зависимости от их национальной принадлежности.
[1230] Кесари́я Филиппова — см. прим. к Мф 16:13.
[1231]… возьмет свой крест… — См. прим. к Мф 10:38.
[1232]… молитвой… — В некоторых рукописях: «молитвой и постом».
[1233]… через три дня… — В некоторых рукописях: «на третий день».
[1234]См. прим. к Мф 11:25.
[1235] 9:(44,46) В ряде рукописей имеются стт. 44 и 46: «где непрестанно точит червь и где огонь не гаснет».
[1236]См. Втор 24:1, 2.
[1237] 10:6, 7 См. Быт 1:27; 5:2.
[1238]… нарушив супружескую верность… — См. прим. к Мф 5:32.
[1239]См. Исх 20:12–16; Втор 5:16–20.
[1240]… как трудно… — В некоторых рукописях: «как трудно надеющимся на богатство».
[1241]… через три дня… — См. прим. к 9:31.
[1242]… креститься крещением, которым Я крещусь? — Дословно: «погрузиться [в воду], как Я погружаюсь», что символизировало страдания и смерть; см. прим. к Мф 3:6 (ср. также Пс 41:8; Лк 12:50).
[1243]… Он скоро его вернет. — В некоторых рукописях: «и он [тот человек] тотчас отправит его [к Иисусу]».
[1244]См. прим. к Мф 21:8.
[1245]См. Ис 56:7; Иер 7:11.
[1246] От Бога… — См. прим. к Мф 3:2.
[1247] 12:10,11 См. Пс 117:22,23.
[1248] 12:13, 14 См. прим. к Мф 22:15–17.
[1249] 12:16, 17 См. прим. к Мф 22:21.
[1250]См. Втор 25:5.
[1251]См. Исх 3:6.
[1252] 12:29, 30 См. Втор 6:4, 5.
[1253]См. Лев 19:18. 12:32 См. Втор 4:35.
[1254]См. Пс 109:1.
[1255]См. прим. к Мф 22:45.
[1256]… в длинных одеждах… — Имеются в виду талли́ты — длинные шали, которыми благочестивые евреи накрывают во время молитвы голову.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 166 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!