Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 4. Восток-запад: два типа культуры, два типа мышления



Восток и запад – понятия, используемы в культурологии для описания культурных миров с большой периферией распространения. Понятия эти размыты географически. Тем не менее некоторые определения можно предложить.

Понятие запад относится к группе высокоразвитых обществ с культурой модернистского и постмодернистского типа и высокими технологиями. Для культур этого типа характерны индустриальные технологии в экономике, динамичные темпы развития, ориентация на новизну, идеал прогресса, развитый индивидуализм, рационализм. Географически к области западной культуры принадлежат западноевропейские страны, страны Северной Америки. Сюда тяготеет и Япония, хотя там сохраняется самобытность. На западный путь встали некоторые страны Юго-Восточной Азии, так называемые «четыре малых дракона»: Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур.

Понятие восток относится к групп обществ. Воспроизводящих черты традиционных культур. Территориально восточный культурный мир распадается на несколько областей:

1. Дальневосточный или конфуцианский культурный мир, в его основе лежат две великие духовные традиции: конфуцианство и даосизм. Культурный центр этого региона – Китай.

2. Южно-азиатский культурный мир с центром в Индии. Ведущие духовные традиции – индуизм и буддизм.

3. Мусульманский культурный мир – обширная область, простирающаяся от севера Африки до юго-восточной Азии. Духовное основание культуры – религия ислама.

4. Район центральной Африки.

5. Регионы латинской Америки.

Таким образом, понятием восток охватываются большая часть азиатских государств, а также регионы Африки и Латинской Америки.

В первом приближении важнейшие характеристики восточных и западных культур открываются как полярно противоположные: деятельный Запад и созерцательный Восток;. Направленный во вне, на освоение природы Запад и ориентированный на внутреннее духовное совершенствование Восток; рациональный Запад и духовный Восток, светский Запад и рациональный и мистический Восток.

Выделим основные черты восточной модели цивилизационного развития.

1. Здесь господствует государственная форма собственности. Восток знает, конечно же, корпоративное владение землей, водой; собственность на личное имущество, например, дом. Но все важнейшие средства производства на востоке контролирует государство.

2. Восточное общество построено на принципах коллективизма. Община – важнейший элемент общественного устройства. В разных странах общины объединяются по разному принципу (существовали семейная, территориальная, кастовая, корпоративная общины). Коллективистское начало проявляет себя в разных формах культуры. Пример: краткие имена на Западе: они подобны автономной и самодостаточной сущности человека подобно тому, как его понимает западная культура. По европейскому образцу мы называем наших политиков кратко: Борис Ельцин. На востоке можно найти примеры весьма пространных наименований, в которых упоминаются самые разнообразные социальные связи. Предположим, жил человек по имени АХМЕТ. У него родился САДЫК. Имя Садыка будет звучать так:

абу Садык Ахмет.

Предположим, он долгое время жил в Термезе. В знак этого имя

приобретает дополнительную приставку

абу Садык Ахмет Термези.

Предположим, он совершил хадж в Мекку. Имя получит новую,

Почетную приставку.

Хаджи абу Садык Ахмет Термези.

Видимо, это еще не самый продолжительный вариант наименования на

арабском востоке.

3.Восточное общество построено на вертикальном типе связей, замыкающихся на властных структурах (государство и его подданные). Горизонтальные,независимые от власти связи (экономические. Политические, духовные) между общинами отсутстууют.

4.Колоссальная власть государства. Такие общества называются этатистскими. При ослаблении власти государства эти общества разваливаются. Доминирующий тип государства – деспотия: ничем не ограниченная бесконтрольная власть, нестесненная никакими формальными правилами или законами и опирающаяся непосредственно на силу. Абсолютное преобладание государства над обществом – один из характерных признаков восточного деспотизма. Государство – самодовлеющая сила, стоящая над человеком и регулирующая все многообразие отношений в обществе. Здесь страх перед властью сочетается с безграничной верой в ее носителей, обожествление их. Проимер из истории нашего Отечества, тяготеющего к восточной модели развития: 21 декабря 1879 года родился Иосиф Сталин. Во времена культа личности люди, родившиеся 21 декабря, получали в метрике иную дату: 21 декабря никто не мог появиться на свет, это день оказался занят. В государстве восточного типа огромна роль бюрократии, управляющей от имени единоличного правителя. Отсюда неизбежный произвол чиновников, коррупция, злоупотребление властью.

