Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Полы мостились каменными плитами, из которых часто составлялись сложные узоры лабиринтов. Лучшим среди аналогичных узоров был лабиринт Амьенского собора. Кроме лабиринтов существовали и другие орнаментальные мотивы, такие как знаки зодиака, аллегории добродетелей, торжествующих над пороками, и др.
Плоские надгробные плиты украшались гравированными изображениями. Такой способ декоративного убранства достиг в XIV в. наивысшего совершенства. Резьба была иногда довольно глубокой и инкрустировалась окрашенным цементом, медной или мраморной пластиной с изображением лица. Рисунок надгробия воспроизводит покойного в духовном одеянии или доспехах рыцаря в зависимости от его общественного положения при жизни.
Керамика. Керамические изделия готики делятся на две группы: плитки для пола, гончарная посуда и коньковая черепица. Оба вида изделий были поливными, для чего поверхность глины покрывалась прозрачной глазурью, из-под которой проступал гравированный орнамент.
Наиболее употребляемыми цветами глазури были красный и желтый. Ограниченное
количество красок усиливало декоративный эффект. Иногда в декоре плиток встречается черный цвет, получаемый из сажи. Плитки, как правило, делались квадратными, иногда прямо- или шестиугольными. Они обычно укладывались лентами по типу кладки паркета, но в больших помещениях церковных зданий применялась изысканная конфигурация. Во французской церковной архитектуре применялся излюбленный декор пола — так называемый «лабиринт», по которому прихожане перемещались на коленях, читая молитвы. Этот обряд имитировал паломничество, трудно осуществимое ввиду удаленности от святых мест. Такие лабиринты имелись в большинстве соборов. Самые известные — круговые лабиринты Шартрского и Амьенского соборов.
Интересные изразцы для полов производились в Италии. Самые старинные плитки, относящиеся к XV в., имеют шести- или прямоугольную форму, украшены зеленым и лиловым зооморфным или растительным орнаментом на белом фоне.
Наряду с плитками в эпоху готики производилась и гончарная посуда. От XV в. осталась поливная керамика, являющаяся одновременно потомком галло-романских изделий и предком простых горшков народного производства, доживших без существенных изменений до начала XX в. Некоторые кувшины расписаны крестиками или украшены гравированным узором, другие имеют тисненый геральдический орнамент. Иногда орнамент ограничивается мазками в виде запятой. Однако большая часть изделий не имеет узора и покрыта зеленой глазурью. Кроме того, во Франции в XV в. производились блюда с гравированным декором, одно из самых примечательных украшено стилизованными цветами с пятью стеблями в центре и французской надписью готическими буквами по внутреннему краю (Севр). В Италии наиболее интересной является керамическая посуда из Орбьето с подглазур- ной росписью зеленой и лиловой красками. Расписывались эти изделия или испано-мавританскими мотивами или узорами, гравированными в технике сграффито.
С XIV в. Рейнская область и Южная Германия стали центрами производства «каменной» керамики — изделий из глины с примесью песка и соляной глазурью, имевших подчас очень сложную форму, рельефную орнаментацию и роспись. К концу готической эпохи распространение получили керамика с коричневой или зеленоватой глазурью, посуда, игрушки, печные изразцы.
Стекло. Витраж — главный вид изделий из стекла в готическую эпоху. Это объясняется тем, что в готических церквях в отличие от романских храмов в несколько раз увеличивается площадь окон.
В готических витражах в отличие от романских цвет становится конденсированным и более глубоким. Синие цвета темнеют, а неокрашенные стекла используются редко и служат для получения блестящих пятен. Ради экономии применяются гризайли и не только в бордюрах, где они используются для наносимого кистью растительного орнамента, но и для фонов. В XII в. целью витража было освещение, в XIII в. его функция меняется: он призван, украшая, поучать. Чисто орнаментальные элементы — ветвевидный орнамент, флероны, пальметты встречаются все реже. В XIV в. на бордюрах витражей появляются маленькие человеческие фигуры. Иногда мастера изображали себя.
