Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 3. Понятие культуры



Время человеческой истории в масштабах вселенной поразительно быстротечно. Если принять все время жизни на Земле за 100 %, то время человеческой истории составит всего 1,6%. Другая иллюстрация: если время земной жизни принять за 24 часа. То на человеческую историю приходится всего 30 секунд. За этот ничтожный промежуток на Земле расцвел хрупкий цветок – культура. Что это такое, как постичь этот феномен?

В современной литературе насчитывают сотни определений понятия КУЛЬТУРА. Приведем примеры.

В современном словаре иностранных слов (а это слово пришло из греко-римского мира, дословно переводится как возделывание) культура определяется как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.

Г Шпет: «Культура – это культ разумения».

Б.Пастернак; «Культура – это производительное существование».

И.Ильин: главное в культуре – это начало сердечности. «Культура без сердца есть не культура. А дурная цивилизация, создающая гибельную технику и унизительную, мучительную жизнь».

М.Бахтин: культура – это пограничное существование. «Каждый культурный акт существенно живет на границах: в этом его серьезность и значимость; отвлеченный от границ, он теряет почву, становится пустым, заносчивым, вырождается и умирает».

Можно было бы добавить афористические замечания мудрецов разных стран и народов, отмечающие важные свойства культуры:

Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны.

Лорд Раглан

Культура — это то, что остается, когда все осталь­ное забыто.

Эдуард Эррио

Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом.

Фридрих Ницше

В культуре основанием служит вершина.

Григорий Ландау

Процент неграмотных (людей, лишенных культуры) — величина постоянная, только в наше время неграмотные умеют читать.

Альберто Моравиа

Культура начинается с запретов.

Юрий Лотман

Культура родилась из культа.

Николай Бердяев

Цивилизация — это власть над миром; культура — любовь к миру.

Антоний Кэмпиньский

Умирая, культура превращается в цивилизацию.

Освальд Шпенглер

Несмотря на то, что сказано много, проблема определения культуры остается.

Видимо, нужно признать, что единственной и компактной формулы культуры не существует. Мы имеем дело со сложным феноменом, а само понятие культуры полисемантично, то есть несет в себе множество смысловых оттенков.

Эта многозначность понятия культуры запечатлена в культурном сознании ХХ века.В 60-е годы во время молодежных движений на Западе выдвигались лозунги «Культуру на фонарь! Культура мертва, Да здравствует жизнь!». Известно высказывание фашистского драматурга Иоста: «Когда я слышу слово «культура», я спускаю предохранитель браунинга».. А в нашем современном отечестве – огромный интерес к культуре, потребность поднять уровень культуры, нарастить культурный гумус. Издание серии литературных текстов под грифом «Лики культуры», журнального издания «Наше наследие», создание телеканала «Культура» - вот некоторые приметы отношения к культуре, существующего в современном обществе.

Отказавшись от попытки определить сущность культуры в одном определении, обозначим основные подходы к решению этой проблемы, существующие в современной научной литературе.

Самый простой и бесспорный способ описать феномен культуры задан в т.н. суммативном подходе. Спросите ребенка: что такое культура, - и услышите: культура – это картины художников, это наука, это храмы, это школа…

Суммативное определение культуры можно выразить с помощью формулы:

Культура= искусство+наука+религия+образование+…

Такой подход оправдан, но не достаточен. Во-первых предложенный ряд не завершен. Что должно быть еще включено в эту последовательность? Здесь возникает предмет для дискуссии. Является ли политика элементом культуры? Еще древние греки различали Афину – богиню справедливой войны, ведущейся по правилам, и Ареса – бога стихийной и неупорядоченной войны. Политика может служить разным целям, в том числе и откровенно антикультурным. Во-вторых, данный подход сугубо описателен, существенные черты культуры остаются за его пределами.

Приняв к сведению суммативный подход к определению культуры, выделим три основные стратегии осмысления данного феномена.

