Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 2. Специфика культурологии



1.Начислена заработная плата по производству плит Громову 5000 рублей, Фролову3 700 рублей

2. Отпущен цемент для производства плит 1200 кг по цене 4 рубля

3. Начислена заработная плата за строительство гаража Фролову 5 400 рублей

4. Иванов отчитался по командировочным расходам, связанным с производством плит 500 рублей

5. Отпущен кирпич на строительство гаража 1300 штук по 5 рублей

6. Начислена зараб. плата за произв. лестн. маршей –Иванову (2 дет.)- 6200 руб.

7. Отпущен песок на произв. лестн. маршей 50 тонн по 100 рублей за тонну

8. Выпущены из производства лестничные марши 6500 рублей

9. Гараж введен в эксплуатацию

10. Оплачен счет ЖБИ 32500 рублей

11. Оплачен счет транспортной организации 5200 рублей

12. Оплачен счет кирпичного завода 2 400 рублей

13.Получены деньги от завода Вымпел 18000 рублей

14. Возвращена Ивановым не израсходованная сумма

15. Выплачена заработная плата по последнему начислению Громову и Фролову

16. Получен кредит банка 50000 рублей

17. Возвращен кредит банка 500 рублей

18. Начислен амортизация на бульдозер 150 рублей

19. Начислен амортизация на кран 300 рублей

20. Оплачен счет теплосетей 3500 рублей

21. Оплачен счет завода ЖБИ 12000 рублей

22. Выплачена заработная плата Иванову

23Выпущены из производства плиты 4500 рублей

24. Списана себестоимость отгруженной продукции - железобетонные плиты заводу Вымпел 5000 рублей

25. Выставлен счет - фактура заводу Вымпел 9800 рублей

26. Списана себестоимость отгруженной продукции - все имеющиеся на складе лестничные марши фабрике Стрела

27. Выставлен счет - фактура фабрике Стрела 17 250 рублей

28. Получены деньги от завода Вымпел 1500 рублей

29. Получены деньги от фабрики Стрела 14500 рублей

30. Определить финансовые результаты


Рекомендована Нормоконтролер,

на заседании ответственный

кафедры Ф и М по стандартизации

Протокол N___ от ______2012 г. на кафедре Ф и М

_______________Е. А Федорова ________________М.Ф. Соколов _”________2014 г. “_______“___________2014 г.

Тема 2. Специфика культурологии.

Культурология – гуманитарная дисциплина, возникающая в одном ряду с философией, социологией, психологией, историей и пр.

Культурология включает в себя две ветви знания:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Сам термин КУЛЬТУРОЛОГИЯ, дословно означающий учение о культуре, был введен в научный обиход американским исследователем ЛЕСЛИ УАЙТОМ. Стоит несколько подробнее остановиться на этой личности: с полным основанием Л.Уайта можно назвать одним из основоположников этой научной дисциплины. ЛЕСЛИ ЭЛВИН УАЙТ (1900 – 19750 – американский антрополог и культуролог. Широко образованный человек, он изучал в трех университетах историю, политологию, психологию, социологию, антропологию; проводил полевые исследования среди индейцев пуэбло; создал одну из самых сильных кафедр культурной антропологии (с 1930 г.) в Мичиганском университете.

К числу важнейших научных заслуг Уайта следует отнести:

-развитие понятия культуры, он представил ее как специфический класс явлений, имеющих символическое значение;

-выделение культурологии в качестве самостоятельной дисциплины в комплексе общественных наук;

-введение самого термина культурология.

При жизни идеи Уайта не получили признания, и только в 90-ые годы пришло понимание значимости его работ.

Круг важнейших идей Уайта сводится к следующему.

1.В широком смысле культура есть вся полнота общественной жизни. Мир культуры можно разделить на три слоя, три подсистемы.

-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ состоит из материальных, механических, физических, химических орудий труда вместе с технологией их использования

-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ состоит из межличностных отношений, выраженных в коллективных или индивидуальных схемах (паттернах) поведения. Внутри этой системы в свою очередь можно выделить экономическую, этическую, военную, религиозную системы, системы семьи и т.д.

-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ включает в себя верования, знания, выраженные посредством членораздельной речи или в иной символической форме. Сюда следует отнести мифологию, теологию, науку, народную мудрость, знания, восходящие к здравому смыслу.

Эти три слоя составляют культурную систему как целое.

2.На более тонком уровне существо культурных феноменов определяется Уайтом следующим образом.

Общество – это самоорганизующаяся система, призванная выполнить три основных функции: питание, защиту и воспроизводство.

Но эти три функции в реальной жизни реализуются по-разному: по-разному в разных культурных мирах едят, пьют, вступают в брак, учатся.

