Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 5. Европейский культурный мир



1.Особенности европейской культуры.

2.Два периода европейской истории культуры.

От мира восточной культуры перейдем к характеристике западной цивилизации. Ее колыбелью является Европа. Происхождение слова ЕВРОПА объясняется разными версиями.

1.Мифологическая. Существует древнегреческий миф о финикийском царе Агеноре и его дочери Европе. Она пленила своей красотой самого Зевса, который принял облик прекрасного быка с серебряной шкурой и золотыми рогами и явился перед Европой, гулявшей со своими подругами по берегу моря. Бык преклонил колени перед Европой, девушка села ему на спину, бык погрузился в воды океана и уплыл далеко на запад, на остров Крит. Европа стала женой Зевса, подарив ему трех сыновей, а ее имя стало названием западного мира.

2.Европа – название древнего города, располагавшегося в Малой Азии в области Кария.

3.Слово Европа происходит из семитских языков. ЭРЕБ – означает темный, Европа – страна, где исчезает солнце. Противоположное название происходит от корня АСИ, что означает светлый. Азия – страна, где появляется солнце.

Название Европа употребляется в современном сознании в трех смыслах:

-в географическом. Исторически география Европы определялась как область Средиземноморья. Лишь к 18 веку контуры ее приблизились к современным.

-в политическом. Ныне Европа – это политическая общность, со своими политическими институтами, принципами жизни и т.д.

-в историко-культурном: Европа – это культурный регион, обладающий специфическими особенностями. Выделим их.

1.Материальной основой возникновения европейской культуры явилась торговля. Торговали древние греки, осваивая мир Средиземноморья. Торговые города-республики Италии – Венеция, Флоренция, Генуя – были крупнейшими культурными центрами ренессансной Европы. Доминирующий тип хозяйственной деятельности во многом определял тип культуры: интенсивное земледелие в древнем Египте. Индии, Китае, сопряженное со строительством ирригационных систем и привлечением для этого больших масс людей, потребовал создания сильного централизованного деспотического государства в этих регионах. В Европе торговля как важнейший вид хозяйственной деятельности формировала тип свободолюбивой, инициативной личности, не поддающейся жесткой регламентации.

2.Европа – общительная культура, перекресток культур. Европа издавна была открыта разнообразным влияниям, она формировала свою идентичность, осваивая иной культурный опыт. Примеры: родина греческой философии – Азия: первый греческий философ Фалес жил в Ионии, в Малой Азии, а Пифагор, по легенде, учился мудрости в Египте. Авиценна, арабский врач, - величайший авторитет для средневековой медицины Европы. Гуманисты эпохи возрождения со страстью изучали восточные языки, чтобы читать древние тексты в подлиннике. В позднейшей Европе смешались языки и культурные традиции, что отразилось на судьбах великих людей: певец польской души Шопен имел французских предков, у немца Ницше были славянские корни, Бетховен по отцу был голландцем.

3.В европейском сознании традиционно важнейшей была ценность индивидуальной свободы. Это культура с выраженным личностным началом. Примеры мы найдем уже в античности. Пленную спартанку спросили: «Что ты умеешь делать?» - «Я умею быть свободной»,-отвтила она. «Будешь ли ты честен, если я тебя куплю», - спросил пленного спартанца богатый человек. «Даже если ты меня не купишь»,- последовал ответ. Личностное начало в древнегреческой культуре присутствует в мифологии. У греков боги – как люди (в отличие от древнеегипетской или индуистской мифологии).

Ту же черту обнаруживает христианская религия: Бог христиан вочеловечился, принял облик человека, уподобился людям так, что он не отличим от окружающих; Иуда должен был целованием выделить Иисуса. По-иному обнаруживает себя абсолют в исламе, где он всеведущ, всесилен, но представить его невозможно; или в даосизме: дао везде, но его нельзя увидеть, услышать или осязать.

4.Европейская культура утвердила активистскую модель поведения. В отличие от созерцающего Востока («Сиди смирно, и мимо тебя пронесут труп твоего врага», - гласит мусульманская пословица) европейский человек стремится активно освоить и подчинить себе мир. Пример из истории религии: европеец – богоборец. Он подобен библейскому Иакову, вступившему в схватку с ангелом и почти одолевшему его. Европейская история знает рецидивы атеизма. «Бог умер» - диагноз европейской культуре, сделанный Ф.Ницше.

История культуры Европы длится около 40 веков. Два важнейших качественных периода выделил в ней О. Шпенглер: это период античности и период христианской Европы.

История Европы начинается с истории античности.Antiquus – означает древний. Античный мир – это греко-римский мир. Его история началась во 2 тыс. до н.э. и закончилась в 5 в. н.э., когда императорский Рим пал под натиском варваров. 25 веков.