1.Культура может рассматриваться предельно широко, как синоним понятия общества. Культура есть вся полнота общественной жизни, это мир общественного бытия во всей его целостности и своеобразии. Все то, к существованию чего причастны руки или дух человека, есть мир культуры. Этот предельно широкий горизонт рассмотрения требует сопоставления мира культуры, социальности с миром природы. Человек вышел из недр природы, но создал специфическую сферу обитания со своими ритмами и закономерностями. Человек есть животное особого рода. Его биологические приспособительные механизмы слабы и ограниченны. По словам М. Шелера, человек «есть тупик природы, но вместе с тем он есть светлый и великолепный выход из этого тупика». Он наделен сознанием, духом. Он способен испытать сострадание, восторг перед небом и землей. Он способен пересоздать природу, создать другую природу, Так рождается культура. Специфика культуры здесь раскрывается через определение характера отношения с природной реальностью

Отношение НАТУРА (природа) – КУЛЬТУРА исследователями разворачивается по-разному.

Во-первых, может акцентироваться несовпадение НАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ.

Тогда в определениях культуры подчеркивается, что культура – это неприродное бытие. Культуры нет в природе. Она появляется с развитием общества, по мере овладения природным хаосом. Культура – продукт подчинения человеком природной стихии. Эта установка совершенно отчетливо просматривается в следующих определениях культуры:

Й. Хейзинга: «Культура начинается в ту самую минуту, когда человек узнает, что его рука, вооружась грубым каменным долотом, способна делать вещи, ранее ему недоступные. Он подчинил себе на благо частицу природы».

Е.В.Смирницкая: «Культура – это специфический для человека способ организации жизни, отличающий его от других живых существ». Это же радикальное противопоставление природы и культуры характерно для теоретической мысли эпохи Просвещения

Во-вторых, в отношении природа – культура акцент может смещаться в противоположную сторону; тогда подчеркивается идея глубинной связи природы и культуры, отмечается, что корни культуры, исходные импульсы культурного творчества находятся в природной реальности. Социальные нормы, институты – это лишь омертвевшее тело культуры, а ее исток, ее живая сила находится в природной глубине. Пример подобного подхода – методология психоанализа (идеи З.Фрейда). Последний в ряде работ («Недовольство культурой», «Леонардо до Винчи. Воспоминание детства», «Современная культура и сексуальность?») исследовал роль бессознательных импульсов в культурном творчестве и в конце концов пришел к выводу о всеопределяющей роли бессознательных (преимущественно сексуальных) влечений в возникновении культурных феноменов.

Предельно широкое понимание культуры как всей полноты общественной жизни важная, но не единственная установка в опытах исследования этого феномена. Зададимся вопросом: когда в 1784 году сэр Генри Шрапнель, младший лейтенант британской королевской артиллерии, предложил начинить тонкую металлическую гильзу мушкетными пулями, добавляя порох, и в результате поражающая сила этого резко возросла: гильза взрывалась в полете, рассеивая шарики эти смертоносные шарики, - то изобретение шрапнели Генри Шрапнелем можно отнести к культурным приобретениям? Здесь возможны разные мнения. Вообще жизнь культуры разнокачественна: можно строить концентрационные лагеря и производить средства самоуничтожения, а можно писать великую музыку и картины. Существует потребность сузить объем понятия культура.

Обозначим вторую фундаментальную стратегию в определении феномена культура: культура – это грань, качество, сторона, уровень, измерение общественной жизни. Не все в социальной реальности можно охватить этим понятием. Понятие культура призвано выразить лишь некоторые стороны общественной жизни.

Иллюстрацией подобного подхода к определению феномена культуры может служить построение Й. Хейзинги (1872 – 1945). Голландский историк культуры в своей знаменитой работе «Homo ludens») предложил игровую концепцию культуры. Сущность культуры есть игра. «Все народы играют, и играют удивительно похоже».

Понятие игры выступает аналогом понятия творчество:

В игру дитя уходит с головой,

Притихши, бережно в тростинку дует,

И вот пузырь – как бы псалом святой,

Взлетает, славословит и ликует.