В XIV в. художники все больше обращаются к витражной гризайли. Размер отдельных стекол увеличивается, свинцовая вязь обрамления голов часто делается незаметной, рисунок становится изящнее и тоньше, напоминая книжную миниатюру. Архитектурный декор получает повсеместное развитие, вызванное не только преобладающей ролью архитектуры, но и стремлением заполнить высокие и узкие стрельчатые проемы. В XIV в. стеклянная утварь была еще примитивной, зеленоватой, простых форм с несложным рельефным узором из стеклянных нитей.
В XV в. тенденции реализма становятся ощутимы повсюду: вместо того, чтобы изображать растения условными изографическими знаками, художники обращаются к природе. Была изобретена техника дублирования, т. е. совмещения разноцветных стекол, что увеличивало количество тонов и давало цветовые нюансы. Витраж теперь стал способен соперничать с книжной миниатюрой, однако терял черты монументальности и изменял духу архитектуры. Кроме того, в рисунках витражей XV в. наблюдается подражание новому виду графического искусства — гравюре.
Производство стеклянной посуды по сравнению с витражами имело незначительный объем. Таких изделий сохранилось немного. Но благодаря книжным миниатюрам можно легко представить изделия французских стеклодувов, которые были не лишены художественных достоинств. Мастера при производстве стекла стремились добиться прозрачности горного хрусталя.
В Германии изготовлялись так называемые «кочерыжки» — толстостенные стаканы с широким устьем и налепленными по его краю, подобно леденцам, кусочками стекла. В Рейнской области в начале XV в. производились бокалы на ножке с широким основанием и вычурные бутылки с горлом из нескольких витых трубочек.
В XV в. появляется венецианское стекло. Известно, что к этому времени венецианцы имели пятивековой опыт стеклоделия. Около 1480 г. слава венецианского стекла была так велика, что король Венгрии Матиаш I Корвин, большой ценитель искусств, заказал в Венеции потир из стекла. Подражая форме ювелирных изделий, венецианские стеклодувы создавали высокие и массивные чаши из стекла, покрытого эмалью. Разнообразие форм их продукции очень велико, тогда как в других странах оно было весьма ограничено. Эмалям второй половины XV в. густой синий цвет придавал кобальт, ввозимый в Венецию из Богемии. Эмали и позолота использовались для декорировки бокалов, кувшинов и кубков с религиозными и иными сюжетами, в частности, гербами. Технология производства стекла, которая подражала методам исламского стеклоделия, была разработана около 1465 г. мастером из семьи Баровьери. Однако венецианцы освоили изготовление изделий невиданной еще в Европе прозрачности и легкости, которые стали называться «хрустальными» за их сходство с горным хрусталем. Венеция выполняла многочисленные заказы из Франции, Нидерландов, Германии. Пренебрегая угрозой вызвать гнев Совета Десяти, импортирующие страны переманивали венецианских стеклоделов, которые рисковали при этом головой. Так, в различных странах
Европы в XVI в. появились стеклянные изделия «в венецианской манере».
Ювелирное дело. Металлы. Ювелирное дело занимает одно из главных мест среди художественных ремесел готической эпохи.
Среди ремесленников раньше других новый стиль попытались применить мастера, занимавшиеся изготовлением церковной утвари. Попытка эта, однако, отразилась не столько в форме и отделке сосудов и металлических изделий: чаш, дискосов, кадильниц, подсвечников и т. п., сколько в таких предметах, которые имели непосредственное отношение к церковному зданию, например, в церковной мебели и помещениях для хранилищ мощей, в отделке которых художники и ранее воспроизводили архитектурные детали.
