Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

2 страница. Признаки необходимые и достаточные для определения фонемы в сигнификативно сильных позициях, называют дифференциальными признаками этой фонем



Признаки необходимые и достаточные для определения фонемы в сигнификативно сильных позициях, называют дифференциальными признаками этой фонем.

Наборы дифференциальных признаков совпадают всех фонем.

Фонема /а/ реализуется рядом звуков, признаками которых являются нижний подъем и нелабиализованность. Но /а/ противопоставлена всем остальным фонемам уже по одному признаку — нижнему подъему. Нет ни одной фонемы, кроме /а/, обладающей этим же признаком. Признак нижнего подъема — дифференциальный для фонемы /а/;

Интегральные признаки — это такие признаки звуков, воплощающих фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам. Интегральные признаки несамостоятельны, они обусловленные.

Гласные верхнего и среднего подъема могут быть лабиализованными и нелабиализованными, здесь есть выбор признака. Гласные нижнего подъема обязательно нелабиализованные. Здесь выбора признака нет: интегральный признак обусловлен дифференциальным.

Так, [а] выступает в позиции рядом с мягкими согласными, [а] — между мягкими гласными; это звуки разных рядов, но они воплощают одну же фонему /а/.

Все фонемы образуют систему. В основе любой системы – взаимосвязь. В основе лежат элементы, которые необходимо сопоставить.

По общему признаку: б – б’ звонкая, губная, взрывная – интегральные признаки.

Противопоставляются:

- перед гласными (пел - бел)

- перед сонорными (блеск - плеск)

Нейтрализуются:

- на конце слова (прут - пруд)

- перед шумным (теска)

Непарные по мягкости-твердости согласные фонемы образуют две различные группы:

1) согласные фонемы <ш>, <ж>, <ц> во всех положениях выступают как твердые (ср. жар, жор, жук, жир, жесть;

2) согласные фонемы <ч'>, <>, <> во всех позициях являются мягкими (ср. час, чок, чик, чек, еще, вожжи и т.п.);

3) фонема <j> всегда выступает как мягкая [jиеда], [j•ула];

4) задненёбные фонемы <г>, <к>, <х>, не различающиеся по твердости-мягкости, выступают в своих мягких вариантах перед [е], [и] (ср. гид, кит, хил, гелий, букет, хетты).

29. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Согласные звуки и фонемы, противопоставленные по признаку твердости/мягкости. Непарные фонемы.

Все фонемы образуют систему. В основе любой системы – взаимосвязь. В основе лежат элементы, которые необходимо сопоставить и противопоставить.

б – б’ – место образования, способ образования, твердый/мягкий – дифференциальные признаки.

Ч – j – 2 ДП.

Противопоставляются:

- перед гласными (мать - мять)

- на конце слова (кров -кровь)

- л – л' (полка, полька)

- п/язычные перед всеми твердыми согласными (редко - редька)

Нейтрализуются:

- во всех остальных случаях.

Так, перед согласными фонемами, непарными по твердости-мягкости, твердость и мягкость фонем не различается, за исключением <л> - <л'>, а перед фонемой <j> выступают только мягкие согласные.

30. Состав гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем.

В языке столько фонем, сколько звуков в одних и те сигнификативно сильных позициях.

Множество фонем встречаются в сильной позиции в огромном количестве слов. Но как быть, если звук в сильной позиции встречается в одном только слове, или в редких словах. Ы.

В русском литературном языке выделяется несколько фонетических подсистем: общеупотребительных слов, необщеупотребительных (редких) слов, слов сложной структуры, междометий, служебных слов. Каждая из этих подсистем характеризуется своими фонетическими закономерностями.

Московская школа:

А – О – У – Э – И (И и Ы)

Ы есть, но только подсистеме не общеупотребительных слов, в подсистеме общеупотребительных слов есть: /и/, /э/, /о/, /а/, /у/.

31. Состав согласных фонем русского языка. Сильные и слабые позиции фонем по глухости/звонкости.

