Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этика бизнеса



Этика бизнеса

Этику бизнеса (в той ее части, которая рассматривает вопрос о соответствии деятельности предприятия рамочному порядку или проблему совершенства самого рамочного по­рядка; степень ответственности предприятия перед общест­вом, и т.д.) можно рассматривать как часть социальной эти­ки. Этика бизнеса (в той части, где обсуждаются практиче­ские вопросы поведения руководителя или менеджера, от­ношения между сотрудниками фирмы, права потребителя, моральные стандарты и ценностные конфликты) является одним из видов профессиональной этики.

1. Что изучает этика бизнеса?

На макроуровне этика бизнеса относится к этике соци­ального порядка. На микроуровне этика бизнеса - это учение о целях, ценностях и правилах предпринимательской дея­тельности.

Можно также сказать, что этика бизнеса - это этика прав потребителя.

2. Каковы причины развития этики бизнеса на Запа­
де?

Динамичное развитие индустриального общества, раз­витие рынка и маркетинга, появление социально-этичного маркетинга, изменение структуры потребностей - немало­важные факторы, способствовавшие расширению простран­ства прикладной этики на сферу бизнеса.

Другой причиной является небывалый рост отдельных транснациональных корпораций, чей ежегодный доход вы­ше, чем ВВП многих стран. Например, годовой доход корпо­рации «Форд» выше, чем ВВП Таиланда, годовой доход IBM выше, чем ВВП Колумбии и Греции, годовой доход «Джене­рал электрик» выше, чем ВВП Кувейта. Экономика в мас­штабе корпорации ведет к росту бюрократии, а значит, к по­давлению личной инициативы и социальной ответственно­сти. Эта новая ситуация порождает массу этических проблем перед лицами, принимающими решения.


Острая потребность в этике возникла в результате ин­формационной революции, превращающей всех жителей планеты в пользователей единой информационной сети Ин­тернет. Эта беспрецедентная ситуация требует совершенст­вования этики бизнеса в сочетании с компьютерной этикой.

Нельзя забывать и следующего факта: проблема соци­альной ответственности бизнеса, социальной справедливо­сти, социального зла, социального государства была навязана Западу теорией Маркса и ее последователями в лагере со­циализма.

3. Как и когда появилась этика бизнеса?

Озабоченность социальными и этическими проблемами возникла на отдельных предприятиях в Западных странах уже в первой половине XX в. и была связана не с человеко­любием их владельцев, а с угрозой с Востока.

Наличие «социалистических» стран и провозглашенные ими цели по строительству социального государства подтал­кивали многих предпринимателей к решению социальных задач (помощь бедным, нормированный рабочий день, опла­ченный отпуск, весь социальный пакет).

Динамичное развитие индустриального общества при­вело к изменению структуры потребностей, т.е. к смещению акцентов на духовные потребности.

Кроме того, имманентное развитие рынка и появление маркетинга в 70-е гг. вызвало появление социально-этичного маркетинга как важнейшего элемента современного бизнеса. Социально-этичный маркетинг получил развитие в 80-х гг. в связи с возросшей социальной ответственностью крупных предприятий и необходимостью учитывать следующие фак­торы:

- ухудшение качества окружающей среды;

- инфляция;

- запущенность социальной сферы;

- учет долговременного блага потребителей.
Развитие социально-этичного маркетинга, а затем и со­
циально-этичного бизнеса - важная примета постмодерна.


4. Существует ли связь между социально-этичным
бизнесом и качеством жизни?

Существует прямая связь между бизнесом и качеством жизни - с развитием социально-этичного бизнеса улучшает­ся качество жизни потребителей.

Качество жизни - интегративный показатель, свиде­тельствующий об удовлетворенности человека жизнью в це­лом. Этот показатель можно отождествить с понятием сча­стья, если учесть, что понятие счастья предполагает еще субъективное состояние души, а понятие качества жизни от субъективных моментов абстрагируется. Качество жизни включает широкий ассортимент и качество товаров, качество окружающей среды и качество культурной среды.

5. Чем отличается постмодерн от модерна?

Постмодерн - это критика модерна и одновременно пе­реход общества на новую ступень развития. В 80-х гг. XX в. в наиболее индустриально развитых странах Запада возника­ет новый уровень потребностей, которые не могли быть удовлетворены в условиях чистого модерна. Это социальные, духовные и экзистенциальные потребности, в том числе по­требность в социальном государстве и социально-этичном бизнесе.

Современное индустриальное общество (модерн) суще­ствует на Западе 300 лет. Его возникновение было связано с дифференцированием общественных подсистем. Разные под­системы (экономика, наука, социальные институты) стали автономны, т.е. стали функционировать по своим законам и выполнять свои задачи. Общество модерна характеризуется высокой продуктивностью именно потому, что оно высоко специализировано. Но есть своя цена и у специализации. От­деление экономики от морали, науки от религии имело эф­фект отказа от морали, вело к моральному и культурному ни­гилизму. Этому способствовало и развитие массового обще­ства с его анонимностью, урбанизацией, ростом бюрократи­ческих структур, формальным характером общения. Бурное развитие массовой культуры довело до конца процесс раз-

128 •


',

i


рушения традиционной морали. Цена модернизации - куль­турный и этический нигилизм.

