Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках



В широком смысле вера - это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования. Веру можно подразделить на два вида: религиозную (противоп-ся эмпир. и интеллектуальному знанию и считается высшей формой чел. знания, полученного через божественное откровение), прагматическую (представляет собой опред. науч. гипотезу, стройные логические и эмпир. док-ва которой отсутствуют).

Вера является важным компонентом познания, не охватываемым классическим познанием. Соотношение веры, сомнения и знания – тема, котор. «изгоняется» из «точного» естественнонаучного знания. Имеется в виду не религ. вера, но вера вообще как состояние сознания, не испыт. сомнения, приним. события, высказ-я и тексты без док-в и проверки. Это явление не отвеч. науч. критериям, но тема веры, достоверности, сомнения оказ. одной из фундам. в познав. деят-ти, особенно в неформализованном, нематематическом либо интуитивном и метафорическом знании об обществе, культуре, человеке, его сознании и жизни.

Вера и знание предст. собой диалектически взаимосвязанные противоположности. Вера помогает действовать в условиях неопред.. Если бы существовала полная информированность, то отпала бы необх-ть в вере.

Соц.-гум. науки рассм-ют веру и верования человека как данность его бытия среди людей. Гуссерль видит основу «наук о духе» и достоверность познания в «жизни» или «жизненном мире». Именно очевидности «жизненного мира» и выступают у Гессерля критерием достоверности.

Витгенштейн раскрывает достоверность в ее социокультурных, коммуник. аспектах. Жизнедеят-ть в целом (в т.ч. познание, общение) невозм. без веры, доверия, принятия знания как достоверного. Опираться на нек. достоверности – это и есть «форма жизни».

Испанский философ-культуролог Х. Ортега-и-Гасет: идеи как рез-т интеллект. деят-ти вкл-ют в себя и обыденные мысли, и строгие науч. теории. Верования не явл. плодом размышлений, мыслями, суждениями. Они совпадают с самой реальностью. Мы в них «пребываем в уверенности». Являясь основанием жизни, верования присутств. не в осознан. форме, а как «скрытое значимое нашего сознания». Мы их не осознаем, не мыслим.

Вера присутств. и в стр-ре науч. познания. Как правило, иссл-ли стремятся ограничить в науке область веры, что явл. одним из важных треб. научности, но многие (в сфере философии и культуры) признают конструктивную роль веры в познании. Вера стоит на собственных основаниях, не может быть помещена на основание познания. Тогда это будет не вера, а знание.

В научно-исслед. деят-ти ученого верования приходят в таких формах, как личностное неявное знание, предст. в форме индивид. навыков и умений. Часто вера как субъективная уверенность явл. началом и источником знания.

Сомнение – это состояние беспокойства и неудовл-ти, заставл. действовать с целью его устранения, порождающее желание перейти к состоянию верования. Сомнение, усилие для его преодоления – это стимул иссл-ния и достиж. цели.

Сомнение означает относительность трактовки истины: знания не столько истинны, сколько достоверны, т.е. соответствуют нек. положению дел. Поэтому сомнение и достоверность определяют степень истинности знания, но в сочетании с верой в их достоверность (истинность).

Важн. аспект веры – ее соотнош. с истиной. Полож. оценка веры дается тогда, когда ею пользуются для признания особого рода положений (н., природа будет следовать тем же законам, что и сегодня).

Человек не может мыслить и действовать без опред. степени веры, она для него «рабочая гипотеза», причем ему приходится в своих поступках исходить из истинности этой гипотезы незав-мо от того, подтв-ся (опроверг-ся) ли это в короткий срок или в рез-те усилий многих поколений.

Вера и истина – феномены разл. природы и сущности, вера сущ-ет интуитивно-экзистенциально, а истина – рационально-рассудочно, отлич. степенью близости к основаниям жизни и «глубине нашей души», эмоц. окрашенностью или ее отсутствием. Истиной счит. науч. знания (табл. умнож., теоремы). «Вера есть нечто гораздо большее, более творческое и более жизненное». Человек верит в то, что он воспринимает и ощущает как самое главное в своей жизни. Совместное рассм-ние веры и истины лежит в русле экзистенциально-антропологической традиции, которая глубоко укоренена в европ. философии. Такой подход служит важнейшим основанием для понимания филос. и методологических проблем соц.-гум. знания и его природы.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1245 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...