Выделение большей части согласных фонем не представляет трудности:

В положении перед гласными фонемами <а>, <о>, <у>, <и> согласные фонемы произносятся наиболее определенно, т.е. максимально дифференцируются. В указанной позиции выступают 34 согласные фонемы, различающие звуковые оболочки слов:

губные <п> - <п'>, <б> - <б'>, <м> - <м'>, <ф> - <ф'>, <в> - <в'>;

язычные: <т> - <т'>, <д> - <д'>, <с> - <с'>, <з> - <з'>, <ц>, <л> - <л'>, <н> - <н'>, <ш>, <ж>, <'>, <'>, <ч>, <р> - <р'>;

средненёбная <j>;

задненёбные: <к>, <г>, <х>.

32. Исторические изменения в фонетике. Результаты исторических изменений /аккомодация, ассимиляция, диссимиляция/

  Законы  
синхронические   диахронические
Законы, которые действуют одновременно в одно и тоже время Законы изменения во время действия последовательно.
Звук, выступающий в одной позиции, заменяется другим звуком в другой позиции. В одно и тоже историческое время, языковую эпоху Один звук заменяется другим звуком в той же позиции, но в разные языковые эпохи
Фонетические процессы
Не связаны Связаны
Перьвый/первый  
         

Связанные с влиянием окружающих звуков процессы:

1) Ассимиляция – уподобление гласного/гласному, согласного/согласному.

· Контактная (предыдущий – соседний - последующий) вЪ_саду, ф саду.

· Дистантная (звук отдален другими звуками) для нас, для него.

2) Диссимиляция – расподобление звуков. (сладость – слад + -ти- = сласти.)

3) Аккомодация – приспособление гласного к согласному и наоборот. (в древне русском г, к, х – заменялись шипящими) могу – можешь, пеку – печешь. (позже стали заменяться – свистящими з, ц) лик – лицо, друг – друзья. (в современном) игра - сыграть

33. Исторические изменения в фонетике. Результаты исторических изменений/ диэреза, эпентеза, метатеза/.

4) Диэреза – выпадение звука (солнце, блистать - блеснуть)

5) Эпитеза – вставка звука (огнь - огонь)

6) Протеза – вставка звуков (осьминог - восемь)

7) Метатеза – перестановка звуков.

М. особенно часты в нелитературных (просторечных, диалектных) формах (например, "перелинка" из "пелеринка" по аналогии с приставкой "пере-") и др.

Различаются М. по смежности (перестановка рядом стоящих звуков: рус. "мрамор" из лат. marmor) и М. на расстоянии (например,"футляр" из нем. Futteral). Особо выделяется количественная М.

34. Понятие об орфоэпии. «Старшая» и «младшая» нормы произношения.

Существуют 2 точки зрения на то чем занимается Орфоэпия.

1) Аванесов считал, что О. Занимается всеми вопросами произношения. Такой подход, только если русский иностранный.

2) Панов посчитал нужным развести фонетику и орфоэпию.

Фонетика – изучает позиционные чередования звуков т.е. чередования безысключительные.

Орфоэпия – изучает лишь такие нормы произношения, которые допускают варианты в пределах литературного языка.

Причины различия в вариантах:

1) Территория

- московская

- Петербург

2) Хронологическое

- старшая

- младшая

3) стилистическая

4) влияние письма

"Старшая" норма "Младшая" норма
[с’м’]ех, [з’в’]ерь, [т’в’]ердый [см’]ех, [зв’]ерь, [тв’]ердый
[жыэ]ра, [шыэ]ги, [шиэ]лун [жа]ра, [ша]ги, [ша]лун
стро[гъ]й, мяг[къ]й, ти[хъ]й стро[г’]й, мяг[к’]й, ти[х’]й
посту[къ]вать, разма[хъ]вать посту[к’]вать, разма[х’]вать
слыш[ут], хва[л’ут], хо[д’ут] слыш[ат], хва[л’ьт], хо[д’бт]
вернула[с], встретил[съ] вернула[с’], встретил[с’ь]
ве[р’]х, четве[р’]г, ве[р’]ба ве р х, четве р г, ве р ба
войло шн ый, проволо шн ый войло чн ый, проволо чн ый

35. Стили произношения. Особенности произношения заимствованных слов.