Однако в условиях постмодерна, когда наиболее фун­даментальные потребности могут быть удовлетворены, про­исходит актуализация социальных, духовных и нравствен­ных потребностей, что ведет к возрождению морали и этики. Кроме того, назревает задача решения социальных проблем (развивается социальная этика), остро стоят экологические проблемы (экологическая этика), возрастает степень соци­альной ответственности предприятий (предпринимательская этика), повышается степень ответственности за принимаемые решения на микро- и макроуровнях (этика бизнеса).

В условиях модерна главной интегративной силой в об­ществе выступали идеологии. Идеологии были направлены на взаимное уничтожение. Процесс социального развития, на­чавшийся после Второй мировой войны и активно продол­жавшийся в 70-х гг. XX в., привел к разрушению идеологий и возникновению социальной этики как новой силы социальной интеграции, направленной на повседневное строительство.

В основании интеграционных механизмов постмодерна лежит не политическое насилие, а гражданское согласие и коммуникативно-этический разум.

Господство идеологий уступило место этическому дис­курсу социального менеджмента, научной дискуссии о том, как эффективно строить общество, 'как"поднять 1экЬномику, как решить социальные проблемы.

В условиях модернизации традиционная мораль пере­стала выполнять интегративную функцию. Количественное увеличение социума, рост дифференциации и специализации привели к анонимности общения, утрате способности к глу­боким личным контактам, разрушению семейных структур. Апофеозом анонимнрстж явилось формирование современ­ных институтов (школа, тюрьма, больница, фабрикаГучреж*-дение) - абстрактно-правовых объединений, в которых лич­ная связь членов представляет вторичный фактор, а первич­ный - формальные правила и структуры.


Институт с его формально-правовым регулированием заменил традиционную мораль, которая опиралась на инди­видуальную совесть и общественное мнение. Вместо неписа­ных моральных законов и религиозных заповедей (присущих традиционной культуре) постепенно (в условиях постмодер­на) стали появляться отпечатанные профессиональные ко­дексы, регулирующие отношения в рамках заданной струк­туры. Сегодня - не мораль задает масштаб деятельности для социальных институтов (семья, школа, церковь), а социаль­ный институт (предприятие, корпорация, школа, больница, тюрьма, государство) начинает определять характер морали.

Анонимность и формальный характер общения в обще­стве модерна освобождали индивида от тотальности мораль­ных требований, так образовалось пространство невиданной свободы от многих традиционных ограничений. На этом фундаменте критики традиционного авторитаризма было возведено европейское понятие личности - свободного, ра­зумного, самостоятельного, ответственного индивида. Лич­ность приобретает способность творить социальное бытие. Личность становится менеджером социального порядка.

Государство, лишенное права приоритета перед лично­стью, становится правовым государством. Правовое равенст­во формулирует императив социального равенства и возни­кает социальное государство, снимая политически-социали­стический конфликт.

6. Каковы причины актуальности этики бизнеса в России?

В нашей стране происходит активное развитие рынка и появляется новый класс предпринимателей, менеджеров, бизнесменов, которым необходимо осознание места и роли этики в цивилизованном бизнесе. Любое предприятие или фирма, желающие улучшить свой имидж, гарантировать до­верие потребителей, обеспечить экономическую и социаль­ную стабильность и долгосрочную рентабельность, рано или поздно начинают заниматься вопросами этики. Каждое пред-


приятие, не желающее иметь внутренних или внешних кон­фликтов разного рода, обращается к этике.

Суровая правда жизни состоит в том, что в России по­сле развала СССР появились виды бизнеса, не подвластные никакому закону, и бизнесменььвевнушающие ужас (новые русские). Вместе с тем в нашем обществе растет понимание того, что такое настоящий бизнес, настоящая коммерция.

В результате приватизации (которая была осуществлена легально, но не достаточно легитимно) власть над экономи­ческими ресурсами в стране перешла к мошенникам. Ворам сходит с рук их воровство. Многие из них, заняв высокое по­ложение, чувствуют себя в безопасности и направляют все средства на создание солидной репутации. Общество их не осуждает, а им не знакомо чувство раскаяния. «Да, конечно, я крал, - бросил как-то один из олигархов. - А в нашей стра­не, если не украдешь, погибнешь».

Таким образом, важными являются проблемы легити­мизации, создания социально ответственного бизнеса, про­блема восстановления социальной справедливости.

Подлинного возрождения страна достигнет через раз­витие таких экономики, права, этики и политики, которые соответствуют мировым стандартам.

В политической практике России продолжают приме­няться инструменты авторитарной культуры и институцио­нального насилия. Культурное сознание забито отжившими идеологическими штампами.

Буксуют главные механизмы рынка. Развитию рынка мешает бюрократический, чиновничий аппарат. Деформации рамочного порядка - отсутствие справедливой конкуренции, олигархический капитализм, политический авторитаризм -также являются помехой для цивилизованного рынка и мар­кетинга.

