Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вступление -- Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа... 9 страница



Хорошо ознакомившись с настроениями народа, Пугачёв осенью 1773 г. появился на Яике, выдавая себя за императора Петра III, якобы спасшегося от убийц и идущего наказать тех, кто был против него. Пугачёв также писал в своих грамотах, что он, как русский царь, хочет наказать помещиков-дворян за то, что те притесняют его подданных -- простой народ.

Эти обещания Пугачёва были, как искры, падавшие на порох. Народ, всегда справедливо считавший, что царь на его стороне, живо отзывался и всюду, где появлялись пугачёвские грамоты, вспыхивали бунты и восстания. Казацкое восстание быстро переросло в крестьянскую войну, охватившую всё Поволжье. Пугачёв от имени императора Петра III обещал в своих манифестах отдать народу пахотные земли, леса, покосы, воды, рыбные ловли, соляные источники и др. Для всего населения он обещал уничтожить тяжёлый подушный налог. Крестьян он обещал освободить от "ига рабства" и возвратить им вольность. Дворян он называл злодеями и приказывал убивать. Во всех местах, где проходил Пугачёв, первым делом вешали дворян.

К концу 1773 г. Пугачёв осадил Оренбург. Посланный к Оренбургу отряд был разбит Пугачёвым. Победа над регулярными войсками воодушевила мятежников и привела в ужас дворян. Восстание охватило Дон, Поволжье и Урал.

В марте 1774 г. Пугачёв был разбит недалеко от Оренбурга и ушёл в Башкирию и на Урал. Здесь он пополнил своё войско восставшими рабочими уральских заводов, а также пушками и боеприпасами. Это дало ему возможность двинуться к г. Казани, которую он осадил летом 1774 г. и почти взял. Но вскоре он снова был разбит подошедшими регулярными войсками.

После этого Пугачёв опять собирает значительное войско. Но оно было плохо обучено и вооружено. Осенью его опять разбивают и он опять направляется к Яику. Но тут сами казаки, решившие, что Пугачёв всё равно проиграет, выдают его властям. Его отправляют в Москву и казнят в январе 1775 г.

История с Пугачёвым ещё раз доказала веру народа в основной принцип русской православной монархии: царь является верным слугой народа и всегда охраняет интересы народа (против угнетения народа высшими классами). Она также показала готовность русского народа бороться "за правду", даже и с риском для собственной жизни.

Вопросы. Положение в конце XVIII века. Пугачёв.

1. Как развивалась промышленность в России в конце XVIII?

2. Сколько крестьян было раздарено Екатериной II?

3. Каким было положение крепостных крестьян?

4. Как народ реагировал на притеснения?

5. Как Пугачёв начал своё восстание?

6. Что и кому обещал Пугачёв? Что он делал с дворянами?

7. Почему народ шёл за Пугачёвым?

8. Как происходило восстание Пугачёва?

9. Как восстание закончилось?

10. Что показал успех Пугачёва?

Урок 44. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ XVIII ВЕКА.

1. Суворов и Ушаков

Рост России, развитие науки и техники, усиление торговли и промышленности и общее развитие государства -- всё это происходило из-за наличия в России ряда замечательных людей. Кроме генерала Румянцева, ещё больше прославился знаменитый русский полководец Александр Васильевич Суворов (1730-1800) -- проведя за свою жизнь 93 сражения, он ни одного не проиграл! Среди его побед есть успешные штурмы "непобедимых" крепостей, переход через Альпы, вошедший в мировую военную историю, как пример героизма и военного искусства.

В битвах на море отличился русский адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков (1743-1818): также, как Суворов, Ушаков не проиграл ни одного сражения.

В течение своей долгой военной карьеры Ушаков участвовал в войнах с турками и французами. Кроме этого, он много сделал для развития русского Черноморского флота (который был создан, фактически им и Потёмкиным -- до них русские не имели флота на Чёрном море).