1) В некоторых словах сохранилось произношение О (радио, болеро). В остальных случаях произношение вариативно (рококо)

В некоторых заимствованных словах и произношение б/у О, расценивается как нарочитое (рояль, бокал, аромат)

2) Раньше в русском языке действовал закон – твердый согласный перед звуком Э может быть только мягкий согласный. (брюнет, пионер, фанера).

В современном языке закон утрачивается – Э после твердого согласного.

3) Многие заимствованные слова начинаются с буква Э в б/у положении. В этом случае вариант произношения, если слово достаточно освоено в языке (экзамен, этот, энергия). Если слово малоосвоенное в языке, то произносится б/у Э (эмбрион, эвенк) То же самое с произношением Э в б/у положении в середине слова. (бутерброд)

36. Орфоэпическая вариативность произношения гласных звуков.

1. Сильная позиция для гласных -- позиция под ударением. В безударном положении гласные подвергаются изменению (качественному или количественному), т.е. редуцируются.

Следует обратить внимание на трудные случаи редукции. После шипящих [ж] и [ш] и звука [ц] безударный гласный [а] произноситься как короткий [а]: жаргон, цари. Но перед мягкими согласными -- как звук [ыэ]: жалеть, тридцати. В редких случаях [ыэ] произноситься и перед твердыми согласными: ржаной, жасмин.

2. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произноситься звук [иэ]: часы. Это так называется "иканье". Оно встречается в нейтральном и разговорном стилях. "Эканье" (произнесение в данной фонетической позиции звука [эи] характеризует сценическую речь: в[эи]нец, т[эи]рновый. Произношение ч[и]сы -- устаревшее, ч[а]сы -- диалектное.

3. Согласные ц, ж, ш -- твердые звуки, после них на месте буквы и произноситься [ы]: революц[ы]я, ж[ы]знь, ш[ы]рь.

4. Произношение [ыъ] в заударном слоге.

Оп[ыъ]т. А так же во 2 пред/ударн. д[ыъ]мовой

5. Произношение [ъ] – у, [иэ] - ю

В разговорной речи на месте букв у/ю редуцированные звуки револ[иэ]ционный.

6. Проклитики и энклитики не подчиняются общим законам редукции. Дл[аъ]_нас, дл[иэ]_него.

7. В некоторых сложных и сложносочиненных словах, а так же в словах с некоторыми приставками, возможно позиционнирование гласных без качественной редукции. (сверхмощный, древнерусский)

37. Орфоэпическая вариативность произношения согласных звуков.

1. Согласный [г] может произноситься как [г] -- год, [к] -- враг, [γ] -- Господи, [х] -- Бог, [в] -- кого.

Звук [γ] в пределах современной литературной нормы произноситься в ограниченном числе слов, но произношение [г]осподи, а[г]а, о[г]о можно считать вариантом нормы.

2. В русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с е после твердого согласного, многие такие слова "обрусели" и произносятся теперь с мягким согласным перед е: музей, крем, академия, шинель, фанера, Одесса.

Но целый ряд слов сохраняет твердый согласный: антенна, бизнес, генетика, детектив, тест.

Допускается вариантное произношение: декан, претензия, терапия, террор, трек.

Твердое или мягкое произношение согласного определяется в словарном порядке.

3. По старомосковским нормам орфографическое сочетание чн произносили как [шн]. В настоящее время [шн] сохраняется в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный и в женских отчествах на -ична: Фоминична, Кузьминична. В ряде слов допускается двоякое произношение: було[чн]ная и було[шн]ная, хотя последнее устаревает.

4. По "старшей" норме сочетание чт произносилось как [шт] в слове что и словах, производных от него: ничто, кое-что и т.д.

