Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Титульная страница и ее виды



Первый лист книжного издания – титульный лист. Его назначение – сообщить
читателю главные сведения об издании – имя автора и заглавие, название и
местонахождение издательства и год выпуска издания.

Титульный лист бывает одинарным (из двух страниц – лицо и оборот) и
двойным (из четырех страниц, как правило, первых(Он подчеркивает большую значимость издания, его капитальность.)).
Фронтиспис – страница с изображением, образующая разворот с лицевой
страницей титульного листа. На фронтисписе печатают портрет автора или
рисунок ко всему изданию в целом. Украшая издание, повышая содержательность
оформления, фронтиспис усиливает его выразительность и воздействие на читателя. Так что во всех случаях, когда издатель хочет достичь такой цели, фронтиспис очень желателен.
На лицевой странице одинарного титульного листа располагают следующие
элементы:
Надзаголовочные данные. Так называют элементы выходных сведений,
которые должны быть расположены в самом верху над заглавием издания или
над фамилией автора и заглавием. В состав надзаголовочных данных входят
два элемента:
1. Название одной или ряда организаций (учреждений) – в изданиях, выпускаемых от их имени, или в сборниках материалов конференций, совещаний и т.п., где требуется сообщить названия их организаторов. Название приводят в официально установленной форме, зафиксированной в учредительных документах.
2. Имя автора или имена не более трех соавторов (инициалы и фамилия, имя и
фамилия).

Далее следует заглавие издания. ГОСТ 7.4-95 запрещает выпуск издания без
заглавия. Самое главное требование – точность заглавия. Рекомендуется,
чтобы заглавие кратко и как можно точнее определяло содержание издания
или выражало его смысл и в то же время было привлекательным для читателя.
В конце заглавия точка не ставится. Исключение составляет заглавие-цитата –
заглавие, представляющее собой дословную выдержку из какого-либо
произведения и образно передающее суть издания. Такое заглавие заключают в
кавычки, обозначая опущенные слова или незаконченность цитаты многоточием.
Например: "Как слово наше отзовется…".


На лицевой странице титульного листа размещаются следующие подзаголовочные данные:
1. Тематическое подзаглавие (поясняет и уточняет основное заглавие).
Особенно желательно тематическое подзаглавие для изданий с образными
заглавиями, смысл которых не может быть точно понят без такого пояснения.
2. Данные о связи с другими изданиями (например, с основным изданием в
отдельно выпущенном приложении или номере выпуска серийного издания).
3. Выходные данные. В состав выходных данных входят только:
место выпуска издания (населенный пункт, указанный в юридическом адресе
издательства – он должен приводиться в форме, которая присвоена ему в
официальных справочниках административно-территориального деления.
Например: Белгород); год выпуска издания (обозначается арабскими цифрами без
слова "год". Например: 2004. Элементы выходных данных набираются без знаков
препинания в одну или две строки.)

На оборот титульного листа в обязательном порядке выносятся следующие
элементы выходных сведений:
1) классификационные -располагаются в левом углу листа, набирается кеглем 10 индексы УДК и ББК
2) авторский знак
3) знак охраны авторского права (располагается в правом нижнем углу и выглядит
и выглядит так ©, далее следуют наименования правообладателя и года выпуска
первого издания по форме: © Белгородская государственная универсальная
научная библиотека, 2004 без каких-либо знаков препинания в конце.
Эти элементы выходных сведений являются обязательными. Помимо них, на
оборот титульного листа можно поместить информацию об ответственном за выпуск данного издания лице, составе редакционной коллегии.

Можно также разместить макет аннотированной каталожной карточки и аннотацию. Макет аннотированной каталожной карточки располагают ниже авторского знака и набирают кеглем 10 светлым, аннотация располагают ниже макета карточки и набирают кеглем 8 светлым. Аннотация может быть напечатана и на задней стороне обложки. Рекомендуемый объем аннотации (согласно ГОСТ 7.4.-95) – не более 500 знаков.


Существуют два основных варианта двухполосного титула. В одном варианте каждая полоса представляет собой законченную, в какой-то мере самостоятельную часть общей композиции. Такой вариант часто применяется в многотомных и серийных изданиях. На левой странице разворота, так называемом контртитуле, могут быть помещены сведения, относящиеся ко всему изданию или ко всей серии в целом, а на правой странице — основном титуле — сведения о данном томе (возможны и другие варианты). Подобный титул может быть дан и в переводном издании. При этом слева помещается титул на языке подлинника, справа — на языке перевода. Такого рода титул часто называют разворотным.

