Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Хорошо"» (2:220)



Полномочия назначенного опекуна ограничиваются

имущественными вопросами. Опекун должен отвечать шести условиям: он должен относиться к категории мукалляф (то есть быть совершеннолетним и разумным), быть свободным, справедливым (по крайней мере, внешне), иметь опыт в имущественных делах (то есть быть благоразумным в распоряжении имуществом), надёжным (честным) и быть мусульманином, если его подопечный —

мусульманин.

Забота о детях продолжается весь период детства до самого совершеннолетия. Так, ислам утвердил систему заботы о ребёнке,

которая является одной из форм покровительства. Эта забота обязательна, и женщины больше подходят для того, чтобы заботиться о ребёнке. Забота эта необходима ребёнку для того, чтобы уберечь его

от опасностей, гибели и беспризорности, и обеспечить ему комфортную семейную атмосферу, даже в том случае, если родители разведены. Мать имеет больше прав заботиться о ребёнке, чем

кто-либо другой, согласно хадису: «Ты имеешь больше прав на него, чем кто-либо другой, до тех пор, пока не выйдешь замуж». А по достижении ребёнком определённого возраста или в случае, если мать

ненадёжна и не может оберегать нравственность ребёнка, право воспитания ребёнка переходит к мужчине, потому что он способен защищать его, оберегать и воспитывать лучше, чем женщины. Более

того, мужчина обязан взять на себя опекунство над женщиной, для которой он является близким родственником [махрам).

Женщина лишается права заботиться о ребёнке, если она уезжает в

далёкое место или больна опасной болезнью — лепрой, проказой или сумасшествием, или если она нечестивая и порочная и почти не соблюдает религию или же она вышла замуж и между супругами имела место первая близость. Расходы на уход за ребёнком и его воспитание покрываются из имущества самого ребёнка, если у него есть имущество, а в противном случае — из имущества отца или того, кто обязан содержать ребёнка. Женщина, заботящаяся о ребёнке,

имеет право на плату, жильё и прислугу, по мнению ханафитов125. По окончании этого периода ребёнок переходит под покровительство отца или деда.

Человек обязан содержать детей, если он способен на это, то есть у него есть средства или он способен зарабатывать их, и если ребёнок беден, и у него нет имущества, и он не способен зарабатывать. Таким

образом сохраняется право ребёнка на жизнь.

Ислам заботится о воспитании детей с того времени, когда они ещё находятся в материнской утробе, и в период детства, когда они

начинают что-то понимать, и даже раньше — с того времени, когда мусульманин выбирает себе жену и, соответственно, будущую мать

124 Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 931.

для своих детей, — ислам побуждает его серьёзно подходить к этому вопросу, и это очевидно. Ведь дети — это наше будущее, и именно они будут строить жизнь в будущем, и они будут поднимать страны. А на человека обычно оказывает немалое влияние то, как его воспитывали в детстве. И это, в первую очередь, задача и ответственность родителей.

В основе воспитания должно лежать правильная акыда, высокая нравственность, приучение к совершению поклонения, забота о

здоровье и чистоте и обучении ребёнка исполнению некоторых обязанностей в социальной и культурной сферах.

Если говорить о правах престарелых, то их много, и они

разнообразны, и имеют общечеловеческое, социальное и национальное значение. Эти права необходимо признавать, потому что старость — одно из звеньев истории, и неотъемлемая часть жизни любого общества, любого поколения и почти каждого человека, и тексты нашего Шариата и принципы и нормы нашей религии указывают на необходимость обеспечить пожилым людям уважение, а также достойную и счастливую жизнь, улучшать условия их жизни, обеспечить им необходимое обслуживание, удовлетворять их духовные, социальные, экономические потребности, а также потребности, связанные со здоровьем и развлечениями. Также необходимо разрабатывать программы и проекты, позволяющие улучшить условия их жизни и обеспечить лучшее соблюдение их прав.

Необходимо заострить внимание на лечении старческих болезней и предоставлении пожилым людям необходимого лечения. Нужно создавать специализированные медицинские центры в каждом городе и в каждом крупном районе — это станет облегчением для старых людей и обеспечит им возможность получать необходимый уход и заботу в соответствии с их положением. Почтение, уважение, преданность, благодеяние и справедливость по отношению к старым людям предполагают подобные действия с нашей стороны, потому что старость уважаема и почётна, и ислам и благонравие в мусульманском обществе побуждают нас почтительно относиться к старым людям, поскольку Пророк сказал: «Не относится к нам тот, кто не проявляет милосердия к малым из нас и не относится с почтением к старым из нас».

Он также сказал: «Поистине, к возвеличиванию Всевышнего Аллаха относится почтение к мусульманину, дожившему до седин».

Если у престарелых нет родных — детей, братьев и так далее, то о них должны позаботиться в домах престарелых — либо бесплатно (это лучше и благороднее), либо за разумную, небольшую плату. Особенно это касается случаев, когда родственники не способны должным образом позаботиться о престарелом по причине того, что он нуж- дается в особом уходе, который обычный человек не может ему обеспечить.

Также крайне важно обеспечивать престарелых, у которых нет сбережений, и которые не способны зарабатывать на жизнь. Ведь они

обычно нуждаются во многом. Исламская система обеспечения возлагает эти обязанности на каждого родственника престарелого, поскольку Всевышний сказал:

Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы» (4:36).

Система взаимопомощи и обеспечения в исламе предполагает также организацию разных видов деятельности и создание специальных мест, предназначенных для пожилых людей, чтобы помочь им сохранить активность и воплотить их надежды. Им также необходимо предоставить возможности для самоутверждения и воспользоваться их способностями и опытом в различных областях деятельности, где требуется умственный или ручной труд, а также в цехах, где ведётся работа, согласующаяся с их силами и возможностями.

Было бы неправильным лишать их возможности выполнять работу, которая им по силам, особенно ту, для которой не требуется

физическая сила. Деятельность заполнит их досуг и поможет им избавиться от болезней и прочих неприятностей пенсионного возраста. И насильно отправлять их в отставку по достижении

определённого возраста — неоправданная жестокость по отношению к ним.

В конце своего исследования я поместил проект, который может служить общим документом, в котором перечислены права престарелых, исходя из социальных и нравственных принципов ислама. Эти принципы гласят, что почтительное отношение к престарелым, оберегание их и забота о них — неотъемлемое право человека, и что к старым людям нужно относиться мягко — наше отношение к ним должно быть наполнено любовью, нежностью, и милосердием. Мы должны всегда учитывать их положение. Кроме того, мы должны обеспечивать их, посредством сотрудничества общественных организаций и государственных учреждений. Также нужно разработать специальные законы для старых людей, которые позволили бы им развиваться, реализовывать себя, приносить пользу и дали бы нам возможность охранять их здоровье.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 208 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...