В настоящее время это правило сохраняется для всех указанных слов, кроме нечто [чт]. Во всех других словах орфографическое чт произносится всегда как [чт]: почта, мечта.

5. Сочетание жд в слове дождь и производных от него произносилось по "старшей" норме как [ж’ж’] (на конце слова -- [ш’ш’]). Современное произношение [жд’] (на конце слова -- [шт’]) оценивается как вариант литературной норма.

По "старшей" норме орфографические сочетания зж и жж (дрожжи, позже) поизносились как [ж’ж’] -- долгий и мягкий шипящий. В настоящее время на месте зж и жж произносится твердый шипящий [жж]. И это произношение оценивается как вариант литературной нормы

6. Произношение сочетаний здн, здк, стл, стп, ндн.

В таких сочетания фоне /д/ /т/ не произносится (радостный)

Но в некоторых случаях фонемы сохраняются когда стоят в 2 словах постлать, костлявый, бездна /т/ сохраняется в словах.

38. Современный русский алфавит, его состав. Названия букв. Значения букв Ъ и Ь.

21 буква согласная, 10 гласных и 2 – без звуков.

Каждая буква имеет два вида букв: печатный и рукописный. В каждом варианте два вида букв: прописные (большие, заглавные) и строчные (малые).

Существуют индивидуальные и комплексные названия букв. Индивидуальные:

Названия гласных букв — двух типов.

1. а, и, о, у, ы, э состоят из одного гласного звука.

2. Названия букв е [jэ], ё [jo], ю [jy], я [jа]состоят из гласного звука и предшествующего ему согласного [j]

Названия согласных букв — четырех типов:

1. Названия букв б, в, г, д, ж, з, п, т, ц, ч состоят из соответствующего согласного звука и следующего за ним гласного [э]: [бэ], [вэ] и т. п

2. Названия букв л, м, н, р, с, ф состоят из соответствующего согласного звука и предшествующего гласного [э]: [эл'], [эм] и т. п.

3. Названия букв к,х, ш, щ состоят из соответствующего согласного звука и последующего гласного [а]: [ка], [ха] и т. п.

4. Буква й с начала XVIII в., когда она появилась в нашем алфавите, называлась «и с краткой» (по значку «кратка» над буквой; это название было образовано по типу названия имевшейся тогда в алфавите буквы i — «и с точкой») Во второй половине XIX в. ее стали называть «и краткое». Это название неудачно: буква й обозначает фонему /j/, название же «и краткое» связывает букву й со звуком [и]. Поэтому у буквы й в школьных учебниках приведено новое название «й» (читается [ии]).

5. Буквы ъ и ъ в научной литературе в соответствии с традицией называются «ер» и «ерь». Так, в частности называются буквы фонетической транскрипции. В школьных учебниках эти буквы называются «твердый знак» и «мягкий знак». Название «мягкий знак» соответствует одной из функций ь указывать на мягкость предшествующей согласной фонемы.

Комплексными можно считать названия букв, обозначающие целые классы звуков (фонем), объединенных в группы одним общим признаком, например: буквы гласных звуков, буквы согласных.

Значение Ъ

- разделительный

Значение Ь

- разделительный

- смягчитель

- грамматическое

39. Значения гласных букв. Гласные буквы после шипящих и Ц

Гласные буквы в зависимости от позиции могут обозначать:

1. После пробела, гласной буквы, ъ и ь буквы е, ё, ю, я обозначают <jэ>, <jо>, <jу>, <jа>.

2. После согласной буквы ё, ю, я обозначают мягкость предшествующей парной согласной фонемы и гласные фонемы <о>, <у>, <а>.

3. После ж, ч, ш, щ, буква ё обозначает фонему <о>.

4. После согласной буквы е обозначает фонему <э>, причем твердость/мягкость предшествующей согласной остается либо необозначенной, либо написание находится вне действия позиционного принципа.

5. После пробела буква и обозначает фонему <и>; после согласной буквы – мягкость предшествующей парной согласной фонемы и <и>; после ь – сочетание фонем <jи>.

