Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Богатство и сыновья — украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (18:46)



60 Аль-мугни. Т. 11. С. 412

Дети, продолжающие жить после смерти родителей, — это их след, их репутация и память о них. Если они праведны

и благочестивы, то они становятся причиной того, что на их семью призывают милость Всевышнего и просят для неё прощения. А

праведность родителя приносит пользу детям до седьмого поколения. Как сказал Всевышний Аллах в истории о двух мальчиках: «Их отец был праведным» (18:82). Кроме того, родителю приносит пользу

праведность ребёнка и его мольба за него, с которой он обращается к

Всевышнему. Как сказал Пророк :

«Когда человек умирает, все его дела прекращаются 61 за исключением трех: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться другие люди, или праведного потомка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него» [Аль-Бухари. Аль-адаб аль-муфрад; Муслим; Абу Давуд; ат-Тирмизи; ан-Насаи. Со слов Абу Хурайры].

И родители обретают счастье в своих могилах, если их ребёнок праведный и благочестивый.

Если же ребёнок скверный, то он причиняет горе родителям.

Пророк сказал:

«Поистине, проклиная своих родителей, человек совершает один из тягчайших грехов!» Люди спросили: «О Посланник Аллаха, как же может человек проклинать собственных родителей?» Он сказал: «Он начинает поносить отца другого человека, а тот принимается ругать его отца, и он начинает поносить мать другого человека, а тот принимается ругать его мать!» [Аль-Бухари; Муслим. Со слов Абдуллаха ибн Амра; Абу Давуд].

Сыновья и дочери имеют много различных прав по отношению к своим родителям — даже когда они находятся ещё в стадии эмбриона,

61 Имеется в виду, что человек прекращает получать награду за свои дела.

до рождения, — и есть права после рождения. Эти права необходимо соблюдать для того, чтобы оставить после себя благой след и добрую славу.

Что касается прав ребёнка до рождения, то вот три наиболее важных права.

1.Право на жизнь. Нельзя вызывать выкидыш после наступления

беременности — таково признанное и наиболее правильное мнение учёных— кроме случаев крайней необходимости, например, когда

существует реальная угроза жизни матери. Ведь вызывание

выкидыша, или аборт — это то же самое, что зарывание живьём, только сокрытое, как сказали маликиты и захириты.

2. Выбор матери. Мужчина должен подобрать для своих будущих

детей мать, отличающуюся религиозностью и благонравием, из хорошей семьи, известной своим благородством и праведностью. Она

должна быть из семьи, в которой все любят друг друга и в которой

много детей, и она должна быть девственницей, а не побывавшей за- мужем. Желательно, чтобы будущая жена и мать обладала всеми

перечисленными качествами, поскольку Пророк

сказал: «На женщине женятся из-за четырёх вещей: богатства, происхождения, красоты и религии. Старайся же заполучить

обладательницу религии, да покроются пылью руки твои!» [Ахмад;

аль-Бухари; Муслим; Абу Давуд; ан- Насаи; Ибн Маджа. Со слов Абу Хурайры].

А Анас передаёт, что Пророк побуждал к вступлению в брак и налагал строгий запрет на безбрачие, и говорил: «Женитесь на

любвеобильных и рожающих много, ибо, поистине, я превзойду вашей численностью общины других пророков в Судный день» [Ахмад. Со слов Анаса]. И он сказал Джабиру: «О Джабир, ты женился на

девственнице или на уже побывавшей замужем?» Он ответил: «На

побывавшей замужем». Тогда Пророк сказал: «Почему же ты не женился на девственнице, чтобы ты играл с ней, и она играла С

тобой?» [Ахмад; аль-Бухари; Муслим; Абу Давуд; ат-Тирмизи; ан- Насаи; Ибн Маджа].

