Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема понимания человека в 19 веке



В понимании человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей:

1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям

2) формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека

3) антиметафизическую направленность появляющихся с середины XIX века концепций человека.

Иррационалист. парадигма антропологии 19 века: Артур Шопенгауэр «Мир как воля и представление», Серен Кьеркегор «Страх и трепет»

Ницше «К генеалогии морали: по ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра».

Мир вне нашего восприятия ничто. Мир выводится не из рацио, а из восприятия.

Воля – основа мира и чел. Она рассм. не как основа свободного действия, т.е. действия в соответсвии с долгом, как у Канта, а это т.н. голос тела – слепой, иррациональный, бесцельный. Воля рассм. как вечное становление бесконечный поток трансформаций (потом она найдет развитие у Ницше). Вся человеческая культура – это набор мифов, скрывающих устремления эгоистической воли. Человека с человеком соединяет эгоизм, а не любовь. Другой – вечный враг. Жизнь открывает человеку путь к свободе. Для того, что обрести освобождение, необходимо испытать чувство справедливости, которое и является первым шагом на пути к спасению. Еще один выход человека к освобождению от воления – встреча с возвышенным. Возвышенное – сложная гамма чувств, возникающих при встрече с чем-то безграничным. Субъект уже не чувствует себя центром мира, и у него возникает предчувствие единства с миром, а это не подавляет, а возвышает человека, поскольку возвышенное приближает к первоосновам мира.

Кьеркегор: Категории: страх, трепет, отчаяние, грех, повторение. Излюбленными категориями, которые сопровождают жизнь человека, являются страх, трепет, отчаяние. Критикует Гегеля за растворение единичного, личностного во всеобщем. В центре внимания философии должна быть экзистенция, т.е. индивидуальное человеческое существование.Свобода рассматривается в аспекте выбора человека, предоставления возможности и способности выбирать.

Фейербах: Критика религии, но не ради уничтожения самой христианской религии, а ради приближения ее к человеку. «Человек человеку бог». Человек раскрывается в аспектах общения, которое основано на любви, на любовном отношении, а сама любовь есть отношение человека к человеку как к высшей ценности, причем любовь рассматривается не в аспекте любви-эгоизма, а как любовь ради любви. Критиковал религию как форму мировоззрения, однако не отрицал ее необходимость. Его не устраивает отделенность человека от Бога и противопоставление телесного и духовного.

Маркс: Сущность человека – это его социальные, т.н. родовые характеристики, которые следует понимать предельно широко. Родовой человек это человек способный быть всем, творить по мерке любого вида, универсально. Общество определяет человека, его родовую сущность, как ни чем неограниченную совокупность возможностей, целей, проектов, потребностей, а история определяет конкретное содержание родовой сущности.

16. Экзистенциальное измерение человека: иррационализм Кьеркегора.

Кьеркегор. 1813-1855.

Период романтизма в культуре Европы. Последствия наполеоновских воин, переустройство мира, революционные события 30х годов. Взгляды Кьеркегора отражали рационалистический подход к бытию личности. Он зачинатель и его философия была предпосылкой для формирования экзистенциализма. Точки зрения: Кьеркегор – основоположник экзистенциализма, его философия – предпосылка самостоятельного направления экзистенциализма.

Экзистенциальный взгляд. Основной предмет анализа – личность, человек, проблемы бытия человека, проблема выбора. Позиция отстаивания свободы человека перед общим миром культуры. Провозглашает идею права человека на собственное одиночество.

Культур-философская позиция: философия не может быть не философией о человеке. Его идеи связаны с тем, что человека окружает. Вопрос о смысле бытия человека.

«Страх и трепет», «Или или», «Болезнь к смерти», «Повторение». – написал.

Излюбленные категории, которые сопровождают жизнь человека – страх, трепет, отчаяние,

Критикует Гегеля за растворение единичного, личностного во всеобщем. Философия Гегеля рассматривает движение истории.

В центре внимания философии должна быть экзистенция, то есть индивидуальное человеческого существования.

Категории:

v Свобода рассматривается в контексте возможности и свободы выбора. Категория выбора потом становится одной из важнейших категорий в экзистенциальной философии.

v Категория страха. Страх понимается прежде всего перед своим несовершенством, перед возможностью не состояться. Страх выражается и в боязни греха и в ощущении неизбежности греха.

v Категория отчаяния. Выражает взаимоотношение человека с самим собой. Это состояние разочарования в себе как в существе греховном, эмпирическом, которое отражается в ощущении вины и внутреннем неприятии самого себя. Отчаяние – основа для свободного выбора. Только через отчаяние человек моет «выбрать» себя в своём высшем значении. «Предайся отчаянию и легкомыслие уже не в состоянии будет довести тебя до того, чтобы ты стал бродить, как не находящий себе покоя дух среди развалин потерянного для него мира; предайся отчаяние и мир приобретёт в твоих глазах прелесть и красоту. Твой дух не будет более изнывать в оковах меланхолии и смело воспарит в мир вечной свободы». Рассматривает различные пути осуществления человеком выбора, а значит 3 формы человеческого существования и три типа личности:

1. Эстетический тип – эстетик. Основная фора бытия – красота, стремление к прекрасному. Эстетик живёт мгновением в погоне за удовольствием и чувствами. Такое стремление к красоте – иллюзия свободы. Основное понятие существования – ирония. Ничего не воспринимается всерьёз и на 1ый план выступает игра, которая распространяется на всё. Будущее – поле возможностей. Ирония может перерастать в самодовольство, если она распространена на окружающий мир, а не на себя. Эстетизм ведёт к утрате индивидуальности. Этот тип личности готов принять всё, поскольку он играет, а не выбирает. Я растворяется в потоке всеобщего, начинаются бесконечные поиски себя, бесконечная рефлексия и меланхолия. Возникает чувство страха, потерянности и несвободы.

2. Этический человек. Осуществляет выбор в сторону добра, в этом плане он в чём-то ограничен, возможно постольку, поскольку личность не стремится к всесторонности. Развитие похоже на развитие растения, благодаря чему человек становится тем, чем наделила его природа. Этик же обязан развивать только те задатки, которые ведут к добру… человек с этическим мировоззрением свою жизнь основывает на существенном, на том, что должно быть. Развитие эстетика не свободно, оно идёт по законам природы. Этик в своём роде осуществил свободный выбор, однако, благодаря ему, у этого типа личности возникает чувство вины и раскаяния. Этик может стать эстетиком. Стать эстетиком можно нарушив запрет этического характера. Если человек – эстетик начинает относиться к себе как к существу, которому всё дозволено, то это оказывается опасным, т.к. человек возводит себя до Бога.

3. Человек веры. Достижение такого состояния возможно только через абсолютное отчаяние. Быть человеком веры вообще подвиг. Человек веры – тот человек, который совершил подвиг веры преодолев нравственно-эстетическое с точки зрения человеческого.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 657 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...