6. После пробела и гласной буквы а, о, у, э обозначают <а, о, у, э>; после букв ж, ц, ч, ш, щ, – фонемы <а, о, у, э>, в остальных случаях – <а, о, у, э> и твердость предшествующих согласных фонем.

7. Буква ы после согласной обозначает фонему <и> и твердость предшествующей парной согласной фонемы.

40. Значения согласных букв.

Согласные буквы в зависимости от позиции могут обозначать:

1. Буквы й, ж, ц, ч, ш, щ, обозначают фонемы <j>, <ж>, <ц>, <ч>, <ш>, <ш’>.

2. Буквы б, в, д, з, л, м, н, п, р, с, т, ф передают общую часть фонем <б – б’>, <в – в’>, <д – д’>, <з – з’>, <л – л’>, <м – м’>, <н – н’>, <п – п’>, <р – р’>, <c – c’>,<т – т’>, <ф – ф’> (место и способ образования, глухость/звонкость). Мягкость/твердость этих фонем обозначается следующей буквой, либо пробелом, либо остается необозначенной.

3. Буквы г, к, х обозначают весь объем фонем <г>, <к>, <х> причем последующая гласная буква или пробел указывают, в какой разновидности (твердой или мягкой) реализуются данные фонемы. Вполне приемлема трактовка заднеязычных фонем как парных по твердости-мягкости (см. пункт 2).

4. Мягкий знак имеет несколько значений:

а) обозначает мягкость предшествующей согласной фонемы;

б) выступает как разделительный знак: он отделяет согласную от следующей гласной, при этом гласные (е, ё, ю, я) имеют то же значение, что и после пробела, а буква и – значение <jи>;

в) употребление ь в словах типа рожь, идешь, моешься, беречь, сплошь традиционное и относится к орфографии.

5. Твердый знак употребляется в функции разделительного знака.

41. Основные принципы русской графики/фонематический и позиционный

Значение графемы в русской системе письма определяется действием основных принципов.

1. Фонематический принцип определяет, что буквы в русской графике обозначают фонемы.

2. Позиционный принцип определяет, как фонемы передаются на письме: фонемное соответствие букв может быть установлено только с учетом их положения в слове, т.е. ее позиции.

Позиционный принцип связан с двумя особенностями русской графики: обозначением твердости/мягкости согласных и обозначением фонемы йот

42. Обозначение на письме фонемы/j /.

Фонема <j> в исконно русских словах обозначается тремя различными способами – в зависимости от занимаемой позиции.

1. В начале слова и между гласными фонемами йот обозначается буквами я, ю, е, ё.

2. После согласной фонемы – сочетанием букв ъ или ь с буквами я, ю, е, ё, и.

3. После гласной фонемы перед согласной фонемы, а также в конце слова <j> обозначается буквой й.

В некоторых заимствованных словах фонема <j> обозначается с отступлением от позиционного принципа: майор, йод, батальон.

43. Обозначение йа письме твердости /мягкости согласных фонем.

В русском языке нет особых букв для обозначения твердой и мягкой парной фонемы. Мягкость согласной фонемы перед фонемами <а, о, у, и> обозначается буквами я, ё, ю, и. Твердость согласной фонемы перед гласной обозначается буквами а, о, у, э, ы. Мягкость согласной фонемы на конце слова и перед согласной фонемой обозначается мягким знаком. Твердость согласной фонемы в названных позициях обозначается пробелом или следующей согласной буквой. Обозначение твердости/мягкости парных согласных имеет ряд особенностей:

1. Твердость/мягкость согласной фонемы перед е остается необозначенной. В соответствии с одним из подходов, мягкость согласных еред <э> несамостоятельна, фонема в данной позиции твердая. По другим взглядам, позиция согласных по твердости-мягкости перед <э> – сильная, так как есть пары слов, различающихся твердым/мягким согласным перед <э> – мэр – мер, сэр – сер. Ситуация осложняется тем, что противопоставляемые слова принадлежат к разным фонетическим подсистемам. Если в исконно русских словах парный согласный перед <э> всегда мягкий, то произносительная норма в заимствованных словах неустойчива, поэтому не может быть отражена на письме (кроме случаев, где различение твердости/мягкости семантизировано). Следовательно, целесообразно считать твердость/мягкость парной согласной перед <э> необозначенной.