Греция и Рим – два различных культурных организма, которых можно уподобить Дон Кихоту и Санчо Пансе. Греки – народ философов и поэтов, римляне – народ чиновников и завоевателей.

Но есть общие черты, присущие античной, аполлоновской, по определению Шпенглера, культуре. Во-первых, это культура чувственная, телесная, культура переднего плана, ярко освещенного полдня. Греков не интересует и не привлекает иная, скрытая реальность. Осязаемый, телесный мир, освещенный солнцем, где до горизонта простирается морская лазурь и слышится шум прибоя – вот мир, в котором пребывает грек. «Греция, - по словам Н. Бердяева, - родина красоты во веки веков».

Во-вторых, это гедонистическая (гедонизм – в этике установка на наслаждение), оптимистическая культура. Гомерический хохот – хохот богов, пирующих на вершине Олимпа – вот формула. Выражающая эмоциональный строй аполлоновской. Солнечной, жизнеутверждающей культуры.

Назовем имена крупнейших представителей этой культуры. Высший подъем пришелся здесь на 5-4 века до н.э. Это эпоха классической Греции. В это время жили и творили Перикл – афинский политик, выдающийся оратор и покровитель искусств. Греция – родина театра. Вот имена трех великих драматургов древности: Эсхил, Софокл, Еврипид. Великие историки: Геродот и Фукидид. Отец географии Страбон. Отец медицины Гиппократ (запомним эти даты: родился в 460 умер ок. 370 гг. до н.э.). Великие скульпторы периода классики: Фидий, Пракситель, Поликлет. Философы: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Ораторы: Демосфен, Исократ. Культурным символом античной цивилизации является Парфенон: храм в городе Афины, построенный в 5 в. до н.э. как символ победы поднимающегося европейского мира над огромной восточной деспотической Персидской державой. Творцы Парфенона: скульптор Фидий, архитекторы Иктин и Калликрат.

Второй период европейской истории начался в 5 век, с падения Римской империи. Это эпоха христианской Европы. Шпенглер назвал сложившуюся в это время культуру фаустовской. Доктор Фауст – персонаж европейской истории 16 века, полулегендарная личность, талантливая, разносторонне образованная. Но Фауст слыл авантюристом. магом, целителем. Интерес к этой личности в европейской культуре не ослабевал никогда: в 16 в К. Марло создал трагедию «Трагическая история доктора Фауста». В 17 в. Рембрант написал «Портрет Фауста». В18 веке свою великую поэму создал Гете. В 19 в. «Сцены и Фауста» написал Пушкин. В 20 веке наш соотечественник композитор А. Шнитке создал кантату «История доктора Иоганна Фауста» (1983). Фауст выступил для европейского сознания неким глубинным, архетипическим образом, воплотившим важнейшие ценности европейского человека: активизм, опору на разум, веру в свои силы, стремление превзойти все сущее, дойти до предела возможностей в познании и деятельности, известный авантюризм, предприимчивость, неизбежную трагическую составляющую жизни и судьбы. Вслед за Шпенглером выдели важнейшие особенности фаустовской культуры: Во-первых, это культура, открывшая глубину мира и глубину человеческого Я. Устав от полуденной ясности, сознание европейцев устремилось к иной, потаенной реальности, ею овладела тоска по бесконечности. Готическая архитектура в своей устремленности к небесам выразила эту тайную мечту европейцев ином мире. На смену внешнему человеку античной культуры с его прекрасным телом и эффектным жестом пришел внутренний человек христианской культуры. Шпенглер предлагает еще одну формулу для этого этапа европейской истории: «культура исповеди». Жизнь человеческой души, внутренний опыт – вот точка концентрации культурной жизни. Три великие исповеди знает европейская культура: «Исповедь» Августина Блаженного (5 в. н.э.), «Исповедь» Жан Жака Руссо и «Исповедь» Л.Н. Толстого.

Во-вторых, фаустовская культура – это культура драматического, даже трагического пафоса. Человек осознал свое одиночество в мире, раздвоенность собственного бытия. Здесь рождается великая философия, великая религия, великое искусство.

Вопросы для повторения:

1.Назовите важнейшие особенности нвропейской культуры.

2.Дайте характеристику аполлоновского и фаустовского типов культуры.

3.Какими персоналиями может быть представлена античная культура?

4.Что такое Парфенон?

Иллюстративный материал: Парфенон. Готическая архитектура..

Тема 6. Большие стили европейской культуры.

1.Определние понятия стиль.

2.Аполлоновское и дионисийское начала в культуре.

3.Большие стили европейской культуры.

Слово стиль пришло из греко-римского мира: stylos в исходном значении – это стержень, палочка для письма. В античности стилем называли инструмент для письма (писали здесь либо на деревянных дощечках с восковым покрытием острым стержнем, который для стирания имел тупой конец; либо на дощечках для чернил с помощью специально разрезанного и отточенного тростника, либо на глиняных черепках).