Побережье Чёрного и Азовского морей, возвращённое от турок в результате побед Суворова и Ушакова, было заселено и освоено талантливым государственным деятелем Потёмкиным. Большинство городов и портов юга России было основано Потёмкиным. Он также много делал для развития и укрепления армии, находящейся под его общим командованием в этих областях.

Кроме упоминавшегося уже Ломоносова, в XVIII столетии трудилось много талантливых русских изобретателей. Так, сын солдата Иван Иванович Ползунов сконструировал первый в мире паровой двигатель для работы заводских машин на Алтае. Иван Петрович Кулибин разработал ряд хитроумных механизмов. Например, часы с "сюрпризом": через каждый час в часах открывались дверцы с небольшими движущимися фигурками (часы были величиной с гусиное яйцо). Он также сконструировал одно-арочный деревянный мост через реку Неву.

Среди художников отличились Иван Аргунов, портретист Левицкий и его ученик Боровиковский. Скульптор Федот Шубин создал ряд скульптур, изображающих современных деятелей. Зодчий (архитектор) Василий Баженов, несмотря на ряд выгодных предложений из Европы, предпочёл остаться и творить в России, где им было создано много замечательных построек.

В литературе прославились поэт Г. Р. Державин (впоследствии "благословивший" Пушкина), писатель комедий Д. И. Фонвизин, князь М. М. Щербатов, собравший огромный архивный материал по истории Руси до 1610 г. и, наконец, Н. М. Карамзин, проявивший себя сначала, как писатель, а затем -- как историк, считающийся основателем русской исторической науки.

2. Тёмные стороны

Несмотря на значительные материальные успехи, духовно Россия нищала. Кроме этого (и по-видимому, в связи с этим), положение крестьян было весьма тяжёлым. Екатерина II, любившая высказывать чрезвычайно либеральные (и даже революционные) мысли, сделала всё возможное, чтобы закрепить смену мягкой формы крепостной зависимости времён Алексея Михайловича, начатую Петром I, на западноевропейское рабство.

Духовная сторона человеческой жизни при Екатерине II или отрицалась или рассматривалась, как что-то второстепенное. Церкви и монастыри всячески урезались в своих правах и возможностях, как это будет пояснено в следующем уроке.

Интересно, откуда историк-западник С. Ф. Платонов взял, что "Екатерина продолжала пользоваться уважением подданных, которое нередко переходило в пламенное обожание 'матушки Екатерины'".

Вопросы. Замечательные люди XVIII века.

1. Чем отличились Суворов и Ушаков?

2. Что сделал Потёмкин?

3. Назови некоторых русских изобретателей.

4. Назови нескольких русских художников и скульпторов.

5. Назови нескольких русских писателей и/или историков.

6. Расскажи о тёмных сторонах правления Екатерины II.

Урок 45. НОВЫЕ ВЛИЯНИЯ В ИСТОРИИ РОССИИ.

1. Масонство

Ослабление влияния русской православной церкви в XVIII веке выразилось в появлении новой антихристианской силы -- масонства. Зародившись как профессиональный союз "вольных каменщиков" в глубине веков, к XVIII столетию масонство стало чисто политической организацией, начавшей играть огромную роль в судьбах европейских государств. Уже в 1738, шесть лет после возникновения первой масонской ложи во Флоренции, папа Клемент XII специальной буллой установил, что "принадлежность к масонству несовместима с католической верой и ведёт к немедленному отлучению от церкви".

Такого же взгляда на масонство придерживалась и русская православная церковь и даже лютеране -- что масонство является мировой религией, главной целью которого есть уничтожение христианства и национальных монархий с последующим превращением населения этих стран в "биомассу" -- безрелигиозные, безнациональные, легко управляемые толпы. Но влияние церкви на "мирские" дела стало крайне незначительным, а сама церковь в XVIII веке подвергалась гонениям. Учитывая, что Екатерина II находилась под огромным влиянием французских мыслителей (всех -- атеистов, а зачастую и масонов), масонству в этот период был открыт широкий доступ в Россию.