И так творятся, в смене дней и лет

Из той же древней пены на мгновенье

Все те же сны, и нет у них значенья,

Но в них себя узнает – и в ответ

Приветнее заблещет вечный свет

Г.Гессе (пер С.М.Аверинцева).

Понятие игры как теоретического инструмента исследования социальной реальности разрабатывалось в наследии Шиллера, Ницше. ХХ век вновь востребовал это понятие, оно появляется в работах Ортеги-и-Гассета, Шпенглера и в особенности Хейзинги. Реалии культуры ХХ века лишены живого творческого начала: это время праздничности спортивных игр и развлечений, но современный спорт не заслуживает высокого названия игры. Это совершенно бесплодное занятие, которое не обогащает душу.

В сущности понятие игра обладает универсальными возможностями описания мира: играют блики на воде, играют животные, играют дети, известны игры взрослых людей. Можно предложить классификацию игр в зависимости от интервала, разделяющего участников игрового действия.

Максимальное расстояние между играющими сторонами возникает в ситуации смысложизненного (экзистенциального) выбора: человек обращается к вечности. Эта ситуация может быть также описана в терминах игры. У Паскаля мы находим соответствующее рассуждение: есть ли Бог? Поставьте на то, что он есть. Ибо если его нет, Вы ничего не потеряете, а если он есть. Вы приобретете все.

Другой уровень игровой ситуации: спортивная игра. Партнеры находятся равных условиях, действие оговорено определенными правилами.

Третий уровень – социальные роли, которые выполняет человек в жизни: роль ученика, сына, дочери, отца, пассажира в автобусе и пр. предписывает определенные правила поведения, закрепленные в опыте общественной жизни.

Четвертый уровень игрового поведения – игра актера на сцене. Роль актера – это маска, но эта маска может прилипнуть к коже лица.

Еще один возможный уровень игровой ситуации – человек в точке высшего напряжения своих сил, в точке игры, в состоянии максимального развертывания своих возможностей.

Признаки игры:

-игра немыслима без свободы, она не может возникнуть по принуждению, не допускает насилия;

-игра бескорыстна и бесполезна с житейской точки зрения, она свободна от духа прагматизма;

-игра легка, она возвращает человеку утраченную эмоционально-интеллектуальную целостность, дарит ему удовольствие (ср выражение «работать играючи»)

-игра ведется по определенным правилам, которые нельзя нарушать. Играющая культура стабильна.

Неигровое состояние общества характеризуется иными характеристиками: здесь царит массовая ложь и демагогия, все исполнено фальшивой серьезности, человек не свободен, властвует дух корысти, нет сдерживающих начал.

Игровая концепция культуры Й.Хейзинги осмысливает культуру. Таким образом. как определенное качество общественного развития.

В рамках второй стратегии осмысления феномена культуры уместно сопоставить два понятия: культура и цивилизация. Первоначально понятие CULTURA возникает в смысловом пространстве, полюса которого суть ПРИРОДА и ОБЩЕСТВО, и означает возделывание, целенаправленное воздействие на природу.

В позднеримскую эпоху происходит смысловое смешение понятия культуры: культурны – связанный с городским укладом, живущий в городе. Смысл понятия культура переливается в термин цивилизация. Цивилизация (от civilis) – гражданский, государственный.

Понятия КУЛЬТУРА и ЦИВИЛИЗАЦИЯ в гуманитарном сознании сопрягаются по разному. Они могут восприниматься как синонимы, и в этом случае они означают определенный – высокий – уровень социального или личностного развития. Тогда понятие КУЛЬТУРЫ (цивилизации) можно определить как исторически определенный уровень развития общества, противостоящий первобытности, архаике, варварству.