5.Слабое развитие личностного начала на Востоке. В соответствии с восточными представлениями, человек – песчинка на берегу океана вечности. Один из устойчивых символов восточной культуры: человек в лодке без весел.

6.Замедленные теипы развития и колоссальная роль традиций.. Несколько поколений на Востоке пользовались одним и тем же опытом, сохраняя устойчивые стереотипы сознания. Традиция здесь канонизировалась как высшая общественная ценность. Потому на Востоке, нет проблемы отцов и детей в той острой форме, как ее знает Запад; не наблюдается разрыва между поколениями.

7.При замедленном темпе развития на Востоке издавна существовала богатейшая духовная жизнь: высокоразвитая культура. Философия, тончайшее искусство. Не забудем, что все три мировые религии (буддизм, христианство, ислам) родились на Востоке

Выделим основные черты западной модели развития:

1. Это высокоразвитые общества с высокоразвитыми технологиями

2. Здесь сформировалось гражданское общество, существующее независимо от государства.Гражданское общество образовано системой развитых, независимых от власти горизонтальных связей (экономических, социальных, культурных, духовных), между индивидами и социальными группами.

3. Здесь сформировалось правовое демократическое государство, которое не является самодостаточной ценностью, как на Востоке, но выступает лишь ИНСТРУМЕНТОМ для разрешения социальных конфликтов.

4. На Западе утвердился безусловный приоритет личности, ее интересов, ярко выраженный индивидуализм.

5. Для западного сознания характерно линейное восприятие времени (в отличие от восточного движения по кругу – циклизма, повторяющего ритм жизни природы); время для западной культуры устремлено из прошлого в будущее и необратимо. Здесь утвердилось убеждение в необходимости постоянного развития, ПРОГРЕССА. Западное общество пронизано страстью к обновлению.

Выделив основные черты восточной и западной модели культурного развития, продолжим сравнительный анализ двух типов культур, сравнивая два типа мышления. В научной литературе утвердился ряд понятий, выражающих специфику восточной и западной ментальности.

1. Для западного мышления характерен моноцентризм мышления. В картине мира западного человека утверждается идея единого центра. Любая теоретическая конструкция имеет некую центральную точку, организующую окружающее пространство; таковой может выступать человек(антропоцентризм) Земля или солнце (гелиоцентризм – геоцентризм). Историческое мышление западной культуры характеризуется европоцентризмом (история Европы – нормативный стандарт исторической жизни) и т.д. Графической моделью этого мышления может быть круг с точкой в центре.

В противоположность этому для Востока характерна немоноцентрическая модель мышления. Целое – это сложная субстанция, не конструирующаяся, не складывающаяся по частям. Здесь отсутствует философское понятие части: часть – это тоже целое, только меньшего размера. Тогда «одно во всем, а все в одном». Отдельная частица не только содержит в себе все другие, но и сама приближена к высшему началу. Графически этот строй сознания можно выразить с помощью круга, внутри которого множество точек: любая часть круга обладает такой же ценность, что и ее центр.

 
 


В качестве примера можно привести легенду из японской истории. В 16 веке в Японии жил мастер икебаны Сенно Рикю. Он славился так же тем, что в саду его росли цветы необыкновенной красоты. Однажды японский сёгун решил удостовериться: так ли это. Каково было его изумление, когда, войдя в сад, он обнаружил, что все цветы срезаны. Мастер пригласил его в дом, где комната была украшена цветочной композицией, состоящей из одного цветка, и сказал: «Много цветов рассеяли бы Ваше внимание, а одна призвана выразить красоту всего сада». Все в одном, а одно во всем.

2. Восток – культура традиций, а запад культура новаций. Эта особенность задана тем образом мира, который господствует в восточном и западном сознании. Для восточного человека мир изначала гармоничен. Отсюда установка на неактивизм, ненарушение естественного ритма природы. Все уже существует в мире, не нужно творить ничего нового. Нужно илшь не мешать выявиться невыявленному.. Неуместное творчество на Востоке воспринимается как нарушение Пути, Дао. Даже Конфуций не признавал за собой этого права: «Излагаю, но не творю». Это не значит, что нет вообще созидания, но на Востоке к нему относились как к священнодействию. Принцип недеяния в культуре Востока проявляется многообразно. В даосской эстетике он трансформируется в принцип пустоты, что проявляется в большой роли пауз в музыке, в незаполненности значительной части живописной поверхности у художника, в лексическом минимализме в поэтическом творчестве Это отчетливо проявляется в таких формах японской поэзии, как хокку (трехстишие) и танка (пятистишие), где малое количество слов пробуждает бесконечной глубины подтекст:

Не знаю отчего,

Я так мечтал

На поезде поехать.

