Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Выражение соболезнований — это утешение родственников умершего словами вроде: «Да сделает Аллах великой награду вашу, да пошлёт Он вам прекрасное утешение, и да помилует он вашего умершего!». А тот, кому выражают соболезнования, говорит в ответ:
«Да ответит Аллах на мольбу твою, и да помилует Он нас и тебя!» Желательно выражать соболезнования всем членам семьи умершего, и
взрослым, и малым, после похорон.
Пророк также сказал:
«Любого верующего, который утешит брата своего в горе, Всевышний Аллах непременно облачит в одеяние почёта в Судный день» [Ибн Маджа. Со слов Абдуллаха ибн Абу Бакра ибн Мухаммада ибн Амра ибн Хазма, со слов его отца, со слов его деда].
Собираться же для выражения соболезнований и чтения Корана для умершего нежелательно, ибо это нововведение134.
Соболезнования можно выражать не только мусульманам, но и зиммиям (людям Писания). Например, можно сказать: «Да возместит вам Аллах и да не уменьшит он вашу численность». Что же касается
плача, то сам по себе плач не является нежелательным, если только это не громкое причитание по покойному, и не перечисление его
достоинств, поскольку Пророк сказал, когда умирал его сын Ибрахим:
134 Задаль-ма'ад.Т. 1.С. 508.
«Поистине, глаза плачут и сердце печалится, номы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой С тобой, О Ибрахим!» [Аль-Бухари; Муслим].
Что же касается хадиса:
«Поистине, покойного подвергают мучениям в его могиле из-за оплакивания его родственниками» [Аль-Бухари; Муслим. Со слов 'Умара] — то речь идёт о тех случаях, когда человек завещает родным оплакивать его. Также является нежелательным перечисление достоинств умершего, даже без оплакивания и причитаний.
Запрещается царапать лицо, рвать на себе одежду, бить себя по щекам, кричать и призывать погибель, оплакивая таким образом умершего. На это указывают хадисы, среди которых — хадис от Ибн
Мас'уда о том, что Пророк сказал:
«Не относится к нам тот, кто бьёт себя по щекам, рвёт на себе одежду и говорит то, что говорили во времена невежества» [Ахмад; аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи; Абу Давуд; ан-Насаи; Ибн Маджа]. Кроме того, подобные действия похожи на обвинение Всевышнего в несправедливости, взывание о помощи не к Аллаху и
недовольство предопределением Аллаха135.
Тот, кого постигло горе, должен просить помощи у Всевышнего Аллаха, утешаться посредством Его утешения и исполнять Его
веление обращаться за помощью к терпению и молитве, и тогда
Всевышний Аллах исполнит Своё обещание терпеливым:
135 Аль-мугни. Т. 3. С. 491.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 193 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!