Российской экономике не хватает справедливой конку­ренции, которая уравнивает позиции всех экономических агентов и создает условия для поощрения лучшей продук­ции, что ведет к улучшению благосостояния потребителей.




I



Имеется огромная проблема легитимации (отмывания) биз­неса.

Другая черта, несущая угрозу рамочному порядку Рос­сии, политически-олигархический капитализм, ведущий про­исхождение от монополизированного крупно-индустриаль­ного характера нашей экономики, присущего тоталитарному государству. Политический капитализм означает отсутствие четкой границы между политикой и экономикой, что тоже влечет за собой искажения справедливой конкуренции. Пре­одоление этого связано не только с лишением крупных эко­номических предприятий политического голоса, но и с наде­лением этим голосом мелких и средних предприятий.

Авторитаризм - неизбежное следствие нашего прошло­го, он связан с неразвитостью гражданского общества. Его источник - в институциональной власти. Преодоление авто­ритаризма мыслится как изменения отношения общества и государства. Расходы на государство должны соответство­вать его услугам. Позитивная сила бюрократии должна быть направлена на борьбу с экономической мафией и создание справедливого рамочного порядка.

Бизнес-этика нужна для создания культуры доверия и ответственности, отсутствие которой блокирует как экономи­ческую деятельность в нашей стране, так и партнерство Рос­сии с другими странами. Результатом правильно организован­ной конкуренции является тот факт, что необходимое для бизнеса доверие становится не фрагментарным, а универсаль­ным капиталом. Ограничения разделения труда кругом лич­ных знакомых аннулируют возможности роста рынка.

Таким образом, социальная этика и этика бизнеса в ус­ловиях постидеологий перестает быть уделом морализаторов и превращается в науку общественного строительства.

7. Какова структура этики бизнеса?

Обычно выделяют два уровня экономики, два уровня ценностей. Макроуровень - отношения макросубъектов (го­сударства и корпораций) и микроуровень - отношения внут­ри корпорации (между ее сотрудниками и коллегами, между


начальниками и подчиненными, между корпорацией и по­ставщиками).

Можно выделить ценности макроуровня и ценности микроуровня. Представления о предпоследних ценностях экономики, стратегические цели бизнеса относятся к макро­уровню. Инструментальные ценности бизнеса (честность, лояльность, справедливость, соблюдение конфиденциально­сти, отсутствие дискриминации, соблюдение прав работни­ков и потребителей) относятся к микроуровню.

Кроме того, в связи с интернационализацией современ­ного бизнеса, при решении спорных ситуаций, возникающих при взаимодействии разных систем ценностей и отличаю­щихся моральных стандартов, характерных для разных куль­тур, существует система гиперценностей, которую образует этика прав человека.

Права человека задают глобальный масштаб и ориен­тир, по которому можно определять степень этичности биз­неса на мировой арене. Например, если бизнес осуществля­ется в стране, где разрешен детский труд и иностранные предприниматели сомневаются, какое решение принять от­носительно использования детского труда, они должны соот­нести эту ситуацию с Декларацией прав человека. Этичным решением будет не использовать детский труд.

8. Каковы связь и различие экономической этики и этики бизнеса?

Экономическая этика рассматривает проблему совер­шенствования рамочного порядка как главное условие и ре­альную возможность легитимизации бизнеса, дилемму рен­табельности и социальной ответственности, проблему пред­последних целей экономики.

Этика бизнеса преследует цель - сформулировать ос­новные нормативы, корпоративные правила и профессио­нальные кодексы поведения на разных уровнях и этапах ве­дения бизнеса.

Экономическая этика приближается к этике бизнеса, рассмотренной на макроуровне.


9. Каковы предпоследние цели экономической этики?

Предпоследние цели экономической этики - всеобщее благо потребителей, надежность взаимных ожиданий эконо­мических субъектов, рамочный порядок, социальная спра­ведливость и благотворительность.

Любой политический порядок определяется ценностя­ми, господствующими в обществе. Демократически устроен­ные государства живут в условиях конкуренцииипарадигм различного обоснования ценностей. Главная ценность - сво­бода и демократия, все остальные ценности (в том числе ис­тина или человеческое достоинство) - вторичны.

10. Что такое рамочный порядок?

Это центральное понятие и цель экономической этики. Результат экономического взаимодействия определяется не мотивами участников, а правилами, которые направляют взаимодействие в определенное русло. Пример. Когда мы переходим дорогу на зеленый свет, нам не надо спрашивать о мотивах, какими бы они ни были (эгоизм, альтруизм, соли­дарность, страх перед полицейским и др.). То же самое мож­но сказать относительно рамочного порядка экономической деятельности: хороший рамочный порядок, подобно порядку дорожного движения, осуществляет нормативную регуляцию деятельности и делает излишним вопрос о личных мотивах и о личной ответственности. Он объединяет общие, длительно действующие правила, нарушение которых пресекается.

11. Что такое предпринимательская этика?
Предпринимательская этика - этика разумного ведения

хозяйства, рассматривает моральные цели и ценности пред­принимательской деятельности, исходя из парадигмы «прак­тической социальной экономики».

