Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Естественное право



Вопросом естественного права, проблемой разграничения права на естественное и позитивное ученые занимались очень давно. О естественном праве говорили еще римские юристы. Существуют различные подходы к пониманию естественного права. Точка зрения Алексеева (конец 19 – начало 20 века): можно выделить 4 типа в учениях о естественном праве:

1) естественно-правовые учения, которые рассматривают основы естественного права в различных естественных отношениях и связях. Подобное толкование естественного права можно найти и у римских юристов: «Естественное право – право всего живого на земле. На естественном праве строятся брачно-семейные отношения, воспитание детей. Естественное право в основе имеет одно-начальный естественный инстинкт».

2) более глубокое толкование природы. Естественное право в объективном смысле – совокупность естественных законов. Субъектное право – это проявление естественного права. Здесь рассматриваются правовые явления, как механизмы, которые можно математически просчитать.

3) естественное право, как проявление божественной воли.

4) Этическая теория естественного права (популярная со времен Канта). Естественное право – должное право, то есть право, не зафиксированное в законе, это правовой идеал. Это право определяет развитие позитивного права.

Разграничение естественного права с позитивным сориентировало ученых на поиск основ права. Естественное право – система, которая определяет общие правила развития позитивного права и связанных с ним правовых систем. Иногда естественное право называют саморегламентацией. Алексеев: «Естественное право является символом всего истинного, оно выражает вечный закон справедливости». Естественное право признали критерием и нормативной базой абсолютного права. Такой подход ставит ряд вопросов:

Должно ли отвечать естественное право каким-либо требованиям? Оно должно включать в себя такие ценности, которые признавались бы всеми без исключения субъектами права.

Возможно ли в принципе существование таких ценностей? На этот вопрос философия пытается ответить, развивая дальше идеи естественного права. Суть идеи естественного права заключается в том, что наряду с позитивным правом (выраженном в законах), существует естественное право – совокупность требований, вытекающих из природы человека, обусловленных обществом, например, право получение вознаграждения за труд. В идеях естественного права находиться жесткая зависимость права от внешних факторов, проявляется зависимость права и свободы человека.

В идеях естественного права с самого начала присутствовал стержень – требование обеспечения жизнедеятельности людей как свободных разумных существ. Требования естественного права как социальный факт представляет собой идеи разума. Таким образом, можно дать следующее определение: естественное право – право, обусловленное природой человека и общества преломленное через разум и представляющее собой правовые идеалы.

Алексеев: «Естественное право – обусловленные природой и социальной средой требования и идеалы, которые преломившись при помощи разума через правосознание, его культурные коды (понятийный аппарат, лексика) приобретают характер идей разума, отсюда правовой облик и, в соответствии с этим, выступают в виде правовых требований и прообразов юридических норм или норм позитивного права».

Само по себе естественное право не может выполнять функции, которые выполняет позитивное право. Естественное право, как совокупность правовых идеалов не может быть критерием оценки поведения субъекта. Естественное право дает основу или базу развития позитивного права.

Алексеев: «Являясь областью долженствования, позитивное право выступает правом второго порядка». Естественное право в настоящее время выполняет особую миссию. Естественное право аккумулирует, сводит в воедино все нормативные начала, образует систему требований всей социальной жизни, которые должны быть отражены в естественном праве. «В сфере естественного права объективно обусловленные требования жизни находят своеобразный фильтр через разум».

Развития естественного права в современный период. Мы выделяем два этапа:

a) Первая революция в праве произошла в эпоху Просвещения. Новое возрожденное естественное право наполнилось новым современным содержанием, оно стало носителем основополагающих ценностей (разум, свободы человека, его неотъемлемые права). Естественное право в новых условиях:

1) Выбрала в качестве главного адресата своих требований существующую власть с целью недопустимости государственного произвола,

2) выделило неотъемлемые права человека, которые стали непосредственным выражением самой сути человеческого бытия (основы сообщества людей). Юридическое регулирование стало ориентироваться на отдельного человека. Основой такого регулирования стали естественно-правовые требования свободы.

b) II половина 20 века – активный процесс демократизации общества. Естественное право приобретает непосредственно юридико-регулятивное значение.

На сегодняшний день требования естественного права приобретает характер юридических принципов, то есть составляют основу принимаемого законодательства.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 711 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...