Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Литература:
1) Барулин В.С. Социальная философия.
2) Социальная философия под редакцией Лавриненкова.
3) Кранивенцкий Социальная философия.
1. История формирования социально философских взглядов.
2. Проблемное поле социальной философии.
3. Взаимосвязь социальной философии с различными областями знания.
4. Категорийный аппарат социальной философии.
Социально философские взгляды формировались вокруг нескольких проблем:
1) Проблема философского осмысления государства и общества.
2) Проблема социальной справедливости.(равенство/неравенство, положение в обществе, отношение к сословиям, классам)
3) Понимание хода исторического процесса (как, в каких формах, в каком направлении, что движет, каковы перспективы).
4) Проблема человека в обществе (нравственных отношений).
1 проблема – проблема государства.
Древняя Греция и древний Рим философские проблемы:
1) Проблема государства и государственного устройства.
2) Этики (морали).
Учение о государстве – Платон, Аристотель.
Платоновская концепция идеального государства(справедливо устроенного).
Вопрос: «Что первично: интересы человека, общества или государства». По мнению Платона интересы государства превыше всего. Но при этом государство не является самоцелью, оно должно служить обществу. Добродетели по Платону:
1) Мудрость.
2) Мужество.
3) Послушание.
Аристотель описал государство на основе 160 городов(города государства).
Государство было продуктом общества, но не растворялось в нем. Об обществе судили по характеру государства. Аристотель выразил формы государственного устройства. Аристотель считал, что хуже демократии только охлопатия(власть толпы) и диктатура одного человека.
Есть теория божественного происхождения государства – власть царя от бога.
Наибольший вклад в теорию – Гоббс, Руссо – теория общественного договора – государство есть результат договора между людьми об добровольном отчуждении прав в пользу государства.
Гоббс считал причиной природный эгоизм, а Руссо природный коллективизм.
2 проблема – проблема справедливости.
1) Платон и Аристотель считали справедливым рабство, классы, частную собственность и считали это естественным устройством общества.
2) Религия – определяется нормами правильного поведения завещанного богом и записанного в евангелие.
Возникает вопрос: откуда берется социальная справедливость?
Компанела, Мор, Сенсимон, Оуен, Фурье, Маркс, Руссо.
Основа несправедливости:
1) Частная собственность.
2) Эксплуатация человека человеком.
Решение: уничтожение частной собственности как основы неравенства.
2 проблема – проблема исторического развития.
История как прошлое и как процесс саморазвития, самодвижения.
Герадод, Демокрит, Платон, Аристотель, Лукреций Кар.
Августин ввел дату отсчета исторических событий (вклад религиозной философии). До этого не было общей точки отсчета.
Философия истории – термин введен Вальтером. Развитие общества носит закономерный характер. Вальтер был атеистом, но считал идею бога нужной и прогрессивной. Движущая сила в развитии истории – просвещение.
Джакомо Батиста –идея общественного круговорота, идею подхватил Кондорсе.
Новое – хорошо забытое старое.
Гегель. Феноменология духа, философия права, философия истории, история философии.
Первым применил диалектику к анализу исторического процесса.
Гегелю принадлежит стремление структурировать общество. Проблема гражданского общества. Он выделил различные формы государственного устройства и попытался вывести вклад народов в развитии истории. Попытался определить историческую роль войн.
До него войну в основном рассматривали как зло.
Гегель считал, что война необходима, она подобна очистительной грозе. Всё негодное устраняет и омолаживает общество.
Маркс и Энгельс. Маркс разработал концепцию исторического материализма. Распространение материализма и идеализма на область человеческой истории.
Сущность материалистического понимания общества изложена в предисловии к работе «К критике политической экономии».
Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 245 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!