Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь» (64:16)



А Пророк сказал: «Если вы возложите на них нечто [тяжкое], то

помогите им» [Ахмад; аль-Бухари; Муслим; Абу Давуд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа. Со слов Абу Зарра аль-Гифари].

Возложение на человека любой обязанности предполагает наличие естественной трудности, но не сверхъестественной. Естественная трудность — это трудность, которую человек способен переносить без вреда для себя. Всевышний Аллах не избавил возлагаемые на человека

обязанности от такого рода трудности. Такова действительность, в которой мы живём: в любом деле заключена некоторая трудность. Что же касается необычной, сверхъестественной трудности, то это такая

трудность, которую человек обычно не способен переносить. Она мешает человеку действовать и приводит в расстройство его жизнь и обычно мешает ему в совершении полезных дел. Обязанности, которые возлагает на нас Шариат, не могут быть сопряжены с трудностями такого рода, потому что иначе их исполнение сопровождалось бы тяготами, страданием и вредом124.

Если мы будем относиться к пожилым людям благожелательно и давать им возможность активно участвовать в общественной жизни, то мы получим от них много пользы. Они наберутся опыта, к тому же мы убережём их от неестественного расслабления и лени, которые обычно приводят к множеству тревог и забот, беспокойству, болезням и ос- лаблению тела. Привлекая их к подобной деятельности, мы вносим свой вклад в организацию их досуга и даём им почувствовать, что они играют важную роль в жизни, и что их ценят, почитают и уважают. Благодаря этому они не будут чувствовать себя обузой для других.

6. Создание декларации прав престарелых. Она должна включать в себя указания и постановления Шариата относительно

пожилых людей. На основе указаний Шариата, его этикета и

индивидуальных и общественных моральных норм можно составить такой документ, в котором зафиксированы права престарелых:

- Старые люди имеют те же права, что и молодые, потому что у них

позади целая жизнь, а у молодых она только начинается, поэтому их права ещё более заслуживают соблюдения, чем права любого другого.

- Старые люди имеют право на преданность, уважение, заботу и

почтительное отношение — это неотъемлемое свойство человеческого достоинства.

- Оберегание престарелых, охрана их здоровья и щедрая и

великодушная забота о них — необходимость для человечества.

- Отношение к ним должно отличаться милосердием, человеческим теплом и стремлением обеспечить им покой, счастье и отдых.

- Удовлетворение душевных, социальных, экономических

потребностей пожилых людей, а также потребностей, касающихся здоровья и развлечения — основа щедрой заботы, в которой они нуждаются.

- Необходимо создавать программы и проекты, улучшающие условия жизни престарелых, способствующие лучшему соблюдению их прав, а также создание специальных законов, охраняющих старых

людей — законов о старости.

123 Ас-Сайис.Тарихаль-фикхаль-ислями. С. 25.

-

- Необходимо создавать оздоровительные и социальные центры, а также профессиональные училища для пожилых людей в разных городах и сёлах.

- Мы обязаны уважать старых людей, относиться к ним почтительно, помогать им в их делах и давать им почувствовать, что

они — благо и благословение, а не обуза и источник забот и проблем.

- Следует говорить им добрые слова, разговаривать с ними вежливо и почтительно и часто обращаться к Всевышнему с мольбой

за них, чтобы Он даровал им долголетие, здоровье и силу, потому что

это вселяет в их души спокойствие и поднимает им настроение.

- Необходимо увеличить пенсии и социальное страхование пожилым людям и всем безработным и нетрудоспособным. Это поможет им удовлетворять их нужды — ведь старые люди нуждаются во многом, и скрасить их жизнь, избавив их от многих мучений.

- Содержать пожилых людей, удовлетворять их нужды и помочь им вступить в брак вновь в случае кончины супруги (если они,

конечно, в этом нуждаются), — одна из обязанностей, которые возложил на нас благородный Шариат.

- Мы должны постараться извлечь пользу из их жизненного опыта,

развивать их способности и таланты и делать всё для того, чтобы они привыкли к достижениям и отдаче и любили свой труд и его плоды.

- Уважительное и почтительное отношение к родителям и другим

людям пожилого возраста предполагает тёплое и участливое отношение к ним. Кроме того, мы должны прислушиваться к их советам, и наставлениям, выполнять их просьбы и желания, если это возможно, и стараться не задевать их чувства, то есть не высмеивать, не издеваться и не осуждать их слова или действия, и ни в коем случае не порицать их, не критиковать и не обвинять ни в чём. Наше отношение к ним ни в коем случае не должно быть пренеб- режительным и унизительным. Мы не должны выказывать своё недовольство и раздражение, бранить их, ругать, обижать каким бы то ни было образом или причинять им вред.

- Мы должны стараться увековечить их память и привлекать внимание других к их благородным делам и достижениям, к той пользе, которую принесли они своими знаниями, своими действиями, а также к их героическим поступкам, участию в сражениях и благородному поведению, которым могут гордиться их потомки и родные. Мы должны хвалить их за их вклад в воспитание, науку или какое-то дело, или за изобретение чего-то нового в каком- то ремесле или профессии, или внесение опыта, который надолго оставит след в истории.

- Когда дети или родственники отдаляются от старых людей и перестают заботиться о них, это великое преступление с точки зрения

человечности и отход от ценностей ислама, его возвышенных принципов и высокой нравственности.

- Причинение зла родителям или другим пожилым людям —

преступление, за которое человек заслуживает наказания. Это наказание должен назначить судья по своему усмотрению.