Формы сосудов, выработанные в прежнее время, сохранились вплоть до XIII в., и только в деталях заметны незначительные изменения. Не составляет исключения даже потир. Еще раньше пытались согласовать форму и внешний вид потира с требованиями нового художественного направления и сделать этот сосуд легче и изящнее. Однако ограничились лишь тем, что чаша потира иногда делалась несколько выше, стройнее и более овальной формы, средняя же часть отделывалась в виде розеток. В кон-
це готического периода западной церковью была установлена форма нового вида сосуда — монстранца, для показа мощей. Эти сосуды со сложными металлическими композициями были оснащены шпилями, та- бернаклями, фиалами и другими деталями готических соборов, приобрели большую популярность.
Вся остальная церковная утварь, за исключением светильников и крестильниц, в большинстве своем также поддавалась влиянию нового направления. Почти во всех предметах, которые были декорированы архитектурными формами романского периода, эти формы были заменены элементами стрельчатой архитектурной системы, со свойственными ей способами украшения. В этих предметах допускалось широкое применение классических форм, взятых из зодчества того времени.
В произведениях ювелирного искусства готики авторитет архитектуры носит всепо- давляющий характер, прикладное искусство уже не заимствует ее мотивы, как это было в романскую эпоху, а непосредственно копирует архитектурные формы. Разнообразие фактуры и широкое применение ажурного декора придают изящество ювелирным изделиям. В декор включаются и маленькие рельефные фигурки, иногда круглая скульптура. Скульптурные украшения имеются также на посохах из лимож- ской эмали со сценками «Благовещения» или «Коронования Марии». Изящный филигранный завиток, как и прежде, используется в ювелирном деле. Его можно видеть в декоре позолоченного серебряного креста из Нейи (Франция, XIII в.).
Близка к ювелирной пластике чеканка монет, давшая немало настоящих шедевров из золота: монет с изображением Людовика Святого на троне и геральдических животных — ягненка короля Иоанна II Доброго и леопарда Эдуарда Английского. Здесь так же, как и в геральдическом искусстве,
вынужденная простота привела к особой выразительности.
В христианском мире было принято дарить ювелирные украшения церквям и монастырям, которые со своей стороны заказывали или производили сами красивую церковную утварь.
В XIV и XV вв. монархи и знатные феодалы в изобилии владели золотой и серебряной посудой. Типичным для готики предметом был продолговатый сосуд в форме ладьи, в котором помещались столовый прибор и стакан, иногда он служил декоративным настольным украшением. Среди этой посуды кубки, кувшины для воды, чашки и др.
Во второй половине XIV в. золотых дел мастера достигли такого совершенства в изобретении новых форм и изящной отделке вещей, что почти не имели соперников. Итальянские мастера заботились преимущественно о чистоте форм и художественности исполнения и применяли давно известную в Италии финифтяную живопись. Во Фландрии славились Брюгге и Гент, в Германии — Нюрнберг, Аугсбург и Ульм, к которым скоро присоединились Вена и Прага благодаря поддержке императора Карла IV, большого любителя драгоценной церковной утвари. В Испании золотые и серебряные вещи производились главным образом в Толедо, Мадриде, Севилье и Гранаде, но эти произведения до середины XV в. носили сильный отпечаток древнемавританского вкуса. В Англии это ремесло, перенесенное, вероятно, из Франции, внедрялось с большим трудом и процветало только в Лондоне.
В ювелирных изделиях Германии наибольшая самобытность проявилась в изделиях светского назначения. Так, немецкими мастерами был создан тип кубка с крышкой, чаша которого украшена выпуклым чеканным орнаментом. Эту же тенденцию находим и у итальянских ювелиров на примере реликвария св. Доменика из церкви
Сан-Доменико в Болонье работы Якопо ди Росето.
В Италии создавались вещи, выполненные с большой простотой, например, золотая рука в реалистической манере, подаренная папой Климентом V Базельскому собору в начале XIV в. Именно в Италии стали производиться прозрачные эмали.