3. Испрашивание у Аллаха защиты от Шайтана перед половым сношением. Это особое, возвышенное правило исламского этикета, соблюдением которого, к сожалению, пренебрегают сегодня многие люди. А ведь соблюдение его приносит ощутимую пользу: в зачатых детях не будет доли Шайтана. Пророк сказал:

«Если перед совершением полового сношения со своей женой любой из вас скажет: "С Именем Аллаха, о Аллах, удали Шайтана от меня и удали Шайтана от того, чем Ты наделил нас!"62 — и если им было суждено иметь ребёнка, то Шайтан уже никогда не сможет повредить ему» [Аль-Бухари; Муслим. Со слов Ибн Аббаса].

Есть и другие права. О них мы поговорим в теме «Права детей и пожилых людей».

Что же касается прав детей после рождения, то они таковы:

1. Азан и икама. Сунной является произнесение азана в правое ухо новорождённого, а икамы — в левое, чтобы первым, что он услышит,

были слова «Аллах Велик», два свидетельства и основные слова азана.

Абу Рафи' передаёт: «Я видел, как Посланник Аллаха произнёс слова азана в ухо ЭЛЬ-ХусеЙну, когда Фатыма родила его» [Ахмад;

Абу Давуд (хороший хадис); ат-Тирмизи (достоверный хадис)].

2. Выбор хорошего имени. Ребёнок имеет право на то, чтобы родители выбрали для него самое хорошее имя, вроде Абдуллаха,

'Абду-р-Рахмана или имён пророков, и не называли его скверным именем, вроде Хазн (грубый), Асы (непокорный, ослушник), 'Анид (упрямый), 'Инад (упрямство), а также Шихаб (комета, падающая

звезда) — потому что это слово связано с огнём. Согласно маликитскому мазхабу, нежелательно называть именами ангелов, потому что аль-Бухари привёл в своём «Тарихе» хадис: «И не называй-

те именами ангелов».

А 'Амр ибн Шу'айб передаёт от своего отца от своего деда, что Пророк ; велел давать новорождённому имя на седьмой день,

убирать от него то, что причиняет ему беспокойство, и делать жертвоприношение за него [Ат-Тирмизи. Хадис хасан-гариб]. Под удалением того, что причиняет новорождённому беспокойство, подразумевается обривание головы.

Выбор хорошего имени — сунна. На лучшие имена указывает хадис, приводимый у Муслима:

62 «БисмиЛляхи, Аллахумма, джанниб-на-ш-шайтана ва джанниби- ш-шайтана ма разакта-на».

«Самые любимые для Аллаха имена: Абдуллах и Абду-р-Рахман». А у Абу Давуда добавлено: «Наилучшие из них — Харис и Хаммам, а самые скверные — Харб и Мурра».

Хорошими именами являются также имена, которые представляют собой добавление к Прекрасным Именам Аллаха, а также имена

пророков. Пророк сказал: «Называйте моим именем, но не давайте мою кунью»63.

А имам Малик сказал: «Я слышал, как жители Медины говорили: "Обитателям каждого дома, в котором есть кто- то с именем Мухаммад, даровано благо"». Что же касается запрета брать кунью Абу аль-Касим, то он действовал только при жизни Пророка или же когда имеет место сочетание имени Мухаммад с этой куньей, как сказал ан-Навави, и это мнение ближе к истине.

Нежелательно давать скверные имена, как Шайтан, За- лим (притеснитель, несправедливый), Шихаб, Химар (осёл), Кулейб (уменьшительное от «кальб» — «собака»), а также имена,

указывающие на определённые качества, отсутствие которых обычно огорчает, как Наджих (успешный), Барака (благословение, благодать). Муслим приводит такой хадис:

«Самых любимых слов для Аллаха четыре: "Преславен Аллах", "Хвала Аллаху", "Нет божества, кроме Аллаха" и "Аллах Велик", и с какого бы ты ни начал, это не повредит тебе. И не называй своего сына Йасар [богатство, благополучие], Наджих [успешный] или Афлях [преуспевающий], ибо, поистине, ты спросишь: "Есть ли здесь такой-то?" А его там не окажется, и тебе ответят: "Нет"»64.

Сунной является также изменение скверных имён и тех, которые указывают на качества, отсутствие которых огорчает. Муслим приводит сообщение о том, что «Пророк изменил имя 'Асыйа (непокорная) и сказал: "Ты —Джами- ля [красивая]"». А в обоих

«Сахихах» приводится сообщение о том, что Зейнаб бинт Джахш на

63 Ибн аль-Каййим. Тухфат аль-мавдуд би-ахкам аль-мавлюд. С. 73.