- Дети должны помнить о том, что делали для них родители — как

они заботились о них и об их чистоте, как не спали ночами из-за них, с каким трудом мать вынашивала их и рожала, и как родители щедро расходовали на них, когда они были маленькими и в период их обучения. Они должны быть признательны им за это и отвечать добром на добро.

Обсуждая права детей и престарелых, мы говорим о двух поколениях или двух мирах: мире детства и мире старости. Мир

детства представлен детьми человека или сиротами, которых он

обеспечивает. А мир старости представлен родителями, дожившими до старости, и другими престарелыми.

Исследование «Права маленьких детей» имеет государственную

важность. На заседании, состоявшемся 20 ноября 1989 года, ООН единогласно одобрила «Соглашение о правах ребёнка», которое стало

результатом десяти лет совещаний между правительствами разных

государств, агентствами ООН и ещё более чем пятьюдесятью добровольно участвовавшими в этом организациями. Что же касается

важности исследования «Права престарелых», то 1999 год был назван

Годом престарелых, и ООН призвала отпраздновать это событие под девизом «К обществу для людей всех возрастов».

Исламский Шариат побуждает нас заботиться о детях и престарелых. Подтверждение этому можно найти в содержащихся в Коране и Сунне наставлениях и заветах относительно воспитания

детей, вроде упомянутого в суре «Люкман» наставления мудреца Люкмана, которое он дал своему сыну, и вроде слов Пророка

«Заботьтесь о ваших детях и давайте им хорошее воспитание».

Есть ещё хадис: «Лучшее, что может дать отец своему ребёнку —

хорошее воспитание».

В качестве примера можно привести и многократно повторяющееся в Коране веление уважительно и почтительно относиться к родителям и делать им добро — и не только им, но и подобным им слабым и старым людям. Кроме того, Пророк сказал: «Если юноша почтительно относится к старому человеку из-за его возраста, Аллах обязательно пошлёт ему того, кто будет почтительно относиться к нему, когда он состарится».

Он также сказал: «Помогите мне помочь слабым. Поистине, вам даруется помощь и удел за слабых из вас».

Факыхи упоминают многочисленные нормы, связанные с детьми, в

различных областях фикха — поклонении, взаимоотношениях и так далее, и в книгах по основам фикха в разделе о правоспособности и о

том, что мешает человеку обладать ею, а также в книгах, в которых

обсуждаются похожие вопросы и аналогии (ашбах ва назаир), под названиями «Дети» или «Нормы, связанные с детьми». Более того,

имам и выдающийся факых Мухаммад ибн Махмуд ибн аль- Хусейн

аль-Астарушини аль-Ханафи, один из факыхов, живших в седьмом веке по хиджре, написал отдельную книгу, назвав её «Джами ахкам

ас-сыгар» («Сборник шариатских норм, касающихся детей»).

Мусульманские учёные уделяют внимание ребёнку с того периода, когда он ещё находится в материнской утробе, и подтверждают

наличие у него четырёх прав: права считаться сыном (или дочерью) своих родителей, право на наследство, завещанное имущество и вакф. Более того, забота о нём начинается даже раньше, с того времени,

когда будущий отец этого ребёнка заключает помолвку, выбирая себе в жёны праведную, религиозную и благонравную женщину. Так,

Пророк сказал: «Поистине, мир этот даётся во временное пользование, и лучшее из того, что можно получить в пользование в

этом мире — праведная жена» [Муслим. Со слов 'Абдуллаха ибн

'Амра].

Факыхи также разъяснили — с целью сохранения прав остальных

— что если ребёнок уничтожает или приводит в негодность чужое имущество или совершает преступление, он обязан возместить

нанесённый ущерб, однако до достижения им совершеннолетия это всего лишь оповещение, а после достижения совершеннолетия это возмещение становится его обязанностью, поскольку на

несовершеннолетнего не возлагаются обязанности.

Поклонение ребёнка в возрасте различения действительно — это прельщение для него и побуждение к дальнейшему совершению

обрядов поклонения. Покровитель ребёнка в возрасте различения имеет право разрешить ему вести торговлю с целью тренировки и


приобретения опыта в экономических делах и взаимоотношениях с людьми. Кроме того, ребёнку в этом возрасте можно поручать некоторые дела, то есть делать его своим уполномоченным. Например, можно поручить ему впустить гостя в дом. Ребёнок в этом возрасте может совершать действия, которые приносят пользу и не приносят вреда, например, принимать подарки или милостыню. Он также может покупать что-то, например, вещи для школы, еду, напитки и тому подобное. Все эти действия имеют законную силу, если имеется разрешение покровителя. Таково мнение ханафитов и маликитов.

Заботясь о личных интересах малолетнего — вступлении в брак, получении образования, лечении и так далее, а также о его

имущественных интересах — сохранении и преумножении его

имущества, Шариат утвердил систему покровительства. Покровительство бывает двух видов: покровительство над человеком

и покровительство над имуществом. Для каждого вида существуют

свои правила и условия, утверждённые и разъяснённые исламским фикхом, и покровитель каждого вида имеет определённые

полномочия, которые он не имеет права превышать.

С этой же целью Шариат утвердил систему опекунства по назначению. Опекун может назначаться отцом, дедом, или же судьёй,

поскольку судья имеет право покровительства, подобно им, согласно

хадису: «Правитель — покровитель того, у кого нет покровителя».

Согласно исламу, принятие обязанностей опекуна тем, кто пригоден для исполнения этих обязанностей — приближение к Всевышнему Аллаху, за которое он получает награду от Всевышнего, потому что это — взаимопомощь в делах благочестия и богобоязненности. Всевышний Аллах сказал:

«Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: "Делать им добро —





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 347 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...