2. Существуют разные точки зрения на фонологические отношения твердых/мягких заднеязычных. Согласно одной точке зрения, <г>, <к>, <х> – непарные по твердости-мягкости фонемы, <г’>, <к’>, <х’> – разновидности фонем <г>, <к>, <х>. Согласно другой точке зрения, твердые и мягкие заднеязычные рассматриваются как самостоятельные фонемы. Графика указывает, в какой разновидности выступают заднеязычные перед гласной – твердой или мягкой. Чтобы избежать противоречий в фонологической трактовке графических обозначений сочетаний заднеязычных с гласными, можно предложить такую формулировку: буквы а, о, у после г, к, х обозначают твердость фонемы (твердую разновидность фонемы <г>, <к>, <х>); буквы и, ё, и, ю, я обозначают мягкость фонемы <г’><к’><х’> (мягкую разновидность фонемы <г>, <к>, <х>).*

3. Буквы ж, ш, щ, ч, ц обозначают фонемы, не обладающие дифференциальным признаком твердости/мягкости. Если нет необходимости различать твердость/мягкость на письме, то фонемная графика из возможных написаний выбирает такие, которые обозначают гласные в независимой позиции: жи, ши, ча, ща, чу, щу. Такие написания находятся вне действия позиционного (слогового) принципа. Квалификация данных написаний как отступлений от позиционного (слогового) принципа не представляется правомерной: обозначение твердости/мягкости согласных применяется там, где это необходимо, шипящие и аффрикаты в этом не нуждаются. Написания и/ы после ц, а также о/е (ё) после шипящих регулируются орфографией.

4. Фонема <ж’> не имеет своего постоянного графического соответствия. На письме она передается буквосочетаниями (зж, жж, жд), которые могут иметь и другие фонемные значения, причем графика не указывает, какому значению соответствуют названные буквосочетания в том или ином контексте.

44. Орфография, ее разделы. Понятие орфограммы, типы орфограмм.

Орфография – это исторически сложившаяся система единообразных написаний, а также раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающих единообразие написания.

В орфографии выделяются разделы:

1. Передача буквами фонемного состава слов.

2. Слитные, раздельные и полуслитные написания.

3. Употребление прописных и строчных букв.

4. Перенос слов.

5. Графические сокращения.

Проблема выбора написания неразрывно связана с основной единицей орфографии – орфограммой. Орфограмма – это такое написание, которое выбирается из ряда возможных в соответствии с орфографическим правилом.

В зависимости от характера выбора написания выделяют следующие виды орфограмм:

а) орфограмма-буква, в том числе прописная или строчная, наличие буквы или ее отсутствие;

б) орфограмма-пробел;

в) орфограмма, связанная с переносом;

г) орфограмма в графических сокращениях.

45. Основные реформы русского письма.

Первый свод правил орфографии появился лишь в конце 19 века. В 1873 году появился труд: «Спорные вопросы русского правописания о Петра Великого доныне».

До 19 века грамотных было мало. Грамотно слова писались по традиции, канону.

В этой работе орфография не упрощалась, написание приводилось к единообразию.

В 1904 году орфографическая комиссия предложила следующие изменения в области орфографии:

- Отменялась Ъ в конце слова

- Заменялись окончания прилагательных: - аго/-яго на –ого/-его (добраго/синяго на доброго/синего).

- Окончания прилагательных множественного числа ж.р. и ср. р.

- – ыя/-ия на –ые/-ие. (старыя/большия на старые/большие)

- Местоимения оне – они, одне – одни, ея – её.