Подлинно «золотым веком» художественной промышленности Германии стала готика. В это время полностью определились специфические особенности декоративных изделий, создававшихся как для церкви, князей и рыцарей, так и для окрепшего бюргерства: солидность, массивность и вместе с тем некоторая замысловатость форм, любовь к обильному и дробному декору, соединению различных технических и художественных приемов. Характерны широкое применение готических архитектур- но-декоративных мотивов, усиление изобразительного начала (мелкой фигурной пластики, реалистически трактованных деталей), специфическая угловатость орнамента из сплетающихся ломаных и кривых линий. Уже в раннеготическое время усложняются архитектурные формы рак — мощехранильниц из драгоценных металлов с фигурами святых и сложными рельефами в арках, обильным узором — чеканным, ажурным и эмалевым (рака св. Елизаветы, около 1235-1249 гг., Элизабеткирхе, Мар- бург). Их изготовлением особенно славились Кельн и Ахен, но со временем мастерство обработки металла распространилось далеко на Север и Восток.
Столовая утварь, посуда для питья и еды, составлявшие предметы роскоши, всегда отличались более тщательной отделкой. Щегольству такими предметами способствовали как возраставшее благосостояние горожан, так и пышные пиршества, вошедшие в обычаи рыцарства, а также желание превзойти друг друга в блеске и богатстве столовой посуды.
Эмали. Знаменитые лиможские эмали в готический период приобретают все большее распространение. В соборе Бургоса находится одно из самых крупных и красивых лиможских изделий — медное надгробие епископа Маурисио, умершего в 1233 г., оно отлито в виде лежащей фигуры и украшено позолотой, чеканкой, выемчатой эмалью и вставками кабошонов.
В XIII в. происходит упрощение эмальерной техники. В этот период производятся реликварии в виде прямоугольных ларцов с двускатной крышей и мадонны. Изображения местных святых заменяются изображениями Христа, Богоматери, Апостолов: сцены «Поклонение волхвов», «Рождество» и др. Человеческие фигуры переданы плоскостно или с рельефно выделенными головами; зачастую изображение исполняется полностью в рельефе на орнаментальном фоне. Трактовка фигур условна и статична.
Продукция Лиможа разнообразна: жезлы, ларцы-реликварии, кресты, реликварии в виде головы и полуфигуры, книжные оклады, медальоны для украшения ларцов. Интересный вид изделий представляют жемельоны — плоские чаши для омовения рук, украшенные религиозными сюжетами, куртуазными мотивами, сценами охоты или поединков, геральдическим орнаментом. Фоном для сюжетных изображений служат стилизованные растительные побеги.
Лиможские мастерские выпускали изделия светского назначения: чаши для омовения рук, подсвечники, украшенные сценами из жизни рыцарей. В XIV в. в результате столетней войны происходит упадок в производстве лиможских эмалей.
Рейнская область оставалась крупным центром производства эмалей. Здесь, как и в Италии, в тесной связи с золотых дел мастерством совершенствовалась финифтяная живопись. К известным уже техническим приемам, перенесенным с Востока в IX в., в середине XIV в. прибавился новый способ. По новой технологии рисунок гравировали на металлической доске и затем заливали слоем финифти, настолько тонким, что сквозь него заметно просвечивала металлическая доска. Сначала такие рисунки исполнялись только в одном тоне, но еще до конца столетия их начали делать (прежде всего во Франции) в нескольких тонах. Старинный же способ состоял в том, что на металлической поверхности, на которой предполагалось воспроизвести финифтяный рисунок, его контуры выкладывались узкими металлическим полосками, поставленными ребром, или глубоко вырезались, а образовавшиеся углубления затем заливались цветным стекольным сплавом (непрозрачным).
Олово — один из наиболее ковких металлов — использовалось для церковных и бытовых нужд. Изделия светского назначения из олова очень редки (солонки, кувшины для вина), художественная церковная утварь из олова производилась главным образом в Германии и Богемии, где находились оловянные рудники. Оловянные сосуды разрешалось иметь церквям, не располагавшим средствами для приобретения золотой и серебряной утвари.