Как и в других странах своего распространения, масоны всегда старались вербовать своих членов среди самых влиятельных кругов общества. Во Франции того времени, например, около трети депутатов были масоны. В России, по словам Вернадского ("Русское масонство при Екатерине II"): "Редкий из представителей знати не был масоном. Увлечение масонством имело массовый характер". Списки русских масонов того времени -- перечисление знатнейших русских фамилий.

Так как административный аппарат России, в основном, состоял из представителей дворянства, включая и высшую знать, то это приводило к тому, что масоны в это время стояли у центров управления государством. Становятся понятными преследования церкви и духовенства и рабское следование философским (антихристианским) западным доктринам.

Русские историки-западники обходят молчанием влияние масонства на русскую жизнь. Профессор Ф. С. Платонов, по учебнику которого обучалась русская интеллигенция предреволюционных лет XX века, о масонстве вскользь упоминает, что "Первоначально Екатерина относилась к масонству с полной терпимостью". Вообще же масонству в его книге в 366 страниц отводится буквально несколько строчек. Только в советское время мировому масонству стали уделять должное внимание.

2. Появление евреев

В Московском государстве до царя Ивана III евреи пользуются полной терпимостью, так как их не было в виде организованных общин. После "ереси жидовствующих" к евреям появилось некоторое отрицательное чувство, но евреев в России практически не было и говорить о каком-то к ним "отношении" не приходилось.

Это положение резко изменилось в 1773 г. после раздела Польши, когда России достались области со значительным еврейским населением. Следствием этого явилось законодательство, известное под общим названием "черты оседлости", т.е., закона, согласно которому евреи могли жить только в 15 западных (бывших польских и литовских) губерниях.

3. Причины "черты оседлости"

Причина, побудившая русское правительство ограничить евреев в местожительстве, была двоякая (БИЕ, т. 21, с. 454) -- их вероисповедание и соображения экономические. Суть талмудического иудаизма -- воинствующая непримиримость к христианству -- была хорошо известна русским, особенно учёным богословам, прекрасно знавшим древнееврейский язык. Хорошо известно, что, тогда как христиане смотрят на Иисуса Христа, как на Мессию, пришедшего спасти мир, евреи смотрят на Христа, как на самозванца, и продолжают ждать "своего" Мессию. Это и оскорбления христианству, включая личности Иисуса Христа и Божьей Матери, содержащиеся в основном еврейском законе иудаизма -- талмуде -- заставили русское правительство принять меры для охраны своего христианского населения от евреев.

Экономическая сторона вопроса также базируется на учении талмуда, в котором содержится множество правил, определяющих поведение евреев в любых ситуациях. Очень много места в талмуде уделяется тому, как евреи должны относиться ко всем не-евреям (по терминологии талмуда -- "гоям"). Наиболее полным собранием талмудических правил следует считать "Шулхан-Арух" (т.е., "Накрытый стол"), написанный раввином из палестинского города Цафета (или "Шафета") и впервые вышедший в 1565 г.). Эта книга, с разными к ней комментариями, является сводом законов еврейства. Д-р Рамер, раввин из Магдебурга, пишет в энциклопедическом словаре Пиррера (том XVI, 1879 г.) в статье "Шулхан-арух": "Шулхан-арух" принят израильтянскими общинами, как юридическое основание и мерило их религиозной практики".(ЕВЗ).

Суммируя, можно сказать, что все жизненные правила, определяющие отношения между людьми, заключающиеся в Шулхан-Арухе, разделяются на два класса -- как евреи должны относиться к евреям и к не-евреям. Отношение к не-евреям можно суммировать одним словом -- не-евреи ставятся вне закона. Их можно обманывать (если это можно сделать безнаказанно), всячески эксплуатировать и пр. Имущество не-еврея считается никому не принадлежащим и первый еврей, получающий возможность завладеть им, имеет право это сделать (ЕВЗ, JHJ).