Классическая концепция рыночной экономики, связан­ная с именем А. Смита, устарела. А. Смит говорил о гармо­нии и общественном благосостоянии, автоматически выте­кающих из рыночной экономики. Эта либеральная аксиома о гармонии, якобы существующей между выгодой для индиви­дуального хозяйства и пользой для общества в целом, сего-


дня опровергнута. Предпринимательская деятельность ста­новится все более неразумной и нелегитимной с точки зре­ния интересов целого общества. Легитимизация предприни­мательской деятельности может произойти с созданием со­циально ориентированных морально-правовых рамок.

Предприятие - это социальный институт, который по­является в определенной исторической ситуации и который следует понимать как инструмент для достижения общест­венных целей. Главная задача предпринимательской этики -совместить рентабельность и мораль.

Предпринимательская этика предлагает помощь пред­приятиям по структуризации комплексных моральных си­туаций для принятия адекватных решений в рыночной эко­номике. Она помогает в разрешении проблемных ситуаций, анализируя альтернативы поведения.

В целом можно сказать, что предпринимательская эти­ка разъясняет вклад предприятий в моральный проект соци­альной рыночной экономики.

12. Что такое политико-правовая ответствен­ность предприятия?

Ориентированная на прибыль предпринимательская деятельность может противоречить рамочным условиям и порождать конфликт.

Например, предприятие не осуществляет экологические инвестиции. Причину этого следует видеть не в недостойном отношении менеджеров к требованиям по охране окружаю­щей среды, а в конкурентной ситуации для предприятия. Именно конкурентная ситуация устанавливает стимулы та­ким образом, что те, кто принимает решения, часто вынуж­дены не делать морально желательных инвестиций. Иначе они потерпят убытки в конкурентной борьбе.

Причина конфликта - не в отдельном предприятии, а в рамочном порядке для всех предприятий. Охрана окружаю­щей среды не окупается, соответствующие инвестиции не возвращаются. Голые призывы здесь не помогут.





13. Каковы основные проблемы этики бизнеса?

Наиболее актуальными на сегодняшний день являются следующие проблемы:

- проблема легитимизации бизнеса;

- задача разработки этических кодексов организаций
и социальных институтов;

- проблема социальной ответственности бизнеса;

- задача усовершенствования рамочного порядка;

- борьба с нарушениями этики;

- проблема мотивации работников.

14. Какие теории лежат в основе этики принятия
решений?

Наибольшее влияние на этику принятия решений ока­зали три теории: утилитаризм, деонтология и этика прав че­ловека.

Главный принцип утилитаризма - принцип полезности. Быть моральным выгодно, поскольку положительный имидж способствует бизнесу.

Другой принцип - количественный подсчет общей пользы от совершаемого действия. Например, если смер­тельно болен пожилой человек, который не в состоянии управлять своим имуществом, то, с точки зрения многих лю­дей (наследников, рабочих, потребителей), эвтаназия более выгодна, чем длительное и безрезультатное лечение. Однако, с точки зрения деонтологии и этики прав человека, такой вы­вод будет безнравственным.

Основа деонтологической этики была определена И. Кантом. Главная идея Канта - идея человеческого досто­инства. Человек как суверенный индивид обладает неотчуж­даемым внутренним миром, который является местом, соз­данным Богом для нравственности. Именно поэтому каждый человек обладает неотчуждаемыми правами, ведь у него есть разум и свобода.

Этика Канта, в свою очередь, заложила фундамент эти­ки прав человека, которая выражается в рассмотрении прав всех заинтересованных лиц.


Общественная полезность и социальная справедливость также должны приниматься во внимание.

Самым простым критерием оценки правильности ре­шения является принцип универсализуемости. Может ли данное решение быть рекомендовано всем в подобной ситуа­ции?

15. Какой бизнес является нелегитимным?

Нелегитимным является бизнес, который приносит вред здоровью людей, а также тот, который не соответствует моральным стандартам общества, например, продажа табач­ных изделий, спиртных напитков (тем более детям).

Приватизация в России была осуществлена в рамках имевшихся, далеко не совершенных законов и в условиях почти нулевой осведомленности народа о своих правах и возможностях. Самые шустрые - те, кто продавал квартиры, скупал ваучеры и вкладывал их в естественные монополии, сегодня стали миллионерами.

Остается открытым вопрос, насколько легитимна рос­сийская приватизация? Соответствует ли она моральным стандартам нашей культуры, выражает ли она права и инте­ресы большинства или осуществлена тем самым меньшинст­вом (партийная номенклатура и КГБ), которое, прежде всего, было виновато в развале СССР?

Ясно, что невежество широких масс населения России в экономических и правовых вопросах было использовано дельцами от бизнеса для осуществления приватизации. От­сутствовала необходимая информация, расцветали мошенни­чество и обман, приватизация была несправедливой.

Несмотря на внешнюю законность приватизации, ее можно считать нелегитимной. Тем более несправедливыми являются итоги приватизации - нищета, невыплаченные зар­платы, экономический геноцид и социальная обездоленность населения России.

