Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философско-правовая школа в России (вторая половина 19 – начало 20 века)



С одной стороны, грань 19-20 веков ознаменовалась мощным толчком в развитии науки, культуры и искусства, но с другой стороны, этот период охарактеризовался социально-политическим кризисом, который заставлял задумываться ученых о дальнейшем развитии русского государства.

В этот период широко распространились философские и религиозные идеи среди естествоисследователей, юристов, историков. Возник вопрос о правовых механизмах осуществления государственной власти. Для ответа на него необходимо осмыслить сущность и природу права.

В этот период широко была распространена идея обожествления власти, то есть непререкаемости закону. Это очень противоречивый период, который приводит к кризису правосознания, который привел к возрождению естественного права. В этот период ведущие мыслители развивают идеи о связи права и нравственности. Они отстаивают свободу личности, неприкосновенность и неотчуждаемость прав.

Получила свое развитие идея права государства. Чичерин, Соловьев, Новгородцев, Бердяев и другие – основные мыслители этого периода. Чичерин (его работа «Философия права») отстаивал необходимость философии права, как руководящее начало, как критерий оценки действующего законодательства. Он исследовал природу человека: личность есть корень и определяющее начало всех общественных отношений. Человек наделен свободной волей, вследствие этого он признается свободным лицом, и ему присваиваются права. Личность есть духовное существо, то есть одаренное разумом и волей, она имеет свое достоинство, имеет цену сама по себе и не может выступать орудием. Вместе с тем, отмечает Чичерин, человек – существо общежительное, он находиться в постоянном столкновении с другими людьми, каждый старается расширить степень свободы. Поэтому необходимо установить, что принадлежит каждому, установить правила разрешения споров, а это можно установить только с помощью права. Право возникает уже на первоначальных ступенях человеческого общежития. Право составляет объективно необходимый институт любого человеческого общества.

Таким образом, рассматривая вопросы личности и общества, мы наблюдаем 2 противоположных элемента:

-духовная природа человека состоит в свободе,

-общие начала, с другой стороны, выступают как ограничение свободы и выражаются в законе.

Поэтому основной вопрос – это отношение закона к свободе. Отношение может быть:

-принудительное (государственный закон),

-добровольное (нравственный закон).

Первое касается внешних действий, касается внешней свободы. Второе касается внутренних побуждений, проистекает из внутренней свободы. Из первого рождается право, а со второго – нравственность.

Давая определение праву, Чичерин отмечает его двоякое значение. Он дает определение объективного и субъективного права. Субъективное право – нравственная возможность, законная свобода что-либо делать или требовать. Объективное право – закон, который определяет эту свободу. Соединение этих двух смыслов и дает общее определение права. Право – свобода, определяемая законом. Если более точно, право – внешняя свобода человека, определяемая общим законом. Чичерин различил положительное и естественное право. Естественное право должно служить руководством к принятию законодательства. Общим руководством для установления, реализации законов является правда (справедливость), которая связана с началами равенства (равенства перед законом), следовательно, правда заключается в том, чтобы каждому воздавать свое. Таким образом, Чичерин защищает свободу человека.

П.И. Новгородцев – один из крупнейших правоведов, заведовавший кафедрой энциклопедии права. Его основная работа – «Введение философии права». Он признавал идеи Канта, но последователем Канта его назвать нельзя, он имел своеобразные взгляды. В работе «Нравственная проблема философии Канта», в отличие от Канта он говорил, что нравственный закон должен осознать внутри, затем он должен действовать во внешней среде. Нравственный закон не сводиться к личности, это большее, нравственный закон имеет основание в обществе; Кант же считал, что нравственность – это сугубо внутреннее, личная категория.

Новгородцева считают основателем естественного права с изменяющимся содержанием («Новая теория естественного права»). Эта теория получила широкое распространение во II половине 19 века. Ее сторонники признают наличие естественного права, рассматривают его как совокупность неотъемлемых прав личности, которые не могут быть никем ограничены, в том числе государством, но объем прав в разные эпохи различен. Новгородцев также отмечал следующее: государство не произвольно в создании норм права, более того, уже тогда он отмечал, что не все нормы являются правовыми по своей сущности. Для того чтобы норма была правовой, она должна отвечать требованиям справедливости. Справедливость – свобода и самостоятельность каждой личности. В философском смысле личность выше государства. Естественные права личности составляют общечеловеческие ценности, которые закреплены в праве. Хотя эти права по своей реализации, конечно, зависят от государственных интересов (но это реализация), но существование права не зависит от государства. Новгородцев говорил о совершенствовании общества во взаимосвязи с нравственным совершенствованием личности. Наилучшие условия для этого формируются только в правовом государстве. По его мнению, правовое государство в состоянии объединить классовые интересы в той мере, в какой это возможно. Все это осуществить правовое государство может, причем не только граждане, но и государственные органы должны следовать нравственным принципам, которые выражены в праве.

Владимир Сергеевич Соловьев. Его работы: «Значение государства» 1895 г, «Право и нравственность» 1897 г, «Оправдание добра» 1899 г. По его мнению, главным началом философии права является сущность природы личности, основным свойством которого являются свободы. Переходя к рассмотрению права, он выделил 2 момента:

1) генезис права. Возникновение права он трактует в духе исторической школы права. Право возникло в истории человечества наряду с другими проявлениями общечеловеческой жизни (русский язык и так далее). Истоки права коренятся не в сознании человека, а в родовом знании. В обычном праве уже есть естественно-правовые начала, например, начала справедливости.

2) собственная сущность права. В основе лежит свобода как характерный признак личности. Свобода сама по себе еще не право, она становиться правом только тогда, когда за всеми одинаково признается свобода. «…Право есть свобода, обусловленная равенством».

Значительное место Соловьев уделял нравственности и справедливости. Содержанием понятия «право» являлись нравственность и справедливость. Для правового закона, он должен быть не только по форме, но и по содержанию должен соответствовать этому. «Право – не равенство вообще, а равенство в должном». Он делал акцент на взаимосвязи права и нравственности. «Между идеальным добром есть промежуточная область – право. С помощью права можно обеспечить нравственные основы жизни общества в целом». Без права нравственные ценности превратятся в декларации. С другой стороны, право без нравственности – произвол. «Высшая форма прав – справедливое право. Справедливые правовые законы – законы, которые соответствуют нравственным критериям и понятиям добра».

Михайловский. Его работа – «Очерки философии права». Он акцентирует внимание на необходимости изучения философии права, ее значение в формировании личности юриста-правоведа. Для юриста философия права должна быть тем, что позволяет ему не заблудиться. Она спасает юриста от двух крайностей – от поклонения права и отрицания права, помогает выработать объективные подходы и оценки.

Черненко выделил 3 направления развития философии права в России в настоящее время:

1) преобразование естественно-правового понятия с учетом новых, изменившихся общеевропейских и российских условий. Пути возрождения естественного права:

1) создание гармонической системы, которая базируется на идее консенсуса между полномочиями личности, общества и государства

2) нравственное насыщение правового бытия (возрождение справедливого права).

2) разработка концепций правового государства

3) придание особого статуса личности в системе функций правового государства; признание неотчуждаемости прав личности. Одна из задач – выработка путей воспитания правовой личности.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 1580 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...