Здесь следует указать, что польские евреи "унаследованные" Россией в конце XVIII столетия пользовались в Польше всяческими льготами (БИЕ). Поддерживаемые польскими королями и шляхтой, евреи стали фактическими хозяевами страны, живя совершенно обособленно и замкнуто в своём обществе (в соответствии с талмудом). Вся еврейская община в Польше была разделена на "синагоги" и "кагалы", подчиняющиеся раввинскому управлению и суду. Польские короли даровали евреям множество специальных привилегий, зачастую приравнивая их к шляхте (например, в области приобретения недвижимой собственности). В конце XIV столетия король Казимир постановил, например, что за убийство еврея назначается смертная казнь. К XVIII веку евреи взяли в свои руки всю торговлю и промыслы Польши, а также управление многих поместий польской шляхты (вспомним, что восстание Богдана Хмельницкого в 1648 г. в большой мере было направлено против евреев-арендаторов -- имений, торговых предприятий и даже православных церквей).

После включения польских областей, заселёнными евреями, многие привилегии, дарованные в течение веков евреям польскими королями были утеряны ввиду их совершенного несоответствия русским законам. Однако самоуправляемость еврейских общин была не только сохранена, но и усилена. Так, забегая вперёд, можно указать на закон 1844 г., повелевающий организовать раввинские школы, сравнив их в отношении общих предметов с гимназиями. Русское правительство рассматривает раввинов, как блюстителей и толкователей еврейского закона, но не как лиц, имеющих право наказывать евреев штрафами, проклятиями или отлучением от общины (но, так как контроля над исполнением этих постановлений было мало, раввины продолжали наказывать "непокорных", как и прежде) (БИЕ).

4. Мифы об оседлости

В наше время черта оседлости представляется какой-то китайской стеной, перебраться через которую никакой еврей никогда не мог. Это совершенно не так. Единственно, что черта оседлости несколько предотвращала -- создание организованных общин, наподобие польских синагог и кагалов, за её пределами.

Установление черты оседлости русским правительством совершенно понятно ввиду наглядного примера тотального захвата польской экономической жизни евреями: еврейское общество в Польше было настоящим "государством в государстве". Таким образом черта оседлости должна была защищать коренное население от евреев, живущих по своим законам и ставящих, в соответствии с талмудом, всех не-евреев вне закона. Это, кстати, та же причина, по которой соборы раннего периода запрещали христианам любые сношения с евреями ввиду их непримиримости ко всем не-евреям и, особенно, к христианам. И, так как этот запрет базировался на церковных соображениях, то переход еврея в православие автоматически аннулировал его.

Возвращаясь к вопросу о лёгкости преодоления черты оседлости, был целый ряд категорий, по которым евреи могли жить вне черты оседлости: а) купцы первой гильдии со всеми домочадцами, слугами, приказчиками и т.д. б) лица с высшим образованием и многих других образовательных категорий. в) лица, занимающиеся цеховыми и нецеховыми ремеслами -- а в те времена, как и сейчас, очень много евреев занимались такими ремеслами. г) лица, прошедшие военную службу на основании "рекрутского набора". Кроме этих обширных общих категорий были ещё исключения по географическому признаку. Все эти исключения приводили к тому, что, фактически, любой еврей, желающий жить вне черты оседлости, мог это легко сделать или законно или применив какие-нибудь уловки (см., например, РИЕ, стр. 38-48). Всё, что в какой-то мере достигалось чертой оседлости -- не дать евреям организовывать свои общины, результатом деятельности которых был захват евреями экономики Польши. Русское правительство наивно надеялось, что евреи, живя вне общин, не будут следовать талмудическим правилам обращения с не-евреями (БИЕ, т. 21, с. 456).

В области образования, в положении 1804 г. было постановлено, что "все дети евреев могут быть принимаемы и обучаемы, без всякого различия от других детей, во всех российских народных училищах, гимназиях и университетах". Но уже к концу XIX века стало ясно, что, ввиду наступающего засилья евреев -- особенно в высших учебных заведениях -- следует принять какие-то защитные меры. Это было сделано в виде процентных ограничений, на основании процента евреев в данной местности. Так, в черте оседлости они были от 5 до 10%. В Петербурге и Москве (где, теоретически, евреев не должно было быть) -- 3%. Кроме доступа в общую систему образования, существовали еврейские государственные (т.е., содержащиеся русским правительством) учебные заведения. В конечном счёте количество евреев, учащихся в системе российского образования, было таким, что огромный процент вождей сионизма и основателей государства Израиль после второй мировой войны были воспитанниками русских императорских университетов.