Из бронзы изготовлялись подсвечники, ступки, домашняя посуда, церковная утварь и двери для церквей. Так, бронзовые двери Флорентийского баптистерия отлиты в 1330 г. мастером Андреа Пизано, который украсил их горельефными четырехлопастны- ми медальонами с множеством фигур. Особое место в бронзолитейном искусстве занимают печати монархов, крупных феодалов, городов, цеховых корпораций, которые нередко являются шедеврами резьбы по металлу.
Вследствие распространившейся среди знатных женщин моды носить на шее или поясе ручное зеркальце на дорогой ленте, были изобретены изящные оправы и футляры из слоновой кости, украшенные любовными сценами.
Изделиями из меди славилась Бельгия — водолеи, пасхальные подсвечники и аналои, предметы повседневного обихода.
Из кованого железа производились накладные украшения для мебели, фигурные оковки дверей, ключи и др. Кованый декор собора Парижской Богоматери, представлявший собой чудесную вязь из виноградных листьев, частично обработанных тончайшей резьбой, является совершенным образцом этого вида художественного ремесла. В Руанском соборе имеется богатая коллекция ключей, дверных молотков, замков. Орнамент замков выдает влияние архитектурных форм. Из железа изготовлялись также оконные решетки, ограды для хоров, церковные люстры. В Испании ограды церквей и соборов представляли собой значительную художественную ценность. Орнамент некоторых оград явно навеян архитектурой. Так, большим орнаментальным богатством славятся ограды собора в Барселоне.
В XIV-XV вв. чрезвычайно разнообразны серебряные, медные, бронзовые, оловянные сосуды — кубки, кувшины, кружки простых и массивных форм или фантастически изощренные, со сказочными чудовищами, башнями и замками. Важной отраслью художественной обработки металла стало изготовление оружия и доспехов.
Начиная с готического периода епископские кафедры все чаще стали делать целиком из металла. Формы их отличаются легкостью и свободой. Внешняя отделка церковных шкафов тоже представляет теперь более удачное и изящное сочетание резьбы и росписи.
Мебель. В готическую эпоху меблировка все еще немногочисленна, хотя мебель по сравнению с романской становится более разнообразной. В европейской мебели наблюдается некоторое единство стиля, объяснявшееся повсеместным использованием архитектурных элементов при ее изготовлении.
Варианты готического стиля могут быть разделены на две основные группы: северную и южную. Северная представлена готическим искусством таких стран, как Франция, Нидерланды, Северо-Западная Германия и Англия, причем особое значение имеет нидерландское искусство. На юге готический стиль распространяется прежде всего в Южной Германии, Швейцарии и Австрии. Поскольку во многих странах Северной Европы (Германия, Фландрия, Скандинавия) отдельные черты готического стиля сохранились вплоть до появления барокко, а в более отдаленных районах еще позже, часто совсем непросто определить «возраст» мебели, ибо он далеко не всегда совпадает с «возрастом» архитектурных сооружений того же стиля.
Сохранилось много образцов готической мебели — сундуков, ларей, шкафов, скамей, столов. Эта мебель украшалась резьбой, подчас очень тонкой (орнамент из архитектурных мотивов, побегов и листьев, рельефы с рыцарскими и любовными сценами и т. д.) фигурной оковкой. Среди различных форм орнаментации, используемой для украшения мебели, кроме архитектурных форм значительное место занимает украшение филенок. Различают четыре основных вида украшения филенок: ажурный, лиственный орнамент, ленточное плетение и стилизованный резной орнамент. Такой орнамент напоминал свиток сырой кожи с закрученными краями или имитировал фактуру ткани, собранной в складки, — типичен для французской мебели XV в. под названием «льняные складки». Для украшения готической мебели помимо росписи и резьбы служили также стрельчатые своды, нити и ажурные орнаменты; вскоре к этому добавились и изображения фигур сначала на фронтальных поверхностях мебели, а затем и по бокам.
