Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Сущность и содержание философского подхода к познаваемости мира. Критика агностицизма.
2. Ступени, формы и уровни познания.
3. Проблема истины в философии и роль практики в познании.
4. Формы и методы научного познания.
Эпистемология – проблема научного познания.
Гносеология - наука о познании.
Знание:
1) Система навыков, умений, осведомленность.
2) Познавательная единица, для соотнесения знания с их обладателем, выступает в роли оценки наличия или отсутствия знания у человека.
3) Познавательная значимость знания определяется совокупностью информации, которой человек обладает в виде идеальных образов, в форме знаковых систем и т. д., в которой воспроизводятся те или иные свойства окружающего мира.
Агностицизм – позиция отрицающая, ограничивающая или искажающая процесс познания человека.
Гносеологические причины агностицизма:
1) Ограниченность человеческого знания.
2) Несовпадение явления и сущности.
3) Трудность самого процесса познания.
Агностицизм не умышленное искажение действительности., просто черта абсолютизируется и мысль уходит в сторону
Социальные причины агностицизма:
1) Церковь, религия, которая стремиться заменить знания верой.
2) Определенный социальный интерес, когда правящая сила не заинтересована в познании истинной сущности событий.
Формы агностицизма:
1) Субъективный идеализм. Протогор: «Человек мера всех вещей».
2) Школа скептиков. Суть: подвергай все сомнению.
3) Нигилизм – отрицание чего либо «с порога».(не верим ни во что).
Принцип гносеологического оптимизма:
1) Человеческому познанию подвластно всё. Нет преград, которые человек не смог бы преодолеть в процессе познания.
2) Процесс познания бесконечен и безграничен.
Основное содержания термина диалектика материалистической теории познания исходит из того, что в объективном мире есть предпосылки возникновения человеческого познания. Первая из них – всеобщее свойство отражения.
Сущность процесса познания – отражение внешнего мира в сознании человека в виде различных образов. Исходными принципами процесса познания являются:
1) Существуют вещи независимо от нас и наших ощущений, то есть вне нас(объективное существование мира).
2) Нет непереходимой грани между явлением и вещью в себе. Но есть разница между тем, что уже познано и что еще не познано.
3) В процессе познания нужно рассуждать диалектически, то есть не полагать какое-то знание застывшим и неизменным, и видеть как из незнания рождается знание и как неполное и неточное знание становится более полным и точным.
Из этих принципов следуют 3 закона, выражающих процесс познания:
1) Процесс познания движется от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике(пример – создание летательного аппарата).
2) Процесс познания движется от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так далее без конца…
3) Познание движется от конкретного к абстрактному и снова к конкретному на другой более высокой основе.
Существует 2 ступени познания:
1) Чувственное.
2) Абстрактное(рациональное, логическое)
Чувственное существует в трех формах:
1) Ощущение
2) Восприятие
3) Представление
Ощущение – знание, получаемое по средствам органов чувств об отдельных свойствах предмета(субъективно – объективная форма)
Субъективное:
1) Ощущения принадлежат нам(высшим животным и человеку).
2) Зависит от степени развитости наших органов чувств.
Объективное:
1) В них отражается объективный мир.
2) Они правильно отражают свойства предметов.
Восприятие – образ предмета на основе комплекса ощущений.
Представление – чувственно наглядный образ предметов, событий, возникающий на основе ранее имевших место ощущениях и восприятиях.
Формы логического познания:
1) Понятия
2) Суждения
3) Умозаключения.
Понятия – мысль, которая выражается существенные свойства явлений и предметов, понятия выражают качество предметов.
Грамматически выражается словом или комбинацией слов, может выражать не только конкретные свойства предметов, но и то, что нельзя осязать.
Суждения – мысль о наличии или отсутствии каких-либо свойств у предметов и явлений. Грамматически выражается предложением.
Умозаключение – форма логического мышления, когда из нескольких суждений, связанных между собой логически делается вывод, содержащий новые зания.
Виды умозаключений:
1) Дедуктивные
2) Индуктивные
3) По-аналогии
Концепции истины:
I. Классическая (корреспондентная) – доминирующая теория.
Истина есть адекватное отражение реального мира в сознании человека.
1) Язык науки искажает действительность.
2) Концептуальная истина – мы познаем будучи обладателями знаний, приверженцами какой-то теории.
3) В теории люди опрерируют не столько фактами, сколько суждениями.
(Для науки не очень применима в связи с трудностью научного знания)
II. Когерентная(связанная).
Истина – знание, обладающее внутренней логической и содержательной непротиворечивостью, согласованной друг с другом.
III. Конвенциональная(соглашение) – позитивисты(субъективные идеалисты).
Постулаты на которых основана данная теория:
1) В науке места понятию истины не должно быть.
2) Истина в науке есть результат соглашения между учеными.
IV. Прагматическая.
V. Истина – то, что полезно(неприкрытый субъективный идеализм)
VI. Эгоистическая.
Власть назначает, что назначать истинной.
Корреспондентная теория.
Положения:
1) Учение об объективности истины. Объективность истины в том, что содержание наших знаний от человека и человечества в целом. Истина объективна по содержанию, но субъективна по форме – истина вне человеческого сознания не существует, человек формулирует истину.
2) Вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины.
Абсолютная истина:
1) Абсолютная истина – полное исчерпывающее знание о мире в целом
2) Абсолютная истина – знание о событие, которое уже совершилось, а значит его уже нельзя изменить.