64 Например, человек назвал сына «Наджих» — «успешный, преуспевающий». А когда он в поисках сына заходит в

какое-нибудь место, например, в мечеть, и спрашивает, здесь ли Наджих, то если его там нет, ему отвечают: «Не т». И получается как будто среди находящихся там мусульман нет ни одного преуспевающего человека...

самом деле звали Барра (благочестивая), и люди сказали: «Она как будто хвалит сама себя» — и Пророк назвал её Зейнаб.

Можно называть двумя и более именами, однако лучше всё же ограничиться одним, потому что именно так поступал Пророк со

своими детьми.

Нежелательно называть именами вроде Сеййид аль-'уляма

(господин знающих), Сеййид ан-нас (господин людей), Сеййид аль-куда (господин судей) или Сеййид аль- 'араб (господин арабов), потому что это — ложь. Об этом ясно сказал аш-Шафи'и. А Ибн Ханбаль сказал: «Запрещено называть кого-то, кроме пророка, господином людей, господином всех или господином потомков Адама».

А согласно маликитскому мазхабу нежелательно называть именами, которые оставляют неприятный осадок в душе, вроде имён Харб (война), Мурра (горечь), Хаййа (змея) и Кальб (собака).

Нежелательно давать имя Асыйа, Харб, Хазн, Залим, Шихаб и

Химар, а также имена, указывающие на качества, отсутствие которых обычно вызывает огорчение, вроде Наджих, Барака, Афлях, Йасар и так далее. Также нежелательно называть именами ангелов, как Джибриль и Микаиль.

Ханбалиты считают нежелательным называть именами фараонов и тиранов, а также именами Карун и Хаман. Они также считают

нежелательным для тех, кто знает арабские имена, называть неарабскими 65. И это справедливое мнение, помогающее избежать любви к этим врагам.

Ибн Абидин упоминал о том, что нежелательно называть любым именем из тех, которое не упоминал Всевышний Аллах и Его Посланник и которое не используют мусульмане66.

Запрещено называть именами Малик аль-мулюк или Шахиншах, означающими «царь царей», поскольку так можно назвать только Всевышнего Аллаха. Шафииты добавили сюда имя Хаким аль-хуккам,

означающее «правитель правителей», а ханбалиты — имя Сультан ас-салятын, означающее «султан султанов», поскольку все эти имена и описания применимы только к Всевышнему Аллаху.

Также нельзя называть именами Абд аль-Ка'ба (раб Ка'бы), 'Абд аль-'Узза, 'Абд аль-Лят, 'Абд Хубаль, 'Абд ад- дар (раб дома), 'Абд ан-наби (раб Пророка), 'Абд аль-Хусейн (раб аль-Хусейна), Джаруллах

65 Аль-фуру'. Т. 3. С. 559; Тухфат аль-мавдуд. С. 75.

66 Раддаль-мухтар.Т. 5.С. 268.

(сосед Аллаха), Рафикуллах (спутник или товарищ Аллаха) и тому подобными именами, потому что они указывают на поклонение не Аллаху, и человек, названный таким именем, действительно может впасть в многобожие.

Запрещается давать любое из имён, применимых только к Всевышнему Аллаху — Аллах, ар-Рахман, аль-Барр, аль- Халик, аль-Куддус, ар-Раззак, аль-Джаббар, аль-Мутакаббир, аль-Авваль, аль-Ахыр, аль-Батын, 'Аллям аль-гуйуб, аль- Хакам, ас-Сеййид, потому что ас-Самад означает ас-Сеййид, как сказал Ибн 'Аббас, и потому что значения этих имён не приличествуют никому, кроме Всевышнего Аллаха. Об этом прямо сказано в маликитском и

ханбалитском мазхабах67. А по ханафитскому мазхабу разрешается называть Прекрасными Именами Аллаха, кроме двух — Аллах и

Ар-Рахман.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 438 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...