В другом варианте композиция двухполосного титула представляет собой единое, неразрывное целое, текст и изобразительные элементы начинаются на левой странице разворота и заканчиваются на правой, часто захватывая и корешковые поля (рис. 78). При таком титуле — в отличие от первого его можно условно назвать распашным — художник-оформитель располагает большим живописным полем, на котором можно разместить крупное изображение или сложную композицию. Распашной титул применяется главным образом в особо оформленных изданиях художественной и научно-популярной литературы, в книгах по искусству.

Иногда в малообъемных брошюрах, рассчитанных на недолгий срок пользования, для экономии бумаги вместо титульного листа помещают титул-шапку. Такой прием часто практикуется в журналах.

Чтобы титул хорошо воспринимался читателем, необходимо из всех помещенных на нем разнообразных и неодинаковых по значению сведений выделить важнейшие, сделать явной связь между ними, выявить их соподчинение и единство. Все это достигается прежде всего соответствующим подбором шрифтов, логичной группировкой строк и их обоснованным расположением.

Шрифтовое оформление титульного листа может быть решено самыми различными способами. Прежде всего титул может быть одногарнитурным или многогарнитурным. Применяя шрифт одной гарнитуры и даже одного начертания, легче придать оформлению цельность, единство. Но и при умелом подборе двух или нескольких гарнитур можно добиться единства, правда, более сложного; вместе с тем такое сочетание шрифтов дает возможность сильнее выделить те или другие строки титула. Однако при необоснованном, случайном соединении нескольких гарнитур художественная цельность титула теряется, его связь с оформлением остальных элементов книги нарушается.

Наиболее важное значение для читателя имеют заголовочные сведения — фамилия автора и название книги. Они и должны быть выделены наиболее сильно. Обычно название издания дает читателю более существенную информацию, и поэтому именно для него назначают самый крупный шрифт, а фамилию автора набирают несколько меньшим кеглем. Но если название книги носит формальный характер, например «Собрание сочинений», «Рассказы» и т. п., то оно мало дает читателю, ему больше говорит фамилия автора, для которой и выбирают шрифт большей графической силы.

Размер шрифта для всех остальных титульных данных опять-таки выбирается в зависимости от их значения. Однако разница в размере шрифтов на титуле может быть и очень значительной, и умеренной, и совсем небольшой. Встречаются даже титульные листы, главным образом с небольшой нагрузкой, набранные шрифтом одного кегля. Такое оформление, когда видишь его в первый раз, может показаться оригинальным. Но при сколько-нибудь частом повторении его нелогичность становится все более заметной.

В обычном наборе внутрисловные пробелы между буквами зрительно неодинаковы. Так, пробелы между буквами ГЛ или АД зрительно больше, чем между остальными буквами, в особенности между такими, как НН и ИП. При мелком кегле эта разница почти незаметна, при крупном же она бросается в глаза, слова получаются как бы разорванными. Поэтому в строках крупного кегля (начиная с кг. 16) пробелы между буквами в пределах каждой строки должны быть зрительно выровнены.

Некоторые элементы титульных данных, например заглавие книги, подзаголовок,— могут состоять из нескольких строк. В таком случае следует членить текст на строки по смыслу — так, чтобы особенно тесно связанные между собой слова находились в одной строке. Нарушение этого логичного принципа ради того, чтобы получить заранее заданную форму строк, в какой-то мере затрудняет понимание надписи.

Что касается расположения, то различные элементы титула — группы строк — разделяются неодинаковыми пробелами. Величина пробелов подчеркивает большую или меньшую связь между этими элементами. Например, пробел между заглавием книги и ее подзаголовком должен быть меньше, чем между подзаголовком и наименованием издательства. Вместе с тем возможно различное расположение строк по высоте титула.

Большое значение для компоновки титула имеет объем помещаемого на нем материала, в особенности если он очень велик или очень мал. При малой нагрузке титульного листа, особенно если текст его состоит из коротких строк, целесообразно несколько уменьшить высоту титула по сравнению с высотой рядовых полос — в противном случае титул будет казаться слишком вытянутым по вертикали.

Титульный лист может быть скомпонован симметрично или асимметрично. При симметричном построении все строки (и изобразительные элементы) выключены на середину, благодаря чему титульная композиция приобретает плавный, гармоничный силуэт. При асимметричном построении строки начинаются от одной или нескольких вертикальных осей; возможны и такие композиционные решения, когда те или другие элементы не привязаны к определенным осям, а свободно расположены на плоскости титульного листа. Для асимметричной титульной композиции характерны резкие, угловатые очертания.

Одногарнитурность, плавные переходы от более крупных шрифтов к мелким, симметричное построение способствуют тому, что композиция титула воспринимается как спокойная. При шрифтах же нескольких гарнитур (или сильно отличающихся начертаний), резких контрастах в размере шрифта, асимметричном построении композиция титула производит впечатление динамичной.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 2313 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...