Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Требования к композиции и удобочитаемости текстов



Композиция книги – это не просто соединение различных элементов, а сознательное их организация в определенные построения, вытекающая из содержания произведения и его идейно-художественного замысла.

Книжная композиция раскрывается перед читателями второстепенно, от страницы к странице, от разворота к развороту по мере развертывания содержания произведения начитываемых им страницах. Сменяющие друг друга страницы
и развороты различны по составляющим их печатным элементам по размерам и связи между собою, а также по вариантам из взаимного расположения, но в книге должны быть слиты в одно единое и при всем разнообразии возделать впечатление
целостности композиционного замысла.

Книжная композиция должна быть не только организованной страницей книги,
но и обеспечивать наилучшее восприятие содержания.

Принципы композиции построений выражается в обложке, титуле, переплете,
в расположении иллюстраций, организации спусковых полос, а также мельчайших элементов текстовой формы.

В книгах применяют композиции, которые используются для выражения пространства, для спокойного последовательного просмотра объектов одно с другим.

Вертикальная композиция заставляет глаз скачками быстро и нервно скользить,
ускоряя движение и просмотр объектов. Применяют для сравнения рисунков, формул, столбцов, чисел и др.

Более выраженная обладает композиция по диагонали. Сверху, слева, вниз,
направо, выражает стремительность движения. Затрудненность, выражает диагональ снизу, справа, вверх, налево и глубь страниц.

Издание, которое нельзя прочитать — бессмысленно. Однако в проблеме удобочитаемости существуют разные мнения, к тому же они меняются со временем и едва ли когда-нибудь примут вид точного и окончательного решения.

Следует разграничить термины: читаемость, читабельность, удобочитаемость. Читаемость (в смысле узнаваемость) можно отнести и к одному знаку — т.е. можно говорить о читаемости дорожного знака или логотипа. Читабельность скорее относится к слову — т.е. можно говорить о читабельности слова, надписи, гарнитуры. Удобочитаемость или комфорт чтения зависит от множества различных факторов, начиная от ширины строки и кончая образованием читающего. Этот термин скорее относится к полосе набора. В книге объемом более четырехсот страниц проблема удобства чтения должна быть решена (если, конечно, не ставится иная задача).

О качестве процесса чтения можно судить с двух сторон — скорость и комфорт (удобство). Второе при чтении «длинных текстов» важнее. Скорость чтения во многом связана с анатомией букв. Слово воспринимается при чтении нормальным взрослым человеком целиком — как парусный корабль, со своим характерным ритмом мачт и парусов. По мнению специалистов, основу читабельности латинского алфавита задают верхние и нижние выносные элементы и точка над i, а также чередование округлых и угловатых знаков. Кириллический алфавит по этим параметрам значительно отличается от латинского. Его ритм обычно сравнивают с частоколом. Но мы как-то «умудряемся» его читать.

Существуют два взгляда на проблему удобочитаемости. С одной стороны, прочитать можно все, с другой стороны, для набора «длинных текстов» фактически используется достаточно узкий выбор гарнитур.

В зависимости от тиража и специфики аудитории, проблема соответствия определенному уровню удобочитаемости и привычности шрифтового оформления может приобретать большее или меньшее значение. Проще говоря, если вы издаете книгу тиражом от 1 до 100 экземпляров для вполне представимого читателя, то проблему удобочитаемости можно и не обсуждать. Если тираж — 100 000, то идея оформления, дизайнерские приемы и шутки должны быть понятны по меньшей мере 90 000 читателей или хотя бы не оскорблять их. Примером служат популярные журналы — чем больше тираж и явственней электорат, тем сдержанней, привычней и предсказуемой становится оформление. Исключение составляют издания (как правило, малотиражные), спецификой которых является шокирующее впечатление или профессиональная тематика в области дизайна. То есть эстетике удобочитаемости можно противопоставить эстетику эпатажа и «дизайна ради дизайна».

Эстетика книжного набора, как и конструкция книги, принципиально не менялась с эпохи инкунабул (инкунабулы — книги, напечатанные наборными литерами до 1500 года), если не считать технологических усовершенствований, касающихся в основном качества бумаги, уменьшения растискивания при печати и увеличения скорости набора.

Варианты оформления полос набора Лекции





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1232 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...