Вопросы. Новые влияния в истории России.

1. Что помогло развитию масонства в России?

2. Может ли христианин быть масоном?

3. К чему стремятся масоны?

4. Какие слои русского общества поддерживали масонство?

5. На чём больше всего отражалось масонское влияние?

6. Как появились евреи в России?

7. Как евреям жилось в Польше?

8. Как талмуд относится к не-евреям?

9. Почему была введена "черта оседлости"?

10. Трудно ли было евреям уходить за черту оседлости?

11. Чем объясняется большой процент выходцев из России среди образованных евреев?

Урок 46. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В XVIII ВЕКЕ.

1. Гонения на церковь

Отмена патриаршества Петром I, подчинение церкви гражданским властям и последующие гонения на православную церковь со стороны всевозможных иностранцев, приобретших вес при дворах начала XVIII века, а также и со стороны "просветившихся" русских -- всё это поставило русскую церковь в тяжёлое положение. Например, основателем Саровской обители в XVII веке был иеросхимонах Иоанн. В апреле 1734 г. его (и ещё двух монахов) арестовали и, заковав в цепи, увезли в тюрьму, где он провёл четыре года, в течение которых ему не разрешали причащаться.

После некоторой "Елизаветинской передышки", притеснения церкви продолжались при Екатерине II. Так, указом 1764 г. было упразднено до 80% монастырей (впоследствии Пушкин утверждал, что это нанесло непоправимый ущерб православию). Это заявление Пушкина, конечно, совершенно справедливо. Монастыри на Руси, с момента их возникновения, служили духовными "исследовательскими институтами" и "домами отдыха", очагами, где в чистоте хранился огонь православия (не говоря уже об их чисто хозяйственном значении). По словам В. Русака, "История российской церкви", стр. 103: "Одновременно монашество, как никакой другой слой, влияло на мир своим бесценным даром учительства и учёности".

Не лучше обстояло дело и с управлением церкви. Из двух "обер-прокуроров", назначенных Екатериной, один (И. Мелиссино) по своим убеждениям был крайний протестант, предложивший такие "пункты" по переустройству церкви, что их принятие вообще положило бы конец православию. Заместитель его, по В. Русаку, стр. 276:"... "Чебышев, масон, открыто проявлявший свой атеизм. Он запрещал печатать сочинения, в которых доказывалось бытие Божие. 'Никакого Бога нет!' вслух говорил он не однажды". Такие и иные богохульства он не стеснялся произносить даже на заседаниях Синода.

2. Свет во тьме

В такое тяжёлое для русской церкви время, 19 июля 1759 г., в г. Курске, родился будущий св. преподобный Серафим Саровский под именем Прохора в купеческой семье Мошниных. Отец его Исидор и мать Агафья всю жизнь занимались постройкой православных храмов. Последним делом жизни Исидора Мошнина была постройка в Курске известного Казанско-Богородицкого собора.

Прохору было только три года, когда умер его отец. Мать продолжала строить Казанско-Богородицкий собор и воспитывать сына. Бывая на постройке, она брала с собой Прохора. Один раз тот свалился с большой высоты, но остался невредим.

С 10 лет он стал обучаться грамоте и проявил большие способности, но вскоре его обучение прервалось из-за болезни, во время которой он в первый раз увидел во сне Пресвятую Деву, обещавшую ему исцеление -- и рассказал об этом матери.

Через несколько дней после видения был крестный ход с Чудотворной иконой Знамения. Из-за дождя, пошедшего в это время, икону пришлось пронести через двор Мошниных. Агафья вынесла больного мальчика к иконе; он приложился к ней, а икону пронесли над ним. Вскоре после этого он выздоровел и опять стал прилежно изучать Часослов, Псалтирь, Библию и другие духовные книги. К 18-му году он решил стать монахом.