Вот - с поезда сошел,

И некуда идти.

Такубоку

Для западного сознания характерна идея изначального несовершенства мира. Он хаотичен в своей основе, нуждается переделывании, участии из вне. Гармония творится при участии разума, извлекающего мир из хаоса. Так как мир нужно усовершенствовать, то естественна установка на творение, творчество, творческую силу человека. Человек призван преобразовать мир.

3. Для западного мышления характерно дуальное, бинарное, полярное восприятие мира. Эта особенность возникает как следствие моноцентризма западного сознания. Если в нем укоренена идея центра, лежащего в основе мира как самотождественной сущности, перводвигателя, то ему противостоит реальность противоположного свойства; тогда непрерывное противопоставляется прерывному, совершенное – несовершенному; активное, благое, разумное начало – пассивному, лишенному начала блага, иррациональному. Мир распадается на противоположные, взаимоисключающие начала. В такой логической схеме мыслил Аристотель: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле», Третьего не дано, да или нет – так можно формализовать эту установку сознания.

В восточной картине мира при всем многообразии школ акцент делается на недвойственности сущего. В основе мира нет ни многого, ни единого. Это мир абсолютного тождества. Все различия относительны. Иллюстрацией этого свойства восточного мышления является пример из Чжуань Цзы. Одному мудрец приснилось, что он бабочка. Когда мудрец проснулся, он не может понять, кто он: бабочка, которой снится, что оно мудрец, или мудрец, которому снилось, что он бабочка. Тема яви и сновидения, перетекающих друг в друга, характерна и для ближневосточной литературы: вспомним о вещих снах в библейских текстах об Иосифе и его братьях.

4. Еще одна особенность западной культуры заключается в том, что в основе ее лежит идея бытия, видимой внешней реальности, утверждается приоритет внешнего мира, активное стремление его преобразовать. Для Востока характерна идея небытия, пустоты, значимость некоего сверхбытийственного аспекта сущего. Пустота, небытие – это условие существования всех вещей, то, откуда все появляется и куда все возвращается для нового возникновения. Вещный мир – это доминирующая интенция философской культуры Индии – не субстанциален. Вещь не реальна не существует, в том смысле, что каждый миг она приближается к своему исчезновению. Вещь временна, процесс ее изменения постоянен, акцент, таким образом, делается не на том, что есть, а на том, чего нет, не на вещном, явленном, а на не явленном. Мир вещей иллюзорен, мир невидимый, небытие и есть подлинная реальность, источник всего сущего.

5. Западная культура – культура слова, утверждающая вербальное постижение мира, опирающаяся на дискретные (прерывные) формы жизни сознания. Цельная, непрерывная жизнь духа дробится и схематизируется в словесном и логическом ряду. Иное освоение мира в восточной культуре. Здесь традиционно доверие к внерациональным способам освоения мира. Восток – культура молчания: «Кто говорит, тот не знает, кто знает, тот не говорит».

Завершим характеристику двух типов культур сравнительным описание повседневных ценностей восточного и западного человека. Будем иметь ввиду, что все построения в этой области весьма приблизительны: так же как пестр мир востока и индус отличается от мусульманина, также существуют культурные различия у европейцев и северных американцев. И тем не менее попытаемся выделить ряд ценностей восточного и западного человека в обыденной жизни.

Для западного сознания приоритетны такие ценности как

- индивидуальность: мое мнения, моя позиция, моя аргументация всегда важна для лектора западного типа. В восточной аудитории лектор говорит о всем известных вещах, подтверждая свои идеи ссылками на тексты священных книг.

- первенство: быть первым важно, так как это связано с такими ценностями, как деньги, индивидуальность. Американцы очень гордятся тем, что первыми высадились на Луну, первыми сделали автомобиль.

