Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исторически-теоретические предпосылки возникновения философии права в России



История философии права в России имеет глубокие формы. Считается, что русское правоведение начинается со времен Петра I (с 18 века). До этого времени знание отечественных законов носило случайный характер. Но это не так. Сегодня ученые (например, Кузнецов) считают, что основание правовых взглядов в России был заложен в период феодализма.

Памятники права:

«Слово о законе и о благодати Иллариона», 11 век

«Повесть временных лет»,

«Русская правда», 12 век.

В «Слове о законе и о благодати Иллариона» главная идея учения – свобода личности, которая противопоставляется закону. Закон – формальное предписание, которое навязывается извне.

В 16 веке, стремясь найти разрешение противоречия между феодализмом и крестьянством, Федор Карпов предлагал издавать праведные законы, которые регулировали бы различные людские интересы. Феодосий Косой автор идеи неповиновения власти, которая следует из равенства людей и бога. В период преодоления феодальной раздробленности после падения татаро-монгольского ига, в 1497 году – единый судебник.

В 17 веке в русском обществе намечалась тенденция освобождения общей мысли от религиозного церковного влияния, хотя процесс шел очень медленно (но философские идеи еще были пронизаны религиозными мотивами):

Судебник 1550 года,

Стоглав 1551 года,

Судебник 1589 года,

Уложение 1649 года.

Таким образом, до времен Петра I достаточно исторических источников права, что позволяет говорить, что русское правоведение имеет более глубокие корни. Уложение 1649 года свидетельствует о значительной степени образованности юристов в России того времени.

Наиболее интенсивное развитие правовых идей началось с 17 века. В это время перед юристами стояли сложные задачи – необходимо было достичь уровня стран Западной Европы. Развитие правовых идей шло не по пути копирования западных идей, а по пути формирования собственных взглядов. Русское правоведение внесло свой вклад в развитие идей естественного права.

В эту эпоху развивается «чистое» правоведение (без религиозных мотивов). Петр I узнал, что книга Пуффендорфа служит основой для обучения юристов Запада, велел перевести ее на русский язык. Эта книга имела большую популярность в России, но основную роль играли лекции профессоров в русских университетах. Многие лекции читались немецкими профессорами, естественно, с постулатами немецкого права.

В 1755 году был издан уках об учреждении Московского университета. Ему было суждено сыграть значительную роль в развитии просвещения. В этом университете преподавали русские ученые. Они боролись с распространением идей немецких философов, иностранного законодательства; также правоведам пришлось бороться с нападками приверженцев приказного порядка.

Десницкого можно назвать первым русским профессором права, его лекции были посвящены отечественному праву. Речи Десницкого – литературный памятник. Он последователем идей естественного права. Десницкий: нравоучительная философия основана на 4 добродетелях:

-истина,

-премудрость,

-великодушие,

-воздержание.

Он считал, что правоведение должно установить причины и факторы, которые обуславливают развитие правовых систем различных государств. Десницкий выделил 4 части натуральной юриспруденции:

1) вопросы о происшествии правлений в разные веки у разных народов,

2) вопросы о правах, происходящих в обществе от различного состояния и знания людей,

3) вопросы о правах, происходящих от различных дел между обывателями,

4) вопросы о полиции и благоустройстве гражданском (вопросы управления государства обществом).

В основе взглядов Десницкого лежат идеи Гуго Гроция. Но его речи не были простым пересказом идей Гроция. В лекциях Десницкого чувствовалась самостоятельная работа – примеры заимствования из русской жизни. Он считал, что человек обладает набор естественных неотчуждаемых прав, но вместе с тем Десницкий отвергал моменты, связанные с богословием религиозного влияния. Он считал, что государство возникает не в результате общественного договора, а в результате появления частной собственности и деления общества на богатых и бедных. Десницкий одним из первых осознал необходимость всестороннего рассмотрения и изучения права путем соединения философских, исторических и догматических методов.

Современником Десницкого и приверженцем идей естественного права был профессор Золотницкий. Его работа «Сокращение естественного права», выбранная из разных авторов для пользы российского общества является первым русским источником юридической литературы. Золотницкий в своей работе писал, что естественное право есть знание натурального состояния, из естественных прав происходят натуральные законы. Человек в своих действиях должен исходить из того, что полезно и справедливо. Именно естественное право служит мерилом действий людей, а также законов, которые издаются государством.

В 1818 году вышла книга Куницына «Право естественное». Она вызвала отрицательную реакцию со стороны правительственных органов, за что Куницына изгнали из университета и лицея. Он был последователем Канта, рассматривал право как часть нравственной философии. Нравственная философия есть наука, излагающая законы, предписываемые воле. Нравственная философия делится на 2 части:

1) законы внутренней свободы (собственное нравоучение),

2) законы права (правоучение).

Различия: нравоучение имеет предметом внутреннюю свободу, а право – внешнюю свободу. Он отдавал предпочтение естественному праву по сравнению с положительными законами, которые основаны на произволе законодателя.

В естественном праве он различал:

-право чистое,

-право прикладное.

Чистое право разрешается рассмотрением следующих двух вопросов:

a) какие права человека принадлежат ему по его природе,

b) какие права сверх того могут люди приобрести и соединить с правами, непосредственно из природы проистекающими.

Прикладное право занимается приложением чистого права к отношениям людей, но таким образом, чтобы не нарушалась свобода человека.

Куницын считал, что познание естественного права необходимо для исследователей положительных законов для определения их справедливости. Главным руководством для законов должны служить основные начала естественного права. Он определял формальное начало права. Человек имеет право на те действия, которые не нарушают свободу других людей.

Развитие правовой науки 18-19 веков происходило не так быстро, так как требовалось осмысление социально-экономических и политических факторов, которые определяли развитие государства и русского правоведения. Большие вклады внесли: Радищев, Белинский, Герцен, Чернышевский. Например, Радищев внес прогресс идеи в учение права. К естественному праву он отнес жизнь, вольность (свободу), безопасность. Он говорил о необходимости разорвать порабощение; если законы государства не отражают интересы народа, то можно их не соблюдать («разорвать общественный договор»).

Таким образом, русское правоведение имеет достаточно глубокие корни. Наиболее интенсивное развитие правоведения происходило в 18 веке. Можно говорить не только о появлении в конце 19 века юридической литературы, но и о создании фундаментальных трудов по теории и философии права, которые признавались лучшими среди существующих в мире.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 1871 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...