Экономическая экспансия Запада также сопряжена с нелегитимным бизнесом, связанным с торговлей продукта­ми-мутантами. Министерство здравоохранения РФ опубли-





ковало список трансгенных продуктов, вызывающих рак, к которым относятся: шоколад «Кедбери», «Милки Вей», «Спикере», рис «Анкл Бене», кока-кола, пепси-кола, детское питание «Нестле», «Несквик», чай «Липтошх^еченье «Пар-малат».

16. В чем заключается проблема легитимности биз­неса?

О. Бальзак сказал: «...в основе всякого большого богат­ства лежит большое преступление». Эта фраза в афористиче­ской форме отражает существующее противоречие между бизнесом и моралью. Действительно, в основе бизнеса лежит корыстный эгоистический интерес. Самый выгодный биз­нес - нелегитимен. Например, торговля оружием. Суть ди­леммы заключается в существующем напряжении между бизнесом и моралью, между богатством и моралью. Что же предпочесть? Вся традиционная культура, традиционная ре­лигия выбирает мораль и осуждает богатство. Всем известно выражение из Библии: «Скорее верблюд пролезет в игольное ушко, чем богатый попадет в рай».

Протестантизм - единственная религия, которая не только не осуждает, но и поощряет богатство, прибыль и предприимчивость, осуждая бедность и безделье.

М. Вебер в классической работе «Протестантская этика и дух капитализма» пишет примерно следующее: протестан­тизм выражает дух капитализма, который все жизненные ценности измеряет одним показателем - размером прибыли. Поэтому, если ты можешь заработать 100 $ и не зарабатыва­ешь, ты совершаешь преступление, аналогичное тому, как если бы ты убил купоросную свинью, так как ты не только не получаешь 100 $, но губишь и те проценты, которые тебе эти деньги могли бы дать.

Задача легитимизации бизнеса в протестантизме реше­на гениально просто. Прибыль - цель бизнеса. Эта цель бла­городна. Если человек получает прибыль и его деятельность успешна, значит, он нашел свое предназначение. Увеличивая свою прибыль, он одновременно не только увеличивает об-


щественное богатство, но и занимается деятельностью, угод­ной Богу.

Современные предприниматели редко пользуются ре­лигиозной мотивацией. Тем не менее после 80-х гг. социаль­ные проблемы получили значительную актуализацию, воз­росли этические требования к бизнесу.

17. Есть ли противоречие между главной целью биз­
неса и моралью?

Противоречие между стремлением к получению при­были и моралью имеет вид дилеммы, которая заключается в необходимости выбора: либо встать на путь накопления ка­питала и отказаться от морали, либо отказаться от всякой предпринимательской деятельности как недостаточно леги­тимной. Кто увлекается моральными проблемами, обречен на поражение в конкурентной борьбе. Это тем более справедли­во для условий «нечестной» экономики.

18. Можно ли вписать мораль в экономическую
стратегию?

Существует две стратегии действия: ориентированная на рентабельность и ориентированная на мораль. Их надо привести в равновесие.

Воровство, взятка, экологический кризис, отсутствие социальной ответственности - это структурное зло. Тогда первая задача в легитимизации бизнеса - это легитимизация экономического порядка. Сами правила ведения бизнеса не должны порождать зло.

Если рамочный порядок соответствует высоким стан­дартам, тогда предпринимательская этика является общей нормой.

Если рамочный порядок обнаруживает крупные недос­татки, возникает опасность потери легитимности.

19. Каковы возможности легитимизации бизнеса?

Легитимизация бизнеса заключается, во-первых, в ле­гитимизации экономического порядка (общих правил), во-вторых, в оценке соответствия отдельных ходов деятельно­сти предприятия на фоне общих правил.








Легитимизация бизнеса заключается в формировании безупречного в моральном отношении имиджа, в проведении активной социальной политики, реальной благотворительно­сти. Делать благие дела и говорить об этом во всеуслыша­ние - путь легитимизации.

Главной предпосылкой легитимизации бизнеса являет­ся совершенствование экономического порядка таким обра­зом, чтобы моральные требования включались в условия иг­ры, т.е. чтобы неэтичный и безответственный бизнес стал не выгоден. При выполнении данного условия следующим кри­терием легитимности является выявление соответствия от­дельных поступков (ходов игры) рамочному порядку (общим правилам).

Социально-этичный маркетинг отвечает на такие во­просы:

1. Являются ли товары безопасными и надежными?

2. Точно ли они описаны в рекламных объявлениях и упа­
ковке?

3. Существует ли конкуренция, обеспечивающая достаточ­
ный выбор товаров?

4. Справедливо ли обходятся с потребителями работники
сервиса?

5. Не наносит ли деятельность, связанная с производством,
вред окружающей среде?

Чтобы быть легитимным, бизнес должен быть социаль­но ответственным, приносить пользу людям и не нарушать моральные стандарты.

Легитимный (он же этичный, он же социально ответст­венный) бизнес четко формулирует свою социальную мис­сию.

20. Какова классическая концепция соотношения рынка и морали?

