Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философские проблемы социально-гуманитарных наук; общетеоретические подходы



Рассматривая философскую проблему социально – гуманитарного знания необходимо отметить, что это проблема составная часть более общих философских проблем:

- проблемы философского понимания отношений общества и природы;

- проблемы философии понимания отношения субъекта и объекта, которое складывается между людьми в процессе их совместной деятельности.

Сущность общественных связей и отношений, соединяющих людей, вещи и идеи в единое целое, состоит в том, что отношение человека к человеку опосредуется миром вещей.

Отношение соц. и гум. знания есть отношение, которое вырастает из философского анализа отношения общества и человека. Традиционная концепция решения философских проблем общества и природы, субъекта и объекта опирается на принцип предметно-практич. деятельности в современной классической или систематической философии.

Существует мнение, что на научное познание оказывает влияние вненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественное, игровое.

Фейрабенд полагает, что чисто рациональное понимание науки, при стремлении сделать ее более рациональной по сути уничтожает науку. Вместе с тем он не ставит под сомнение субъективно – объективный характер познания.

В мире происходят НТР, которые ведут к смене исследовательских стратегий, а они задают основания науки.

1 рев 17 в – становление классической науки. 2 рев 19 в – дисциплинарная организация науки. 3 рев. к 19 – н. 20 в – возникновение неклассического естествознания, в которой признается истинность сразу нескольких теорий. 4 рев. последняя треть 20 в – объект исследования – сложные систематические объекты характеризуются не только саморегуляцией, но и саморазвитием.

Соц.-гум. науки в своем развитии прошли несколько этапов. Принято выделять классич., неклассич., постнеклассич. этапы.

Классич. этап (XVI – вт. пол. XIX века): развитие ма­тематики и механики создало эталон науч. знания, идеал, к которому стали стремиться науки об обществе. С XVIII века этот идеал науч. знания был еще более упрочен физич. на­уками, а потому стремление реализовать этот идеал стало про­являться даже в философии. Позиция, когда соц.-гум. науки подражают в своей методологии естеств. наукам, назыв. натурализмом – природ. зако­номерности приним. за универсальный принцип объясне­ния всех явлений, происх. в обществе и связанных с че­л. формами бытия.

Неклассический этап в развитии соц. и гум. наук, который начинается с сер. (особенно последней чет­верти XIXв.), характеризуется тем, что в общ. науках происходит переход от натурализма к антинатурализму. Возникают новые подходы к пониманию сущности соц.-гум. знания, его предмета и методов. постнекл. этап в развитии соц.-гум. знания связан с именами известных западных мыслителей Р.Барта, Ж.Батая, Ж.Делеза, М.Фуко, рас­цвет творчества которых пришелся на период 50—70-х гг. XX века. Этот этап в специальной литературе называют также постмодер­низмом и постсовременной философией. Постнекл. этап в развитии соц.-гум. знания к наст. времени себя исчерпал. Главная идея постнеклассики — деконструкция не привела к со­зданию новых позитивных идей и выродилась в разрушение раз­личных структур ради самого разрушения.

Общетеоретические подходы в соц.-гум. науках: социол. идеализм (господствовал вплоть до сер. XIX в. То, что общ. жизнь предст. собой переплетение разл. рода общ. отношений (полит., эк., правовых, нравственных, семейных, религиозных и т. д.) социальные философы домарксовского периода прекрасно понимали. Но не справившись с задачей систематизации и субординации этих отношений, по сути дела все они рассматривали общество как хаос отношений, как сплошное нагромождение случайностей.); геогр. детерминизм ( явился альтернативой и теологическому объяснению социальных явлений и философскому идеализму ); истор. материализм (Маркс и Энгельс впервые распр. материализм на объяснение самой слож. формы движения материи – социальной, четко подразд. обществ. отношения на матер. и идеальные (духовные), обнаруж. первичность матер. отношений и вторичность духовных. Принцип первичности обществ. бытия и вторичности обществ. сознания является коренным принципом материалистического понимания истории); биол. детерминизм (понимание обществ. жизни через законы и категории биологии. В качестве общенаучной предпосылки выступили успехи биологии, превратившие ее к середине XIX в. в лидера естествознания); психол. подход ( появление психол. направления было реакцией социологической мысли на примитивизм геогр. и биол. объяснения обществ. жизни, равно как и на нек. погрешности марксизма – недостаточное внимание к проблемам общественной психологии); техницистское направление ( Из двух сторон способа производства материальных благ обращ. вним. только на одну – производительные силы, игнорируя производственные отношения. Но даже производительные силы берутся не в целостности: односторонне выпячивается роль техники (средств производства) и совершенно игнорируется человек как главная производительная сила общества).





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1389 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...