Почти каждое изделие мебели ранней готики имеет церковное происхождение. Конструкция и техника исполнения еще долго сохраняют следы романского стиля. В XIV в. возникла потребность в том, чтобы мебель городских жилищ отделывалась не менее тщательно, чем церковная. Начинается развитие художественного интерьера и одновременно с этим появляются стилистические различия в мебели отдельных стран (использование различных типов орнамента и многообразия пород дерева). В готический период возрастает число типов мебели, используемой в повседневной жизни, что свидетельствует о развивающейся культуре быта.
В домах средневековой знати приемные залы и комнаты для гостей богато оформляются в соответствии с архитектурой каменных сооружений. Для раннеготического
интерьера характерны дощатые или кафельные полы, которые позднее стали застилать коврами. Стены облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов и настенными коврами. В XV в., преимущественно в северной части Европы, ковры, подушки, шпалеры особенно роскошны. Предпочтение отдается фламандским и бургундским тканым коврам. В это время начинают остеклять окна, сначала появляются круглые оконные стекла в свинцовом обрамлении из выпуклого стекла, занавеси пока отсутствуют, потолки обычно деревянные, имеют балочную конструкцию или, как в Англии, с открытыми, прекрасно оформленными стропилами. Во Франции и Англии центром интерьера был богато оформленный камин, в Германии уже с середины XV в. в интерьере начинают играть большую роль кафельные печи. Предметы обстановки еще очень тяжелы и неуклюжи. Что касается формообразования, то здесь доминирует копирование в дереве церковной архитектуры.
Развитие общественной жизни способствует появлению новых привычек, а вместе с ними и новых предметов мебели. К концу средневековья появляются прототипы всех современных предметов мебели.
Основным предметом обстановки по- прежнему остается сундук или ларь. Функции ларя многообразны. В нем хранят белье, одежду, ценные архивы, он может служить скамьей или столом. Сундуки сбиваются из дубовых досок, в XIII в. их нередко снабжают накладными фигурными петлями и замками из кованого железа. Лари, как правило, расписывались. Передняя стенка богатых сундуков покрывалась рельефной резьбой, обычно с архитектурными мотивами или человеческими фигурами.
Из сундуков позже развивается не один новый тип мебели. Например, благодаря дифференциации запросов в XV в. появляются шкафы для посуды: буфет «креденца» или «дрессуар» (вид поставца). Буфет или поставец представлял собой раздельные дощатые полки, в некоторых случаях обтянутые тканью, на которые ставили золотую и серебряную посуду или более скромную — оловянную. Поставец представлял собой все тот же сундук, высоко поднятый на четыре опоры и прислоненный к стене. Декор его навеян архитектурой, выполнен в невысоком рельефе, часто с использованием мотива орнамента «льняные складки».
Креденца первоначально была прекрасным видом церковной алтарной мебели, который позднее проник в мирскую жизнь как шкаф для напитков или посуды. Постепенно он превратился в шкаф, установленный на длинных ножках. Аналогичным видом мебели является дрессуар — разновидность французской открытой подставки для тарелок — также на высоких ножках.
Готический шкаф вскоре оставил форму, из которой возник, хотя сундуки еще долго были в употреблении и после появления шкафов. Североевропейская разновидность шкафа имеет большие дверцы, занимающие всю переднюю часть и широко открывающиеся. На юге Европы шкафы становятся многоэтажными с четырьмя и более маленькими дверцами. Своеобразием отличается шкаф двухъярусной конструкции с 4-8 дверками, внешне напоминающий установленные друг на друга сундуки. Эти тяжелые, неудобные в использовании шкафы украшались многочисленными архитектурными элементами.
Готические столы приобрели более стабильные формы, появилось множество их разновидностей. Самым характерным является стол с торцовыми стенками и сильно выступающей столешницей, глубоким выдвижным ящиком. Из этого типа стола образовалась ранняя форма письменного стола с поднимаемой столешницей, под которой находилось множество отделений и маленьких ящичков. Другой излюбленный
тип стола имел четыре косые ножки, внизу—с подножкой. Уже были известны раздвижные столы различных конструкций, также круглые столы с простой или разветвленной центральной опорой. На столешницах делается гладкая или составная облицовка шпоном, представляющая собой примитивную разновидность инкрустации.