Причина заключается в том, что в каждой культуре существуют исторически накапливаемые значения, которые как некая идеальная паутина обволакивают человеческое сообщество, задавая определенную ориентацию поведения. Эти значения присутствуют в вещах, предметах, явлениях, действиях, отношениях, возникающих в мире человека. Носителями их могут быть предметы, жесты, запахи, звуки, цвета… Значения накапливаются исторически, ветвятся, взаимодействуют с другими системами значений, закрепляются в традиции и являются сутью культуры. Культура – это явления, имеющие символическое значение.

Любой предмет может быть рассмотрен с физической, химической, психологической или символической точки зрения. Символический аспект и выражает существо культурологического подхода к миру. Вода в аспекте физических реакций – холодная, прозрачная, психически она может восприниматься как вкусная, свежая. Но когда мы говорим: вода – источник духовного очищения, этого нельзя почувствовать.. Это установка, существующая в культуре.. Молоко может быть питательным, белым, кислым, козьим. Но видеть Млечный путь как капли молока Геры – установка культуры. В Китае молоко никогда не пили (возможно, оно символизирует пищу богов), но готовили из него продукты. Для древнееврейской культуры молоко символ изобилия: в земле Ханаанской текут молоко и мед.

Культурология обращена, таким образом, к символическим характеристикам мира. Исходный элемент культуры, по Уайту, способность людей к символизму. «Символ, - пишет он, - можно определить как вещь или явление, действие или предмет, значение которого навязано человеком: святая вода, фетиш (предмет, обладающий сверхъестественными свойствами), ритуал, слово. Символ есть, таким образом, совокупность физической формы и значения». Колокольный звон для младенца есть лишь звуковые вибрации, для христианского сознания это важный религиозный символ.

Специфика символа, как отмечает Уайт, проявляется трояко:

-значение символа навязано человеку в процессе социальной коммуникации;

-мир символов – это особая для человека область, обретающая свойством подлинности: «При помощи слов человек создает себе новый мир – мир идей и философии. И в этом мире человек живет столь же истинно, как и в физическом мире ощущений. В самом деле, человек ощущает, что настоящая ценность его существования сводится к пребыванию в этом мире символов и идей или, как он еще формулирует, в духовном мире»;

-символ в культуре обладает свойством устойчивости: «Этот мир идей в отличие от внешнего мира чувственных ощущений обладает свойствами постоянства и непрерывности. Он включает в себя не только настоящий момент, но также прошлое и будущее. С временной точки зрения он является не совокупностью дискретных (прерывных) эпизодов, а континуумом, открытым в обоих направлениях, в каждом из которых лежит вечность».

Таким образом, специфика культурологии, как показывает американский исследователь, заключается в том, что она открывает особое измерение культурной жизни, созданное искусственно, в процессе истории, зафиксированное в символическом языке и решительно определяющее поведение человека.

Уайт определял специфику культурологии в зависимости от особенностей исследовательской области.

Если обратить внимание на способ оформления историко-культурного знания, то можно продолжить ряд особенностей культурологического знания:

1.Это знание носит междисциплинарный характер. Историк культуры опирается на сведения, почерпнутые из смежных дисциплин.

Он собирает в своей руке нити из разных областей знания, чтобы соткать целостную картину прошлого. История искусства, история религии, философия, социология в равной мере используются историком культуры для осмысления и реконструкции прошлого.

В качестве примера обратимся к творчеству М.М. Бахтина (1895-1975), которого по праву называют одним из основателей отечественной культурологии. Одна из работ ученого посвящена исследованию частного эпизода из истории французской литературы 16 века - творчеству Ф. Рабле. Работа называется «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». Но, отталкиваясь от конкретного эмпирического материала из истории французской литературы, Бахтин приходит к обобщениям, позволяющим понять закономерности развития всей новоевропейской истории культуры. Основные выводы Бахтина сводятся к следующему.

-Существо художественного опыта Рабле выражает понятие СМЕХОВОЕ НАЧАЛО - смеющийся, ироничный, жизнеутверждающий взгляд на мир. Герои Рабле – веселые и неунывающие чудаки, совершающие невообразимые поступки, поражающие и веселящие окружающих.

-Но в ряду европейской литературы 16 века Рабле не одинок. То же смеховое начало присутствует в творчестве испанца Лопе де Вега, немца Эразма Роттердамского.

-Смеховое начало не ограничивается сферой европейской литературы 16 века, оно пронизывает ВСЮ культурную жизнь Европы того времени, проявляясь в обрядовых формах. На исходе средневековья Европа увлекалась карнавалами, которые в городах длились 2-3 месяца. Это было особое состояние жизни, когда все выворачивалось наизнанку, смеялись над тем, что священно, серьезно, высоколобые учителя, школяры смеялись до упаду, имитируя церковные действия… Другая область проявления смехового начала – снижение речевой нормы, в ней усиливается площадно-фамильярное начало, возрастает роль ненормативной лексики. (Усиление карнавального начала, снижение языковой нормы – не присутствует ли смеховое начало в сознании современной культуры?)