А. Смит был моралистом. Сначала он написал «Трактат о нравственных чувствах» (1759), а впоследствии - «Иссле­дование о природе и причинах богатства народов» (1776). Его экономическая теория и его этика тесно связаны. Глав-


ная проблема, которую он решал в экономической теории: как помочь бедным?

Естественное развитие капитализма сопровождалось укрупнением маленьких хозяйств и увеличением разделения труда. Чем больше разделения труда, тем больше рынок, тем больше специализация. Все это требует механизма согласо­вания. Согласование осуществляется не с помощью нравст­венных чувств (симпатия, антипатия), а с помощью правил и институтов, а также контроля и измерения.

Современная экономика характеризуется глубоким раз­делением труда и анонимным процессом обмена. В этих ус­ловиях увеличивается взаимозависимость. Таким образом, результат обусловливается совместными усилиями. Общий результат, который мы имеем в экономике (и который выра­жается в уровне благосостояния людей), - не зависит от про­извола отдельного человека или отдельного предприятия. Чем определяется этот результат? Из-за разделения труда, аноним­ности связей и усиливающейся взаимозависимости очень трудно и даже невозможно проконтролировать вклад каждого.

Подход, который пропагандировал А. Смит, состоит в том, что необходимая надежность взаимных ожиданий должна обеспечиваться не посредством альтруистических мотивов (которые нельзя проконтролировать), а посредством строгих правил и социальных институтов. Пример - дорож­ное движение. Есть правила, которые нельзя нарушать без риска для жизни. То же самое в экономике. Есть правила (рамки^^з которых ведется игра.

Современная экономика основана на регулируемых обязательствах, исключающих альтруистические мотивы.

21. Что предлагал А. Смит для улучшения положе­ния бедных?

Моралист А. Смит преследовал цель - улучшить поло­жение бедных и видел два пути ее реализации: благотвори­тельность и рост благосостояния.





Традиционный путь благотворительности - помощь, оказываемая лицам посредством прямых денежных пособий. Смит предполагал другой путь - общий экономический рост.

Всеобщее благосостояние - моральная цель Смита. «Мы требуем от мясника, булочника, пивовара не благо­склонности, а чтобы они соблюдали свои интересы. Мы об­ращаемся не к их человеколюбию, а к их себялюбию и гово­рим об их прибыли».

Моральная цель бизнеса - общее благосостояние - не постулируется, а является прямым результатом того, что ка­ждый участник рынка преследует свой эгоистичный корыст­ный интерес, в котором нет ни грана морали.

Эта моральная цель достигается за счет ставки на инди­видуальный интерес, а не на моральный кодекс. Экономика работает по следующей схеме: при прочих равных условиях действующие лица увеличивают свою ожидаемую выгоду.

А. Смит был не только экономист, но и моралист. Его первое произведение - о нравственных чувствах как основе морали.

Какие нравственные чувства двигают продавцом на рынке? Его чувства не имеют никакого отношения к нравст­венности. Это эгоизм и желание получить больше прибыли. Им движет не любовь к человечеству, а собственный коры­стный интерес.

22. Каковы основные составляющие современного рынка?

Рынок существует там, где есть спрос и предложение. Важнейшим элементом рынка является спрос. Поэтому часто под рынком понимают совокупность существующих и потен­циальных покупателей товара. Настоящий рынок - это место, где каждый преследует собственный эгоистический и, прежде всего, корыстный интерес, но в итоге выигрывают все.

Современный цивилизованный рынок имеет три глав­ные составляющие: это частная собственность, конкуренция и свобода информации.


Моральное качество современного общества нужно ис­кать не в непосредственных мотивах действий отдельных людей, а в институциональных механизмах, которые высту­пают как ограничения, правила игры и моральные стандарты. Рыночный порядок - часть порядка в обществе, он является частью всей системы.

Развитие рыночной экономики в России сталкивается с несовершенством рамочного порядка, а также с трудностями, связанными с нарушениями этики.

Недостатки рамочного порядка мешают свободной конкуренции и честной информации. Например, естествен­ные монополии, олигархический капитализм, связь экономи­ки с политикой, вмешательство государства в экономику, беспредел чиновников, а также слабая разработанность пра­вовой базы предпринимательской деятельности, иначе гово­ря, плохие законы, которые позволяют брать взятки, воро­вать, загрязнять окружающую среду, не платить вовремя зарплату, не уважать права потребителя, мошенничать, осу­ществлять нелегитимное насилие и т.д.

23. Есть ли на рынке мораль?

Если говорить о диком рынке и, прежде всего, о дви­жущих мотивах его участников, то там морали нет. Однако в результате рыночных отношений выигрывают все участники и повышается благосостояние людей, что говорит о нравст­венно позитивном значении рынка.

На цивилизованном рынке мораль присутствует в сле­дующих его составляющих:

а) в рамочном порядке, системе ценностей, моральных
стандартах и принятых нормах (этика институтов) и в ответ­
ственности, верности слову, качестве продукции (индивиду­
альная мораль продавцов);

б) в свободе выбора товара, обеспечиваемой конкурен­
цией;

в) в свободе информации;








Моральна ли конкуренция?