Столы изготовлялись из металла и дерева и изящно украшались, особенно ножки. Так преимущественно отделывались письменные столы и небольшие столики для книг и нот. Форма письменных столов осталась прежней, только ножки делались чаще в виде четырехгранных столбов, поддерживающих пологую доску стола.
Кровать в готическом стиле, если она не была встроена в стену, имела полубалдахин, полный балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы — дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой. Встраивание кроватей в стену и пологи служили для защиты от холода в плохо обогреваемых помещениях.
В связи с возрастающей роскошью в отделке кроватей прослеживалось новое художественное направление. Каркасы кроватей и спинки, окружающие кровати с трех сторон, отличались изящной резьбой, богатой отделкой из слоновой кости и благородных металлов. Кроме того, тюфяки, покрывала, подушки, занавеси и драпировки изготовлялись теперь из более ценных тканей. Особое внимание уделялось убранству постели, занавесям и драпировкам.
Мебель для сидения постепенно становилась более разнообразной, однако все еще неохотно отделялась от стен. Длительное время скамьи и сундуки, пристроенные к стенам, оставались самой распространенной мебелью для сидения и лежания. Часть мебели для сидения начинают свободно располагать в помещении. Кресла (стулья) с сиденьем в форме сундука (ящика) имели высокую спинку. Спинка украшалась маленьким балдахином и резьбой, но была довольно неудобной.
Церковное кресло представляло собой кубический ларь с высокой спинкой, боковыми стенками, а иногда и балдахином. В нижней части оно украшалось резьбой: «льняными складками» и различными архитектурными мотивами. Верхняя часть спинки и навеса декорировалась пинаклями и ажурной резьбой. Среди других видов мебели для сидения использовались, например, вращающийся стул (так называемый
«лютеранский»), реже скромные стулья и кресла на четырех или трех ножках токарной работы, характерной для романской эпохи. Однако скамья была все еще важнее стула. Скамьи имели различное исполнение с подобной сундуку нижней частью, высокой спинкой, в большинстве случаев ставились у стены, но были и такие, которые находились перед камином и имели перекидную дощатую спинку.
Во Франции, на родине готики, грациозные, элегантные готические формы мебели характеризуются утонченностью деталей. В ранний готический период мебельный декор был в виде строгих геометрических мотивов, в период поздней готики состоял из ажурных узоров, характерных для «пламенеющего» стиля. Также используются архитектурные элементы и растительные мотивы орнамента.
В XV в. массивные предметы обстановки сменились более легкими с каркасом из рам и тонкими филенками. Распространенным видом мебели этого периода является роскошный буфет. Подобный ему вид мебели можно найти в Рейнской области. Отдельные элементы форм позднего периода уже свидетельствуют о растущем духе Ренессанса.
Мебель на севере Франции находилась под сильным влиянием фламандской и нидерландской мебели, в большинстве случаев тяжеловесного, но прекрасного стиля.
Мебельное искусство Германии и Фландрии в средневековье было развито очень высоко и имело много общего с аналогичным искусством соседней Франции. Как в художественном отношении, так и технически прекрасно выполненная мебель была простой, отличалась широтой замысла; материалом служили твердые породы дерева. Мебель имела рамочную конструкцию с тонкими филенками. В качестве украшений применяли прекрасные резные растительные элементы, свободный ажурный орнамент и «льняные складки». В Италии, где по-прежнему чрезвычайно сильным было влияние античных традиций, готический стиль считался варварским; уже в самом названии — пренебрежение к чужому по духу искусству северных стран. У готического стиля в Италии переняли орнаментику, но все острые «готические» углы были притуплены. Плоская резьба южнонемецкой мебели повлияла на орнаментику североитальянских шкафов.
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 366 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!