-Завершающий вывод Бахтина: присутствие смехового начала в культуре – знак того, что общество пришло в движение. Смех – это особая форма правды о мире. С периферии он возвращается в центральную область культурной жизни, ломает и разрушает старые формы, расчищает поле для нового культурного творчества.

Таким образом, обратившись к частному эпизоду из истории европейской литературы, М. Бахтин приходит к пониманию глубинных закономерностей развития европейской культуры. Этот пример подтверждает мысль об интегративной природе культурологического знания.

2.Предметом исследования культуролога выступает многообразие форм исторической жизни человека: предметное и духовное, повседневное и исторически существенное – все в поле зрения историка культуры. Например, то, как одеваются люди, может интересовать не только историка костюма, здесь открывается богатейший материал для культуролога. К нему обратилась, например, ленинградская исследовательница Р.Кирсанова в работе «Нагота и одежда: к проблеме телесности в европейской культуре». В разные культурные эпохи человеческое тело являет себя по-разному: оно победоносно, без тени смущения манифестирует себя, открывается миру, или оно прячется под складками одежды, стремясь к максимальной дематериализации. Как характеризуют культуру те или иные визуальные образы телесности?

Два тезиса обосновывает автор в своей работе. Во-первых, демонстрация наготы в образах культуры – это знак гармоничных отношений человека с миром. Человек с доверием открывается миру, царит некое равновесие: обнажение радостно, а одежда – это плен.

Во-вторых, акцент на телесном начале – знак того, что в культуре царит человек природный и родовой. Дело в том, что в своей телесности люди природно повторимы, их индивидуальность не выявлена, скрыта. Телесный человек еще не выявил свою неповторимость, непохожесть. «Все голые одинаковы, как новорожденные или покойники. Человек ощущает свое тело как лицо…». Когда вместо тела акцентируются лицо и руки, - то, что в наибольшей степени выражает человеческую индивидуальность,- наступает другая культурная эпоха. «Лицо человека – центр его духовной и культурной жизни, но оно продукт развитой цивилизации. Одухотворенность лица достигается утратой развитой пластики тела…». Таким образом, одежда – вполне оправданный и весьма содержательный объект культурологического исследования

Кроме предметных элементов в поле зрения историка культуры находится духовная жизнь общества. Для ее исследования в культурологии используется термин МЕНТАЛЬНОСТЬ. В научный оборот он был введен французскими историками, среди которых М.Блок, Ле Февр.

Ментальность в первом приближении определяется как особый способ восприятия мира, существующий в данной культуре. Следует иметь ввиду три дополнительных характеристики ментальности.

1.Она носит неосознанный или полуосознанный характер, задавая тот способ восприятия мира, который является доминантным в данной культуре.

2.Ментальность принадлежит социальной общности (говорят о национальной ментальности, ментальности социальной группы), это характеристика коллективного мышления.

3.Ментальность реально существует в виде неких установок сознания, таковы представления о свободе, любви, справедливости, счастье, богатстве и пр., существующие в данной культуре.

Пример исследования ментальных установок сознания в культурологической литературе – работа современного французского исследователя Филиппа Ариеса «Человек перед лицом смерти».

Автор исследует разное отношение к смерти, складывающееся в разные культурные эпохи европейской истории.

Можно сравнить, по мнению исследователя, два типа отношения к смерти, характерные для традиционной и современной культуры.

В первом случае отношение к смерти находит выражение в формуле «ПРИРУЧЕННАЯ СМЕРТЬ». Ее содержание: человек не боится смерти, смерть для него естественна, как естественна смена природных циклов, он готовится к смерти; само умирание носит общественный характер в том смысле, что община в соответствующем ритуале выражает с ним свою солидарность; умерший не отделен от живых: места захоронений находятся в черте поселений, поминовение предков – обязательный ритуал в жизни живых.

Для современной культуры отношение к смерти находит выражение в формуле ЗАПРЕТНАЯ СМЕРТЬ, что означает следующее: умирание окружено молчанием. Умирающего окружают люди, профессионально обслуживающие смерть, общество же делает вид, что смерти не существует. «Каждый умирает в одиночку».

Сделаем вывод: история культуры – гуманитарная дисциплина, специфика которой проявляется в ее междисциплинарном характере, в широте предметного поля исследования. Существенная особенность этой области знания заключена в том, что она обращена к исследованию символических аспектов реальности, невидимых и не осязаемых, но с неотвратимой необходимостью воздействующих на поведение людей.

Вопросы для повторения:

1.Назовите имена отечественных и зарубежных исследователей, сыгравших важную роль в становлении культурологии как науки.

2.В чем специфика культурологии как гуманитарной дисциплины?

3.Дайте определение понятию ментальность.

Иллюстративный материал – портретная живопись Эль Греко. Одухотворенные, тонкие лица, акцентированное изображение рук, спрятанное под складками одежды тело – все это выразительно характеризует культуру католической Испании 16 века





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 540 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...