-агрессивность: западные люди допускают нарушение некоторых моральных норм, если это препятствует достижению цели; детей учат не сдаваться перед трудностями. На Западе развиты такие агрессивные виды спорта, как хоккей и бокс.

- человеческое достоинство: богатый человек обычно стремится обслуживать себя сам, не нанимает для этого людей из свой культуры. Американец уважает право человека получить ответ на свой запрос, отвечает на письма незнакомых людей. В Японии если адресат неизвестен или низок по социальному статусу, ответа не будет.

- деньги: первичная ценность в западном мире. Судебные процессы по разделу имущества между членами семьи– обычная вещь в западном мире и невозможная на традиционном Востоке.

-пунктуальность: ритм жизни на основе техники делает точность обязательным элементом образа жизни западного человека, в то время на востоке ритм задается жизнью природы. Кроме того на Западе время – деньги.

- уважение к молодости: молодость – основа предпринимательства, требующего инициативы, скорости. На западе господствует молодежный стиль в одежде, популярно занятие спортом. Старики здесь обречены на одиночество: дома престарелых – изобретение западной цивилизации.

- эффективность, то есть наилучший способ выполнения работы. Пример элементов эффективности на западе – широкое использование компьютерной техники для улучшения качества и точности работы.

-непосредственность в отношении с людьми и друг к другу. Американец не колеблясь критикует там, где японец предусмотрительно промолчит.

- равенство женщин.

Для восточного человека в повседневной жизни значимы следующие ценности:

- культ материнства: «рай под ногами матерей» сказал Мухаммад. В восточной семье положение матери, имеющей к тому же сыновей, несопоставимо с положением жены. Лучший способ затеять ссору с азиатом – это неуважительно высказаться о его матери.

- мир: жить с соседями в мире, даже если права ущемляются – принцип жизни азиата. Индус перед приемом пищи возносит молитву за мир.

- скромность: «издает звук лишь не полный сосуд, полный сосуд беззвучен» гласит восточная поговорка. На востоке не принято хвалиться своими заслугами, тогда как западный человек спешить сообщить всем о своей благотворительности.

- коллективная ответственность: на востоке сильно чувство ответственности перед группой, к которой человек принадлежит. Родители могут жить неважно, но сохранять семью ради ребенка.

- уважение к старшим: молодой азиат всегда очень вежлив в присутствии старших. Жить вместе одной семьей нескольким поколениям – норма жизни на Востоке. Человек, не заботящийся о своих родителей, имеет совершенно ничтожную репутацию на Востоке.

- гостеприимство: на Востоке гость – это Бог. Гостю предложат лучшую пищу, даже если собственные дети не доедают. Нарушающий законы гостеприимства порицается на Востоке.

-преданность: тому, кто помог в трудную минуту, азиат благодарен всю жизнь.

- авторитаризм, то есть приписыванию авторитета центральной власти. Подчиняться властному лицу – об этом говорит и Библия, и Коран, и Бхагаватгита.

- закон кармы, то есть воздаяния за предшествующие поступки. На востоке не спешат помочь страждущему: почему ему нужно помогать и как ему можно помочь?

- святость окружающей среды.

Таковы основные ценности, существенные для людей западной и восточной культуры в опыте повседневной жизни.

В заключении стоило бы сказать несколько слов о перспективе культурного развития современного мира. Западная и восточная модели культурной жизни существенно различаются между собой. В современной литературе высказана точка зрения, что Запад должен измениться, чтобы вернуть часть традиционных ценностей. Востоку также предстоит модифицироваться, чтобы традиционная культура обогатилась современными приобретениями, но не была разрушена. В современном мире должен быть регион, где произошла встреча Востока и Запада. Географически он может быть назван евраазийским. В современном мире это Россия, Турция, Латинская Америка. Нельзя утверждать, что здесь возникнет новый тип культуры, который буд6т укоренен и спасет человечество. И тем не менее реально развитие в мире культур, сближающих традиционные и модернистские типы развития.

Вопросы для повторения:

1. Выделите основные черты западной и восточной модели исторического развития.

2. В чем заключается специфика восточного и западного мышления?

3. Выделите повседневные ценности восточной и западной культуры.

4. Ваше отношение к словам Р.Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Аргументируйте Ваш ответ.

Иллюстративный материал: Борободур – памятник индо-буддистской культуры.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 8672 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...