Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Забота ислама о воспитании детей с сознательного возраста и нормы и указания для каждого этапа их жизни



Ислам заботится о воспитании детей с детства — с того времени,

когда он начнёт что-то понимать, и это очевидно. Ведь дети — это наше будущее, и именно они будут строить жизнь в будущем, и они

будут поднимать страны. А на человека обычно оказывает немалое влияние домашнее воспитание в раннем возрасте. Оно отпечатывается в его сознании — как хорошее, так и дурное. Ведь ребёнок подобен

чистому кристаллу, на котором остаётся то, что на нём выгравировали.

Именно поэтому целенаправленное и успешное воспитание — серьёзная ответственность, и родители несут ответственность за воспитание детей как в этом мире, так и в мире вечном. Ведь ребёнок

в этом мире вверен родителям. Посланник Аллаха обратил на это наше внимание, сказав: «Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас

несёт ответственность за свою паству. Имам — пастырь, и несёт ответственность за свою паству, и мужчина — пастырь для своей семьи, и несёт ответственность за свою паству, и женщина —

пастырь в доме мужа своего, и несёт ответственность за свою

117 Аль-бадаи'. Т. 4. С. 38; Аш-шарх ас-сагыр. Т. 2. С. 703.

паству, и сяуга — пастырь для имущества своего хозяина, и несёт ответственность за свою паству... Каждый из вас — пастырь и несёт ответственность за Свою паству» [Аль-Бухари; Муслим. Со слов Ибн 'Умара].

Пророк предостерегает воспитателей от неверных шагов и отклонений от правильного пути в воспитании ребёнка: «Каждый младенец рождается не иначе как в своём естественном состоянии [фитра], а уже потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Точно также и животные появляются на свет целыми и невредимыми: разве найдёшь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?!». Потом Абу Хурайра прочитал:

Обрати же лик свой к религии, будучи верным и сообразуясь с естеством, что дано тебе Аллахом, Который сотворил людей так, а творение Аллаха не подлежит изменению. Это и есть пра- вильная религия...» [Аль-Бухари. Со слов Абу Хурайры].

Метод воспитания в мусульманской семье основывается на программе Корана и Сунны. Детям прививают любовь к Корану, Пророку и религии и помогают им приобретать достоинства и отдаляться от пороков.

Воспитатель-мусульманин старается сформировать у ребёнка правильные убеждения (' акыда) на основе известных столпов ислама и

приучить его к поклонению его Господу и его единственному Богу и

следованию прямому пути. Он готовит ребёнка к достойной, правильной жизни, которая зиждется на основах, гармонично допол-

няющих друг друга, и старается сделать его общительным, любящим

людей и помогающим им в делах благочестия и богобоязненности. Кроме того, воспитатель старается сделать ребёнка благонравным,

чтобы у него был хороший характер, и чтобы он был правдивым, искренним, смелым и вежливым и учтивым по отношению к другим людям. Воспитатель учит ребёнка чувствовать себя личностью,

осознавать свою уникальность и индивидуальность, свою ценность и достоинство. Он внушает ему, что сохранение его жизни, её размеренность и гармоничность — необходимость, и старается

уберечь его от любых потрясений и появления у него различных комплексов.

Воспитатель также заботится о физическом развитии ребёнка,

укрепляя его тело и обучая его разным видам полезного спорта —

плаванию, верховой езде и так далее. Воспитатель заботится о здоровье ребёнка, приучая его к чистоте, режиму и заботе о внешнем виде. Кроме того, воспитатель расширяет кругозор ребёнка и увеличивает его знания о человеке, вселенной и жизни и выстраивает его мышление тщательно и основательно, чтобы оно было целостным. Всё это входит в воспитание, необходимое для того, чтобы ребёнок развивался и стал достойным человеком. Прекрасным примером воспитания является упомянутое в Коране, в суре «Люкман» (13-19) наставление, данное Люкманом своему сыну, а также наставления нашего Пророка .

В области 'акыды Посланник Аллаха научил Ибн Аббаса, который в то время был ещё ребёнком, основным убеждениям, сказав:

«О мальчик, я научу тебя нескольким словам:118 помни об Аллахе119, и

Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой120. Если захочешь попросить о чём-либо, проси Аллаха, если захочешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было

предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья121 уже подняты, а страницы уже высохли122» [Ахмад; ат-Тирмизи (хадис хасан-сахих); аль-Хаким; Абу Ну'айм].