Конкуренция имеет положительные моральные послед­ствия. Во-первых, она требует инноваций. Если предприни­матель выносит на рынок новый продукт, который оказыва­ется нужным, потребитель вознаграждает его за это и он по­лучает преимущества в конкурентной борьбе, что выражает­ся в высоких прибылях.

Во-вторых, для конкуренции необходимо подражание успешным инновациям. Если одно предприятие производит более совершенную продукцию, другие предприниматели вынуждены заботиться об еще больших усовершенствовани­ях. Конкуренция требует диффузии (распространения) ново­введений. Она вынуждает к поведению, которое управляется не частными интересами, а правилами игры на рынке. Если итогом конкуренции является улучшение качества товара и повышение качества жизни, тогда последствия конкуренции моральны. Таким образом, не благосклонности продавцов, а логике конкурентной борьбы мы обязаны благосостоянием людей в обществах с рыночной экономикой.

24. Что означает фраза: «Системным местом мо­рали на современном рынке является рамочный порядок»?

Современную экономику можно представить как сис­тему, имеющую правила игры и ходы игры.

Правила игры - рамочный порядок, стандарты, приня­тые в обществе.

Ходы игры - действия отдельных участников.

Мораль концептуально закладывается в правилах игры. Ходы игры освобождаются от моральных требований - обя­зательным является соблюдение правил игры, поэтому целью предприятия является только эффективность.

Таким образом, системным местом морали в рыночной экономике является рамочный порядок.

Моральные проблемы имеют коллективную природу. Отдельный предприниматель может проявить желаемое мо­ральное поведение лишь при условии, что другие тоже гото­вы к этому. Но они будут готовы только в том случае, если


лично для каждого отдельно действующего лица будет не выгодно поступать против коллективного соглашения, если социально вредные паразитические действия для каждого отдельно действующего лица станут непривлекательными, например, посредством штрафов.

Если мы хотим сделать значимыми моральные ценно­сти, необходимо создать соответствующие рамочные усло­вия, т.е. экономический порядок. Этика бизнеса - этика по­рядка.

Требовать от участников рынка быть моральными зна­чит призывать их к разорению. Если нет рамочного порядка, дикий рынок наказывает моральное поведение и поощряет аморальное.

Необходимо сделать значимыми моральные требования в правилах игры. Рамочные условия сознательно устанавли­ваются таким образом, чтобы могла проявиться логика конку­рентной борьбы. Проблема поддержки отечественных произ­водителей также решается на уровне рамочного порядка.

Современный рынок - тонкое образование цивилиза­ции, имеющее строгие правила игры, в которые закладывает­ся мораль.

25. Каков путь разрешения противоречия между экономической рентабельностью и моралью?

Имеется несколько вариантов соотношения рентабель­ности и морали.

Первый - это когда предприятие нерентабельно и не несет никакой социальной ответственности. Такое предпри­ятие должно уходить с рынка.

Второй вариант, когда предприятие рентабельно и со­циально ответственно. Это идеальная ситуация. Именно ее описал А. Смит, когда говорил, что на рынке индивидуаль­ный интерес совпадает с общественным благом. В данном случае предприятие может использовать свои социальные достижения в стратегии конкурентной борьбы.

Самая частая ситуация - рентабельное предприятие, не выполняющее моральных обязательств перед обществом.





Часто это происходит из-за несовершенства рамочного по­рядка. Для преодоления морального конфликта необходима политика изменения рамочного порядка.

Охрана окружающей среды является на Западе факто­ром повышения конкурентоспособности. Многие предпри­ятия попадают в ситуацию, когда выполнение моральных обязательств с необходимостью влечет снижение рентабель­ности. Инвестиции в экологию не окупаются. Лучшее реше­ние в таком случае - коллективные самообязательства для всех предприятий отрасли.

26. Каковы основные нарушения в этике бизнеса?

Среди множества наиболее частых нарушений этики выделяют наиболее типичные такие, как: взяточничество, принуждение, обман (введение в заблуждение), воровство, несправедливая дискриминация.

Оскорбление человека, нарушение его чести и достоин­ства, дискредитация коллег (фирмы, профессии), агрессив­ность, келейность в принятии решений, нарушение правил этикета - грубые нарушения деловой этики, подлежащие на­казанию (от штрафа вплоть до увольнения).

Что такое взятка? Это предложение или вымогательст­во денег или чего-то важного с целью оказания влияния на лиц, выполняющих служебные обязанности. Если подарок не влияет на будущее поведение, - это не взятка.

Самое распространенное нарушение - обман (введение в заблуждение), т.е. предоставление ложной информации (искажение отчетности, недобросовестная реклама, мошен­ничество).

Что такое несправедливая дискриминация? Это необъ­ективное отношение к людям из-за их национальной принад­лежности, пола, вероисповедания либо отказ людям в пре­доставляемых другим привилегиях по указанным причинам. Такая неспособность относиться к людям одинаково ведет к нарушению свободной конкуренции и разрушению рынка.


27. Каковы последствия нарушений этики бизнеса на макро- и микроуровнях?