В 60 годы при институте русского языка Виноградов возглавил орфографическую комиссию М.В. Панов – продолжил. Предложения были опубликованы, н не признаны.

46. Передача буквами фонемного состава слов. Вопрос об основном принципе этого раздела. Фонематический принцип орфографии.

Буквы на письме обозначены фонемами вне зависимости от того в каких позициях они стоят. ФП – на все морфемы:

- безударное написание гласных (пишутся те же, что под ударением в той же морфеме) вода – воды

- написание звонких /глухих шумных согласных (суп - супы)

85 % всех слов по ФП написания. 15% - нарушают.

Примечание:

Не все ученые поддерживают эту точку зрения, во многих учебниках можно встретить рассуждения о том что основной принцип русской орфографии – морфологический (морфемный)

Связана такая точка зрения с тем, что у ученых петербургской школы другое представление о фонеме.

Суть: морфемы с одним значением пишутся одинокого, независимо от их произношения (города - горожанин)

Отступления от фонематического принципа:

1) Морфемный – действуют написания букв о/е после шипящих. (шепот - шептать)

2) Традиционный принцип орфографии. В некоторых случаях проверка звуков в слабой позиции невозможна пирог о/а/и/е.

То написание, котрое пришло по традиции. В этом случае традиционный принцип не противоречит фонеме, т.к. фонематический принцип ограничивает выбор букв, не дает однозначного решения.

Примечание: Есть традиционное написание, которое противоречит помощник, синего.

3) Фонетический – Буква обозначает не фонему, а звук. – бесплатный – безоблачный, безыдейный.

47. Традиционный принцип написания слов.

Традиционный принцип – это способ обозначения фонем в слабых позициях одной из букв, выбор которой не мотивирован однозначно синхронными языковыми закономерностями, а также обозначения фонем в сильных позициях при графических вариантах или отступлениях от принципов графики.

Можно выделить группы слов, объединенных спецификой реализации традиционного принципа:

1. В большинстве случаев традиционный принцип не противоречит фонематическому, а дополняет его. Таких написаний около 15%. Например, в слове сапог гиперфонема <о/а> ограничивает выбор второй буквы (о или а), но не указывает однозначно, какую предпочесть. Выбор буквы а осуществляется на основе традиции написания данного слова.

2. Подобные затруднения испытывает пишущий и в ситуациях, когда слабой позиции соответствуют сильные позиции с разными фонемами. Например, в корнях зар- /зор-: заря (зорька – зарево). В этом и других подобных корнях также имеет место гиперфонема з <о/а> ря и закрепленный традицией выбор одной из возможных букв для обозначения фонемы в слабой позиции. Фонематический принцип в таких случаях не может дать ответа о выборе буквы, как и в словах из пункта 1. Однако в отличие от п. 1 в этих словах не сохраняется графическое единообразие морфемы.

3. В написании корней в словах пловец, пловчиха (ср. плавать), загорать (ср. загар), буквы е после шипящих и ц в безударном положении на месте ударного о (башенка – рубашонка, ножевой – ежовый) не сохраняется графическое единообразие морфемы при возможности проверки слабой позиции сильной.

4. Традиционный принцип используется также для передачи фонем в сильных позициях:

4.1. В написании буквы г в окончаниях прилагательных и местоимений – красного, синего, какого. Это употребление противоречит фонемному принципу графики: буква г обозначает фонему <в>.

4.2. В написании мягкого знака после шипящих в личных окончаниях глаголов, на конце существительных III склонения, в формах инфинитива и императива, на конце отдельных наречий и частиц. Такие написания М.В. Панов относит к традиционному принципу графики: буква не обозначает ни звука, ни фонемы, ее употребление чисто условное. Будем квалифицировать подобные написания как реализацию традиционного принципа орфографии, поскольку они относятся не ко всем словоформам.

4.3. В написании отдельных слов, например слова близ без мягкого знака.

4.4. В передаче разными буквами одной фонемы, например цыкать – цирк – отцы – сестрицын.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 527 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.031 с)...