Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В. Обшие права супругов



Основа, утверждённая Шариатом: равенство мужчины и женщины в том, что касается норм Шариата, поскольку в Коране и Сунне обращения, содержащие эти нормы, адресованы как мужчине, так и женщине, и потому что необходимое условие для того, чтобы человек был религиозно обязанным и на него распространялись нормы Шариата, одно: наличие разума и достижение совершеннолетия 55.

Исходя из этого, супруги имеют три общих права, претворяющих в жизнь цели брака или являющихся их плодом. Эти права основаны на принципе равенства мужчины и женщины в материальном и моральном плане, утверждённого Шариатом в Словах Всевышнего:

«Согласно установленному порядку, жёны имеют такие же права, как и обязанности» (2:228) — а также в хадисе: «Поистине, женщины — родные сестры мужчин» [Ахмад; Абу Давуд; ат-Тирмизи. Со слов Аиши; ат-Тирмизи. Со слов Анаса].

1. Право на удовлетворение страсти. Каждый из супругов имеет право наслаждаться другим, ибо такова природа и потребность человека — если, конечно, нет препятствий в виде менструации, послеродового кровотечения или болезни.

Половая близость с женой — обязанность мужчины с точки зрения религии, то есть между ним и Всевышним Аллахом, поскольку это

необходимо для того, чтобы помочь жене сохранять целомудрие и удерживаться от совершения запретного — если, конечно, он способен на это. Об этом мы уже говорили.

Половое сношение в анус запрещено и является большим грехом,

поскольку Пророк сказал:

«Проклят тот, кто совершил половое сношение с женщиной в задний проход» [Ахмад; Абу Давуд. Со слов Абу Хурайры].

А в другом хадисе сказано: «Не совершайте половое сношение с женщинами в задний проход... Поистине, Аллах не стыдится

54 Ад-дурр аль-мухтар ва ар-радд аль-мухтар. Т. 2. С. 929; Фатх аль- Кадир. Т. 3. С. 345; Мугни аль-мухтадж. Т

. 3. С. 449.

55 Абду-ль-Карим Зейдан. Аль-муфассаль фи ахкам аль-мар'ат ва аль-бейт аль-муслим. Т. 4. С. 174-175.

истины» [Ахмад; ат-Тирмизи (хороший хадис); ан-Насаи; Ибн Хиббан. Со слов Али ибн Талька].

Пророк также сказал: «Кто совершал половое сношение с женщинами в задний проход, тот стал неверующим» [Ат-Табарани.

Со слов Абу Хурайры. У этого хадиса надежные передатчики].

Он также сказал: «Да проклянёт Аллах тех, кто совершает половое сношение с женщинами в задний проход» [Ат-Табарани. Со

слов 'Укбы ибн Амира].

Что же касается Слов Всевышнего: «Ваши жёны являются

пашней для вас. Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете» (2:223) — то здесь подразумевается: в любой позе — сидя, стоя, на боку, на спине и так далее. Под пашней же подразумевается то место, откуда появляются на свет дети, и именно в него должно совершаться половое сношение.

Также запрещается вступать в близость с женщиной во время менструации. Всевышний сказал:

«Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: "Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций"»

(2:222).

А Пророк сказал:

«Кто совершил половое сношение с женщиной во время менструации или половое сношение в задний проход, или пришёл к колдуну и поверил тому, что он говорит, тот не уверовал в то, что ниспослано Мухаммаду [Ахмад; ат- Тирмизи; ан-Насаи; Ибн Маджа; Абу Давуд].

Кроме того, запрещаются половые извращения и скотоложство. Посланник Аллаха сказал: «Если обнаружите совершающих

деяние народа Люта, убейте и того, кто это делает, и того, с кем это делают». А Абу Давуд и другие передают хадис с упомянутым иснадом от Ибн Аббаса о том, что Пророк сказал: «Кто совершает половое сношение с животным, убейте и его, и животное вместе с ним».

Обязан ли мужчина совершать обычное половое сношение с точки зрения судопроизводства? Среди факыхов существуют разногласия

по этому поводу.

Из ханафитского и шафиитского мазхабов явствует, что муж обязан совершать половое сношение только один раз. Аль-Хасан ибн

Зийад передаёт от Абу Ханифы, и эту версию избрал ат-Тахави и на неё опираются ханбалиты, что муж обязан совершать половое сношение с женой один раз в четыре ночи. Они сказали: право

женщины — одна ночь из каждых четырёх. А вот их доказательство. Ка'б ибн Си- вар сидел у 'Умара ибн аль-Хаттаба и в это время к нему пришла женщина и сказала: «О повелитель верующих! Мой муж

постится днём и простаивает ночи в молитве...» 'Умар сказал: «Как прекрасно ты похвалила своего мужа!» Тогда Ка'б сказал: «О повелитель верующих, поистине, она жалуется тебе на своего мужа».

'Умар спросил: «Как это?» Ка'б сказал: «Если он постится днём и молится ночью, то когда он найдёт время для неё?» Тогда 'Умар сказал Ка'бу: «Рассуди между ними, ибо ты понял из её дела то, чего

не сумел понять я». Ка'б сказал: «Я буду исходить из предположения, будто она одна из его четырёх жен. Пусть же он не соблюдает пост один день, освобождая время для неё, и потом постится три дня».

'Умар одобрил это его решение и назначил его верховным судьёй Басры56.

А некоторые учёные считают, что муж не обязан совершать половое

сношение с женой определённое число раз, но он обязан делать это столько раз, сколько достаточно для того, чтобы она могла сохранять целомудрие, и чтобы отдалить её от запретного. Если же между супругами возникнут разногласия по этому вопросу и дело дойдёт до судьи, он назначает им определённое число половых сношений, которое считает подходящим в данном случае, учитывая положение и

обстоятельства супругов57.

И это мнение — правильное и соответствующее действительности, потому что оно позволяет реализовать цели брака и обеспечить взаимную симпатию, умиротворение, любовь и милосердие между супругами, ибо это постоянное общее право супругов.

56 Аль-бадаи. Т. 2. С. 333; Фатхаль-Кадир. Т. 2. С. 518.

57 Раддаль-мухтар. Т. 2. С. 409; Фатава Ибн Таймиййи. Т. 3. С. 232.

Если же муж не способен соблюдать это право или же делает в его соблюдении упущения без уважительной причины и оправдания, жене разрешается (согласно маликитскому мазхабу) требовать расторжения брака (тафрик) из-за наносимого ей вреда и плохого обхождения с ней супруга.

2. Утверждение фамильной принадлежности детей. Это право обоих супругов и их детей, хотя внешне ребёнок относится к отцу и

берёт его фамилию. Это — плод супружеской жизни, одна из милостей Аллаха по отношению к Его рабам. К тому же эта принадлежность уберегает детей от беспризорности. Ведь Всевышний сказал:





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...