Сначала он пошёл в Киев на поклонение святым мощам Печерских угодников. Там его благословил на подвиг старец схимонах Досифей, направивший его в Саровскую обитель. Прохор вступил в неё накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 20 ноября 1779 г.

Послушание он проходил под руководством казначея обители иеромонаха Иосифа. Здесь он по очереди исполнял послушания в пекарне, просфорне, столярне. Особенно проявил он большое мастерство в столярном деле -- его прозвали Прохор-столяр. Уже в это время он проявлял большую воздержанность в еде: он ел один раз в день, по средам и пятницам (т.е., в "постные" дни недели) не ел вообще. Тогда же он стал уединяться в лесу, чтобы в полной сосредоточенности совершать молитвенное правило св. Пахомия Великого.

В 1780 г. Прохор тяжело заболел и проболел около трёх лет. От помощи врачей он отказывался, а просил молитв о себе. Наконец, один раз были отслужены Всенощная и Литургия о здравии больного; его исповедали и причастили. Последовало быстрое выздоровление. Лишь незадолго до своей смерти подвижник рассказал о тайне своего исцеления: оно было чудом, явленным на нём, как и в первый раз, Божией Матерью.

После выздоровления послушник Прохор стал собирать на больничную церковь, заложенную в 1784 г., и собирал три года. В церкви этой стоял сделанный им кипарисовый престол. 13 августа 1786 г. Прохор был пострижен в монахи под именем Серафима, а в 1793 г. -- был рукоположен в иеромонахи. С этого времени до своей смерти преподобный Серафим много времени проводит в уединении, отдаваясь службе Богу.

Умер он 2 января 1832 г., совершив множество чудес в течение своей жизни: исцелений от болезней, как физических, так и душевных. Он оставил после себя целое учение, говорящее о том, как должен жить православный христианин.

Несмотря на не благоприятные для церкви условия XVIII века, в это время, кроме св. преп. Серафима Саровского, проявился целый ряд светильников веры (ИРЦ, стр. 331): основательница Серафимо-Дивеевской обители Агафья Мельгунова, в иночестве Александра(1789); дочь императрицы Елизаветы княжна Августа Тараканова (затворница Досифея), наставительница будущих отцов Оптинских Моисея и Исаии (1810); затворник Досифей в Киево-Печерской Лавре, как выяснилось после кончины (1776) -- девица Дарья Тяпкина; в Задонском монастыре подвизался схимонах Митрофан, близкий святителю Тихону Задонскому (1783).

Афон и Молдавия дали более 200 подвижников, среди которых и Паисий Величковский".

Вопросы. Русская церковь в XVIII веке.

1. Каким было положение церкви в XVIII веке? Почему?

2. Что сделала Екатерина II с монастырями?

3. Чем были монастыри на Руси?

4. Кого Екатерина II назначала управлять Синодом?

5. Расскажи о жизни св. преп. Серафима Саровского.

6. Каких ещё светильников веры XVIII веке ты знаешь?

7. Сколько подвижников вышло из Афона и Молдавии?

Урок 47. "ВЕЛИКАЯ" ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

1. Успехи атеизма

Во время царствования Екатерины II западный мир потрясли два значительные события: так называемая "великая" французская революция и американская "война за освобождение". Из этих двух событий французская революция имела особенно важное влияние, как на будущее Европы, так и на будущее России.

Французская революция явилась образцом всех других революций, свергших христианские монархии в XIX и XX веках. Начало её лежит в гуманистическом отходе запада от христианства. Так, в течение всего XVIII века подавляющее большинство писателей и философов дружно, в один голос, выступают против католической церкви и монархий. Такие "знаменитые" писатели, как Вольтер, Монтескье, Руссо и др. лили грязь и насмешки на церковь, в то же время требуя "свободы, равенства и братства" (официальный масонский лозунг, ставший лозунгом французской революции).