В современной культуре различают художественный стиль и стиль культуры. Первое понятие имеет отношение к теории искусства и обозначает творческий метод, художественное направление, школу, особенности художественного мышления (стиль Пушкина, стиль модерн)

Понятие стиль культуры означает определенный способ видения мира, символическое выражение мирочувствования, выделяющее людей одной культуры из общей человеческой среды.

Представим себе историю европейской культуры как последовательную смену типов сознания, больших стилей.

Назовем большие стили европейской культуры: стиль античности, готика, Возрождение, барокко, классицизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм.

Выявим логику смены больших стилей. Исследователи давно обратили внимание на родственность некоторых стилей: античность близка по духу Возрождению и классицизму, романтики всегда тяготели к христианскому средневековью. В результате в научной литературе сложилось представление о своеобразной ритмической пульсации культурного сознания европейского человека. Стили сменяют друг друга ритмически. В основе этого ритма лежат два типа мирочувствования, два полюса духовного опыта. которые получили название аполлонизм и дионисизм. Остановимся на этих понятиях.

Эта пара понятий в культурном сознании европейцев утвердилась во многом благодаря Ф. Ницше. Немецкий философ, обращаясь к исследованию античной культуры, использовал их для характеристики этого культурного мира. Подробно развернуты эти понятия в работе Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки».

Аполлонизм – понятие происходит от имени греческого бога Аполлона. Это бог солнца, покровитель искусств, целитель, основатель городов, прорицатель. Эти функции божества помогают проникнуть в исходный смысл данного понятия. Аполлонизм – тип сознания для которого характерны оптимизм («око Аполлона солнечно»), начало меры, опора на разум; аполлонизм подобен сновидению, грезе, ибо здесь открывается мир идеальной красоты. Это сознание соответствует детству человеческой истории, это порог, начало культуры: ребенок еще не знает трагических сторон жизни, мир открывается ему своими идеальными свойствами. Аполлонизм способствует утверждению границ индивидуальности.

Динисизм – это понятие происходит от имени другого Олимпийского божества – бога Диниса. Это бог плодородных сил земли, вина, веселья. Только, согласно греческой мифологии, это веселье сопряжено с трагическими переживаниями и темой безумия. Умирает в муках мать Диониса, Семела, не увидев сына. Погибают от безумного помрачения сознания, насланного ревнивой Герой, приемные родители Диониса. Гибнут страшной смертью (их тела разрывают на части пребывающие в экстазе менады) те из людей, кто отказывается воздать почести богу Дионису. Учитывая этот мифологический подтекст, можно обозначить важнейшие черты дионисийского типа сознания. Ему присуще нарушение меры, чрезмерность. Это пессимистическое сознание: когда царь Мидас пленил кентавра Хирона, то спросил его: «Что главное в жизни?» Долго молчал мудрый кентавр, а затем ответил с ужасающим хохотом: «Первое главное то, что ты скоро умрешь. А второе главное то, что лучше бы ты не родился». Это сознание уподобляется состоянию опьянения, это стадия зрелости культуры, здесь происходит растворение личности в стихии рода.

Понятия аполлонизм и дионисизм, предложенные Ницше для исследования античной культуры, оказались настолько содержательными, что последующие авторы использовали их для характеристики все европейской культуры в целом. Сами понятия были насыщены дополнительным рядом характеристик:

АПОЛЛОНИЗМ ДИОНИСИЗМ

рационализм иррационализм

упорядоченность хаотичность

аналитичность целостность

гармоничность противоречивость

объективность субъективность

приоритет общественного приоритет личного

аскетизм гедонизм

монументальность камерность

уравновешенность динамизм

оптимизм пессимизм

вера в прогресс идея абсурдности мира

ясность аллегоричность, метафоричность

тяготение к идеологизированности тяготение к аполитичности

искусство-средство познания, воспитания самоценность искусства, идея

синтеза искусств

Выделим теперь аполлоновсикие и дионисийсикие стили, отметив на графике ритм их смены:

АПОЛЛОНИЗМ ДИОНИСИЗМ

Античность

Готика

Возрождение

Барокко

Классицизм

Романтизм

Реализм

Модернизм

Постмодернизм

В данной схеме слева собраны аполлоновские стили со всеми вытекающими отсюда особенностями, справа – дионисийские. Таким образом, историческое развитие европейской культуры – это последовательная смена двух контрастных типов сознания с соответствующим их стилистическим.

Дадим краткую характеристику каждого из больших стилей европейской культуры.

Античность: временные рамки – 2 тыс. до н.э – 5 в. н.э. Греко-римский мир. Основные черты – рациональность, гармония и мера, оптимизм, популярность искусства, ясность. Персоналии и памятники культуры названы в предыдущей лекции.