Человек способен познавать объективную абсолютную истину не целиком, не всю, а по частям в виде относительных истин. Относительная истина верное, но не полное, не завершенное знание о каком либо факте действительности.
Знание это сумма относительных истин. А абсолютная истина это бесконечная сумма относительных истин.
3) Вопрос о конкретности истины.
Абсолютной истины нет, истина всегда конкретна:
1) Является суждение истинным или ложным зависит от условий места времени и абстоятельств.
2) Всякая теория справедлива лишь в определенных границах, за пределами границ она теряет истинность.
3) Конкретность истины заключается в том. Что в процессе познания необходимо рассматривать субъект и объект в процессе в развитии.
2 ошибки, вязанные с вопросом конкретности:
1) Догматизм – объявление положений раз и навсегда верными
2) Релятивизм – абсолютизирует неточность знания.
Критерии истинности:
1) Верификация (проверка на базе опыта или чувственного опыта) – допустим, но является исчерпывающим.
2) Фальсификации(проверка методом опровержения)
3) Общественно- исторической практики (решающий критерий с точки зрения материализма).
Понятия: заблуждение, правда, ложь – соотношение этих понятий между собой и с понятием истины.
Формы и методы научного познания:
Вопрос достижения истины зависит от владения методом.
Смыслы методологии:
1) Совокупность всех методов.
2) Учение о методах.
3) Теория, примененная в качестве метода познания.
Функции познавательных теорий:
1) Мировоззрения.
2) Методологическая(умение применять знания в качетве инструмента познания).
Методы научного познания:
1) Всеобщефилософские
2) Общенаучные
3) Частные конкретные методы каждой науки
4) Синтетические методы, возникающие и использующиеся на стыке различных научных теорий.
Общефилософский подход.
Основные положения:
1) Объективность анализа действительности:
1. Рассмотрение явлений такими какие они есть, не придумывая.
2. Оценивать их в соответствии с действительностью.
3. Быть объективными в своих оценках не в угоду своим интересам.
2) Рассмотрение всех явлений и событий в развитии.
3) Рассмотрим все в взаимосвязи друг с другом.
4) Рассмотрим все в причинно-следственной связи. Всю совокупность философского знания, включая применение и использование как инструмента познания.
Общенаучные методы.
1.Эмпирические:
2.Теоретические:
Эмпирические:
a. Наблюдение(метод основанный на оценке происходящих событий путем не вмешательства в ход этих событий). Наблюдение может носить целенаправленный характер или избирательный. Сильная сторона: процессы рассматриваются в чистом виде. Слабая сторона: невозможность повторений и вмешательства.
b. Эксперимент (опыт) – метод наблюдений, основанный на создании определенных условий с целью изучения наиболее интересующих нас сторон тех или иных предметов. Сильная сторона: возможность создания определенных условий, возможность повторения, возможность вмешиваться по ходу в события изменяя условия. Слабая сторона: ограниченное применение (применимо в физике, химии и малоприменимо в отношении социальных отношений).
c. Измерение, взвешивание.
d. Моделирование – метод основанный на создании или отыскании объекта, аналогичного по своим существенным свойствам основному изучаемому объекту с целью изучения свойств модели и получению дополнительной новой информации и последующем перенесении этой иныормации на основной объект изучаемый объект.
Моделирование может быть физическим, компьютерным, математическим.
Теоретические:
1) Анализ и синтез.
Анализ – мысленное разложение какого-либо объекта на его составляющие части с целью последующего изучения отдельных частей.
Синтез – соединение воедино, сочетание в единое после аналитического разбора.
2) Индукция и дедукция.
Индукция – метод познания от частного к общему.
Вывод по индукции, если он не полный, то он носит вероятностный характер.
Дедукция – от общего к частному.
Индукция и дедукция взаимно дополняемые.
3) Историческое и логическое
Исторический – метод познания, основанный на детальном изучении конкретных условий, своеобразие протекания тех или иных событий.
Логический – тот же исторический, но очищенный от конкретики, своеобразия протекания тех или иных событий и ставит себе задачу найти общее, закономерное, образующее сходство протекания событий.
Самостоятельно: формы научного познания, синергетика.
Формы научного познания.
Научное познание носит системный ступенчатый характер.
Ступени:
1) Открытие факта действительности.
2) Становится фактом науки, предполагая объяснение(научную интерпретацию) факту.
Если теории объясняющей факт не находится, то
3) Постановка научной проблемы.
Цель:
a) Отделить имеющиеся знания от того, что не известно.
b) Сформировать направление научного поиска.
· Определить цели и методы исследования, средств, методов.
· Предположительный конечный результат.
4) Научная гипотеза – научно обоснованное предположение, объясняющее факт науки.
Гипотеза должна быть:
a) Научно нагружена
b) Четко ставящая перед собой цель.
c) Имеющая логическую непротиворечивость.
5) Процесс соревнования гипотез.
Какие-то отбрасываются, а какие-то утверждаются.
6) Проверка гипотез.
a) Эксперементальная.
b) Теоретическая.
Гипотеза, выдерживавшая проверку превращается в
7) Научная теория.
Научная теория должна отвечать требованиям:
a) Должна объяснять факты прошлого и настоящего.
b) Обладать способностью предвиденья.
c) Не должна претендовать на полную завершенность, не содержать в себе претензию на абсолютную истину.
Научная теория – итог научного познания, но при этом следующий отправной пункт для новых фактов.
Другой путь – научная интуиция.
Интуиция – возможность прямого усмотрения истины или конечного результата с последующим доказательством опосредованных звеньев.
Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 937 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!