Макроуровень - масштаб экономической системы в це­лом. Нарушения этики ведут к разрушению рынка, неэф­фективному использованию природных ресурсов, инфляции, понижению спроса, понижению общественного благосос­тояния.

Если на рынке существует нормальная конкуренция, вы имеете возможность выбора и довольны покупкой, - это зна­чит, что рынок работает нормально.

Если вас обманули, вы потратили деньги на плохой то­вар - рынок работает плохо. Многие деформации российско­го рынка связаны с нарушениями этики.

Микроуровень - уровень отдельной компании. Наруше­ния этики ведут к ухудшению результатов, потере доверия, конфликтам. Показателем уровня этичности является доверие и отсутствие конфликтов. Любая система содержит элемент доверия. Чем больше доверия, тем больше этики. Доверие -ожидание компетентной работы. Ожидание ответственности. Доверие основывается на честности.

Доверие - важнейшая часть имиджа корпорации. В 1982 г. компания Джонсон и Джонсон пережила кризис до­верия, связанный с отравленным тайленолом. Позже было доказано, что компания не виновата. Лекарство было кем-то специально отравлено, чтобы разорить компанию. В резуль­тате осуществленных фирмой мер по восстановлению своего честного имени она потеряла 100 млн $.

Другой пример - компания по производству асбеста «Manvile Corporation», которая обанкротилась из-за вынуж­денных выплат по судебным искам, когда вскрылись факты, что ее руководство долгие годы скрывало информацию о вреде асбестового производства для здоровья рабочих.

28. Можно ли вообще доверять кому-либо в бизнесе, даже друзьям?

Известны случаи, когда совладельцы компаний обма­нывали друг друга. Эти риски характерны не только для раз-


вивающейся экономики. Есть простой механизм защиты от мошенничества и криминала.

Когда компании создают офф-шоры где-нибудь на Гебридских островах и все договоры пишутся на коленке, это вызывает риск быть обманутым партнером. Если компа­ния сформирована в рамках законов, тогда становится не­возможной перерегистрация на одного владельца.

Огромная масса внутрикорпоративных конфликтов возникает из-за низкой профессиональной культуры собст­венников, а также ориентации на краткосрочный интерес. Но если собственники имеют долгосрочную перспективу, они должны выстраивать легитимную и прозрачную структуру собственности.

29. Каковы основные принципы этики бизнеса?

В купеческой гильдии России 1912 г. дана краткая формулировка основных принципов деловой этики:

- уважай власть;

- будь честен и правдив;

- уважай право частной собственности;

- люби и уважай человека;

- будь верен слову;

- живи по средствам;

- будь целеустремленным.

Современные принципы деловой этики основаны на этике прав человека.

30. Как мотивировать сотрудников?
Классический пример немотивированного сотрудника -

древнегреческий раб. Имущества он не имел, в результатах труда заинтересован не был, и даже за человека его не счита­ли. Не в последнюю очередь благодаря этому рабство пало, человечество записало этот факт в учебники и с тех пор ста­ралось хоть как-нибудь стимулировать работника.

Сегодня лояльный и хорошо мотивированный персонал является одним из важнейших факторов, влияющих на раз­витие компании.


В структуре мотивов на первом месте находится зара­ботная плата. Кроме заработной платы, есть премия. Это очень хорошая мотивация, но при условии, что премия хо­рошо позицирована как в сознании работника, так и в созна­нии работодателя. Премия сотруднику - это реализация с помощью денег его потребности в уважении и самоуваже­нии.

Второй уровень мотивации - это неденежная зарплата, или соцпакет, который воспринимается как знак принадлеж­ности к компании и проявление ее заботы о сотруднике.

Проблема мотивации - это проблема заинтересованно­сти людей в вашем бизнесе. Поэтому необходимо, чтобы совпадали базовые ценности компании и сотрудника, чтобы можно было говорить о коллективе единомышленников, о людях, у которых есть общая цель, помимо того, что они продают товар.

Высший уровень мотивации - базовые ценности, свя­занные с экзистенциальными потребностями (потребность в смысле, счастье, свобода, творческая самореализация). После удовлетворения первичных потребностей (материальных, физиологических) у людей возникают экзистенциальные и нравственные потребности, им необходима потребность в развитии, ощущение свободы и ощущение счастья.

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС КОРПОРАЦИИ «ПРОКТЕР ЭНД ГЭМБЛ»

(печатается в сокращенном виде) Декларация цели компании

Производить товары наивысшего качества и ценности для максимального удовлетворения запросов покупателей во всем мире. Достижение этой цели требует создания орга­низации и условий работы, привлекающих самых достой-





ных людей, обеспечивающих наиболее полное развитие

их талантов, свободный и вдохновенный труд на благо

процветания дела. • Сохранение и развитие исторических принципов честного

отношения к труду и правильных действий.

Путем успешного применения наших принципов мы сможем добиться лидирующего положения наших товаров на рынке по доли и прибыли, что приведет к процветанию об­щего дела, рабочих и служащих, акционеров и обществ, где мы живем.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 3227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.039 с)...