А в области поклонения Пророк сказал: «Велите свои детям совершать молитву с семи лет, и бейте их за отказ совершать её, когда им исполнится десять, и разделяйте их постели» [Ат-Тирмизи; Абу Давуд; аль-Хаким (достоверный хадис, соответствующий условиям Муслима)].

Если же говорить о нравственности, то мы стараемся привить ребёнку такие достоинства как щедрость, великодушие, стыдливость, смелость и правдивость.

А в области Шариата мы обучаем ребёнка основам Шариата в сокращённом виде и рассказываем ему об установленных Шариатом порядках, правах, свободах, равенстве, справедливости и

118 То есть: дам тебе несколько наставлений, которые Аллах сделает полезными для тебя.

119 Помнить об Аллахе — значит всегда бояться Его, неуклонно выполнять Его веления и не совершать запрещенного Им.

120 То есть: ты почувствуешь Его поддержку и помощь.

121 Имеются в виду те перья, которыми изначально были записаны все судьбы мира.

122 Речь идет о Хранимой скрижали. Последние слова Пророка <tj§|k означают, что все в мире предопределено и никаких изменений уже не будет.

беспристрастности. На это указывают нам и десять заповедей, перечисленных в конце суры «Скот»:

Скажи: "Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь". Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи, делайте добро родителям. Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. Не приближайтесь к мерзким поступкам — ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, — быть может, вы уразумеете. Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, — быть может, вы помяните назидание. Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, — быть может, вы устрашитесь» (6:151-153].

Что же касается вопросов здоровья, то мы приучаем ребёнка к чистоте и заботе о своём здоровье, действуя в соответствии с кораническими аятами и указаниями Пророка по этому поводу, вроде его слов: «Очищение — половина веры» [Муслим]. Имеется в виду очищение от всякой скверны и грязи.

А в другом хадисе сказано: «Остерегайтесь трёх деяний, совершающий которые заслуживает проклятия: справление нужды в источники воды, на дорогах и в тени [где отдыхают люди]» [Абу Давуд; Ибн Маджа; аль-Хаким; аль-Байхакы. Со слов Му'аза].

Что же касается физического развития, то мы учим ребёнка заботиться о своём теле и укреплять его с помощью различных видов спорта, разрешённых Шариатом, и избегать опасных видов спорта, в которых нет ничего полезного, вроде превращения животного в мишень и натравливания животных друг на друга (бой быков или баранов, петушиные бои и так далее]. Пророк сказал: «Сильный верующий лучше и любимее для Аллаха, чем слабый верующий, хотя в каждом из них благо» [Муслим. Со слов АбуХурайры].

А 'Умар сказал: «Учите своих детей плавать, стрелять из лука и скакать на лошади».

А в социальном плане мы приучаем ребёнка любить людей, уважать их и помогать им в делах благочестия и богобоязненности, поскольку

Всевышний сказал:

«Помогайте друг другу в делах благочестия и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде»

(5:2).

А Пророк сказал: «Неуверует никто из вас по-настоящему, пока не будет желать брату своему того же, чего желает себе» [Ахмад; аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи; ан-Насаи; Ибн Маджа. Со слов Анаса].

Он также сказал:

«Остерегайся запретного, и ты будешь лучшим из поклоняющихся. Довольствуйся тем, что дал тебе Аллах, и ты будешь меньше всех нуждаться в людях. Делай добро своему соседу, и ты будешь верующим. Желай людям того же, чего желаешь себе, и ты будешь мусульманином. Не смейся много, ибо, поистине, когда человек много смеётся, это умерщвляет его сердце» [Ахмад; ат-Тирмизи; аль-Байхакы. Со слов Абу Хурайры].

Пророк также сказал: «Верующий для верующего — как кирпичи в одном строении, укрепляющие и поддерживающие друг друга»

[Аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи; ан-Насаи. Со слов Абу Мусы].

Пророк также сказал: «Верующий тянется к людям, и они тянутся к нему, и нет блага в том, кто не тянется к людям, и к кому

не тянутся люди. А лучшие из людей — те, которые приносят больше

пользы другим людям» [Ад-Даракутни; ад-Дыйа. Со слов Джабира].

Что же касается культуры, знаний и мышления, то мы прививаем ребёнку любовь к знанию и любознательность, и помогаем ему поднять его культурный уровень, и выстраиваем его мышление подобно зданию, чтобы оно было плодотворным, правильным, светлым и основывалось на опыте и осведомлённости во всех областях. Ведь ислам — религия знания, цивилизации и прогресса. Всевышний Аллах сказал, уча каждого человека:





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 258 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...