Французская интеллигенция, привлечённая "смелостью и прогрессивностью" мыслей этих и других писателей, всё больше увлекалась идеями "конституционной" монархии -- монархии, в которой монарх фактически лишался всей своей власти (вроде английской).

Русская интеллигенция, находившаяся под большим французским влиянием, тоже с восторгом зачитывалась произведениями французских "прогрессивистов". Екатерина II (которую некоторые историки называли "императрицей-философом") даже переписывалась с "самим" Вольтером и очень гордилась этим! Следствия увлечения этими идеями сказались в России очень скоро: уже в начале XIX века происходит попытка первой безбожной революции ("декабристы").

2. Накануне революции

Разрушив уважение к церкви и веру в христианские моральные ценности, французская интеллигенция всё более настойчиво начинает требовать права участия в управлении страной (сравни с процессами, происходившими в России в начале XX века). Следует отметить, что высшее духовенство французской католической церкви -- также состоящей из представителей интеллигентного класса и подверженное влиянию безбожных писателей -- в значительной мере помогло революции: получая значительные доходы, оно всё больше отходило от заветов Христа о воздержании и служении духу (уничтожение монастырей в России было сделано для того, чтобы подорвать духовную базу православия). В то же время низшее духовенство буквально нищенствовало (опять сравни с положением русского приходского священства). Подавляющее же большинство французского дворянства с нетерпением и восторгом ждало наступления "свободы, равенства и братства" (как и русская интеллигенция XX века).

3. Попытки спастись

В такой атмосфере царствующий Людовик XVI в 1789 г. созвал "генеральные штаты", как во Франции называлось собрание представителей разных сословий (сравни с созывом Думы в России в XX веке). В отличие от Земских соборов, созванные королём после 175-летнего перерыва Генеральные штаты включали только духовенство (300 депутатов), дворян (300) и "третье сословие" (600), а не народ, как в Земском соборе.

Третье сословие, заседавшее отдельно, являлось прослойкой между духовенством и дворянством и рабочими и крестьянами. Другими словами, народ в Штатах представлен не был. Из 600 депутатов третьего сословия более 200 были адвокаты(!).

Несмотря на то, что масоны руководили (закулисно) всеми этими событиями, их действия (как и сегодня), окружённые глубокой таинственностью, были совершенно неизвестны. Так, в своём письме от 27 февраля 1771 г. (т.е., только за 20 лет до своей казни), королева Франции Мария Антуанетта пишет своей сестре Марии Христине: "Мне кажется, что вы придаёте слишком много значения масонству во Франции; оно далеко не играло у нас той роли, как в других странах, благодаря тому, что здесь все к нему принадлежат и таким образом нам известно всё, что там происходит". Через 19 лет, прозревшая королева напишет 17 августа 1790 г. своему брату Леопольду II: "Прощайте, дорогой брат, верьте нежности вашей несчастной сестры. Главное, остерегайтесь всякого масонского сообщества".

Сразу же после созыва третье сословие потребовало совместных заседаний. Духовенство и дворяне отказались. Третье сословие тогда объявило себя "Национальным собранием", заявляя, что оно представляет 96% Франции и поклялось заседать отдельно (сравни с заседаниями "рабочих" партий в России XX века, где не участвовал ни один рабочий). Попытки правительства навести порядок привели к бунту в Париже. 14 июля толпы начали грабить магазины и "взяли" почти не охранявшуюся Бастилию (тюрьму). Этот акт в мировой литературе представляется, как символ героического освобождения от гнёта. Мало где упоминается, что всех освобождённых из Бастилии "узников" оказалось семеро -- 4 уголовника, 2 сумасшедших и один, заключённый по просьбе своих родственников (TRF, с. 98)! Следует добавить, что недовольство народа в большой мере было вызвано искусственно созданным (сравни с "великим" февралём) недостатком продовольствия. Когда правительство вызвало войска, буржуазия вооружилась и Людовик XVI... уступил: приехал в Париж в шляпе с трёхцветной революционной кокардой.





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 161 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...