Готика: 10 веков европейской истории: примерно 5-15 века. Жизнь средневековой Европы. Основные черты: выраженный вертикализм, вычурность, утонченность, декоративность, синтез архитектуры, скульптуры, живописи. Вытеснение рационального расчета, свободный полет творческой мысли, интуиции. Родина – Франция. Важнейшие памятники культуры: Собор Парижской Богоматери (12-13 вв), собор св. Петра в Кёльне (13 в). Персоналии: Боэций (философ раннего средневековья, 8 в), Фома Аквинский, христианский философ и теолог 13 в. Франциск Ассизский – средневековый мистик, основатель католического ордена, поэт, проповедник 12-13 вв, Абеляр – философ, теолог и поэт 11-12 вв.

Возрождение: временные рамки – 14-16 вв. Родина – Италия. Основные черты – обращенность к античности, вера в разум, оптимизм, ясность, высокий статус искусства в обществе, вера в воспитательную силу искусства. Персоналии: Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти.

Барокко: временные рамки – от Гамлета (пьеса Шекспира «Гамлет» была написана в 1601 г.) до смерти Баха (умер в 1750 г.), таким образом, 17 – 1-я пол. 18 вв. Родина – Италия. Основные черты: экспрессивность, пышность, динамизм, театральность, контрастность, тяга к метафорам гиперболам, рождение оперы и балета как синтеза искусств, гедонизм. Персоналии: Рубенс и Рембрандт в живописи; Паскаль в философии; Бах, Вивальди в музыке.

Классицизм: временные рамки – 17-18 века. Родина – Франция. Основные черты – обращенность к античности как к образцу, рационализм. Закрепленность форм, тенденция к типизации, культ порядка, системы, творчество – сознательно организованный процесс, дидактизм искусства. Персоналии: Пуссен в живописи, Декарт в философии («мыслю, следовательно, существую»); Мольер в литературе.

Романтизм: родился в Германии в конце 18, определял культуру Европы до сер 19 века. Основные черты: мотив одиночества, пессимизм, неверие в прогресс, эмоциональность, неприятие существующего мира, симпатии к революции («Революционный этюд» Шопена, «Свобода на баррикадах, ведущая народ» Делакруа), тема ухода в мир идеальных смыслов, мистику, фольклор, дальние экзотические страны, психологизация творчества, идея синтеза искусств. Персоналии: в музыке Шопен, Шуман, Шуберт, Штраус, Чайковский; в философии Шлегель, Шеллиннг; в литературе Байрон, Лермонтов; в живописи Делакруа, Жерико.

Реализм: общеевропейский стиль 2-ой пол. 19 века. Основные черты: объективность, типизация, вера в прогресс,, рассмотрение действительности в развитии, увлечение наукой, искусство – средство познания, преобразования мира («Иди в огонь за честь Отчизны!…», «Ты не поэт, а гражданин…»Некрасов). Персоналии назовем из российской культуры 19 века. Товарищество художников-передвижников(образовано в 1870 г.): Крамской, Репин, Суриков, Перов, Шишкин… Объединение композиторов «Могучая кучка» (1850-е – 1870-е гг.): Балакирев, Бородин, Кюи, Римский-Корсаков, Мусоргский, критик Стасов.

Модернизм: определял жизнь европейской культуры в первые две трети 20 века. Основные черты: пессимизм, недоверие к разуму, идея абсурдности мира, приоритет личного над общественным, активный поиск новых форм в искусстве, связь между художественной и объективной реальностью минимальна, самоценность искусства, синтез искусств. В истории искусства модернизм – это важнейшие направления европейского искусства 20 века. К таковым следует отнести : кубизм (Пикассо), сюрреализм (Дали, Мангритт, Бунюэль), а бстракционизм (Кандинский, Малевич), экспрессионизм (Кафка, Вине), футуризм ( Бурлюк, Маяковский).

Постмодернизм: стиль европейской культуры последней трети 20 века (будем иметь ввиду, что все характеристики здесь гипотетичны). Основные черты: рациональность, упорядоченность, принцип цитирования: создание новой, например, художественной реальности, посредством заимствования и сочетания уже найденных форм культуры (так возрождение и классицизм цитировали античность). Интонация иронии. Персоналии: в философии – Деррида, в литературе – Фаулз, Эко, Гринуэй.

Вопросы для повторения:

1.Раскройте понятия стиль культуры, аполлонизм, дионисизм.

2.Воспроизведите график смены больших стилей европейской культуры.

3.Назовите представителей, хронологические рамки, основные черты больших стилей европейской культуры.

Иллюстративный материал: Коллекция античности в Эрмитаже, готический квартал в Лиссабоне, высокое Возрождение в Эрмитаже, Версаль – соединение стилей барокко и классицизма, музыка Шопена, фрагмент фильма Вине «Кабинет доктора Калигари».





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1567 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...