Здесь возникает проблема критерия, на основании которого можно проводить грань между цивилизованностью и варварством. Критерий может касаться материальных характеристик общественного развития (историки выделяют триаду признаков цивилизованности: появление городов, монументальной архитектуры и письменности). Некоторые авторы подчеркивают идеальные критерии цивилизованности. Англичанин Коллингвуд отмечал, что быть цивилизованным означает значительное сокращение применения силы, и сем больше мы цивилизованны, тем больше это сокращение. Й Хейзинга подчеркивал, что критерии культуры не эстетические или интеллектуальные, а этические и духовные. «Культура может называться высокой, если она не создала техники или скульптуры, но она милосердна».

Но понятия КУЛЬТУРА и ЦИВИЛИЗАЦИЯ могут восприниматься и как антонимы, как понятия, характеризующие разные состояния общественной жизни. Еще Августин Блаженный (4-5 в.) ввел принципиальную дихотомию: град земной как не подлинное, временное бытие, погруженность в удовольствие и град Божий – духовный мир истинного бытия, лишенный плотского состава, но связанный с высшей реальностью.

Классическое противопоставление разных состояний общественного развития в гуманитарном мышлении ХХ века закрепил Освальд Шпенглер (1880 – 1836) в знаменитой работе «Закат Европы»). Основные идеи Шпенглера сводятся к ледующему.

Всякое общество – подоюно любому природному феномену - в своем развитии проходит две стадии – восходящую и нисходящую. Первую следует назвать стадией КУЛЬТУРЫ. Это время пробуждения первоначальных дремлющих сил, расцвета всех способностей, раскрепощения творческого состояния, время весны и лета Вторая стадия – стадия ЦИВИЛИЗАЦИИ, когда творческие силы замирают, происходит лишь репродукция уже найденных форм, время осени и зимы, заката. В человеческой истории всего восемь социальных организмов прошли полный цикл развития: индийская и китайская, вавилонская и египетская, арабская культура и культура народов майя, аполлоновская и фаустовская культуры.

Признаки цивилизации по Шпенглеру:

-это мир больших городов. В цивилизации утверждается противостояние провинции и 2-3 мегаполисов. Провинция тихо вянет, питая город человеческим материалом.

-возникает народ-кочевник, народ – перикати-поле, забывший традиции, религию, династии, историю.

-умирает метафизическое начало в культуре. Это время людей практичных – спортсменов, инженеров, политиков, военных. В цивилизации нет места высокому искусству, высокой религии, высокой философии.

Стоит отметить, что противопоставление культуры и цивилизации, четко обозначенное у Шпенглера, было усвоено современной гуманитарной мыслью. У И.Ильина мир культуры с началом сердечности противостоит «дурной цивилизации» с ее гипертрофированным техницизмом. У Л. Новиковой цивилизация – система общественных отношений, обеспечивающих стабильность общественной жизни. Культура же – способ реализации индивидуумов, область индивидуального творчества.

Третья стратегия осмысления феномена культуры может быть названа ценностно-смысловой. Культура есть мир высших смыслов, идеалов, ценностей. Пример определения культуры в рамках данной стратегии: У В.Н. Сагатовского цивилизация – технико-технологическая сторона жизни общества, а культура – область реализации системы ценностей и жизненных смыслов. У М. Вебера предложена метафора ценностно-смыслового понимания культуры: ценности подобны звездам, освещающим путь людям в ночи. Если же звезды погаснут, люди окажутся в кромешной ночи, и их жизнь окажется невозможной. Ту же идею формулирует и Й. Хейзинга: культура должа быть метафизически ориентирована. Идеалы у общества могут быть различны: обретение богатства, материального процветания, поиски бога, красоты, истины, но без этих высших идеалов культура существовать не может.

Вопросы для повторения:

1.Можно ли дать одно исчерпывающее определение феномена культуры. Аргументируйт Ваш ответ.

2. Выделите важнейшие подходы к определению феномена культуры в современном гуманитарном сознании.

3. Назовите имена виднейших исследователей, предложивших свои построения в области теории культуры.

4.Как соотносятся понятия культура и цивилизация?

Иллюстративный материал: поиски высшего идеала, национальной идеи в современной России как опыт обретения культурной идентичности.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1922 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...