Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Необходимость означает объективную обусловленность человеческой деятельности



Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная причинная обусловленность - абсолютное строгое предсказание.

Индетерминизм - методологическая позиция, в которой отрицается как объективность причинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке. Г. Риккерт: "Причинное объясняет действительно лишь в пределах наук о природе и неприменимо к наукам о духе, т.е. наукам общественным". Человеческая воля (или в телеологии - воля божественная) рассматривается детерминизмом как автономная сила, свободная в своих проявлениях от всякой причинности и необходимости, т.е. ничем не обусловленная. Индетерминизм трактуют принцип объективной необходимости как фатализм.

Фатализм и волюнтаризм — одни из базовых парадигм в социальной философии.

Фатализм -Такой подход не признает активной роли человеческого фактора, творческой инициативы в историческом процессе, порождая пассивность и неверие человека в собственные силы. Фатализм также отрицает хоть какую-то значимость случайных процессов.

Фатализм предстает в трех основных формах — мифологической, теологической и рационалистической. В мифологической царит иррациональная и зачастую жестокая судьба. Теологический фатализм развивает идею, что жизнь каждого человека имеет божественное предопределение. Он наиболее характерен для ислама, кальвинизма, янсенизма и некоторых других религиозных учений. Рационалистический фатализм со временем принял форму механистического детерминизма.(гоббс и др.)

Волюнтаризм (от лат.— воля) — философское направление, диаметрально противоположное фатализму и считающее высшим принципом бытия волю. Первое использование термина «волюнтаризм» в качестве философской категории принадлежит Ф. Теннису (1883).


10. Методы познания исторических и гуманитарных наук. Роль объяснения и понимания в естественных и гуманитарных науках. Индивидуализирующий и обобщающий методы познания общества и культуры. понятие «гуманитарные науки».

Историческая наука — это система научных социальных институтов, исследователей-профессионалов, видов научно-познавательной деятельности, имеющих главную цель получить истинные конкретные знания о конкретных обществах и их развитии в прошлом и настоящем, а также научные конкретно-исторические и вспомогательные знания, полученные в этой познавательной деятельности, а также необходимые для её проведения.

Гуманита́рные нау́ки — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и точным наукам на основании критериев предмета и метода. Если в других науках важна точность, то в гуманитарных, если и важна точность, например описания исторического события, то ещё более важна многогранность понимания.

МЕТОДОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК - относительно новая область философского познания, возникшая и формирующаяся наряду с методологией социальных наук и такой фундаментальной сферой исследования, как методология естественных наук. Еще в 19 в. В. Дильтей, стремившийся понять особенности «наук о духе» и осуществить «критику исторического разума», в работе «Введение в науки о духе» (1883) размышлял о трудностях и неудачах знаменитой исторической школы (ее представителями были Б. Нибур, Я. Гримм, Ф. Савиньи и А. Бек), которая, опираясь на чисто эмпирические методы исследования, не смогла создать объяснительного метода и «выстроить самостоятельную систему наук о духе». Сопротивляясь перенесению на историю естественнонаучных принципов и методов, как это делали О. Конт, Дж.С. Милль и Г. Бокль, историческая школа не пошла дальше бессильных протестов, хотя и стремилась к воззрению более жизненному и глубокому. Дильтея также не удовлетворяла причинно-следственная модель сознания, мир научных абстракций, из которого исключен сам человек; не удовлетворял и сконструированный Д. Локком, Д. Юмом и И. Кантом субъект, в жилах которого течет «разжиженный сок разума как голой мыслительной деятельности». Он стремился к «человеку как целому», в многообразии его сил и способностей, как «воляще-чувствующе-представляющему существу» и принимал в качестве метода опыт, в котором каждая составная часть абстрактного мышления соотносится с целым человеческой природы, как она предстает в языке и в истории.

Методоло́гия истори́ческой нау́ки (исто́рии) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистемологические основы, принципы, уровни, виды, этапы, методы исторического познания и методы изложения результатов исторического познания, а также формы исторических знаний). Кроме того, методология истории изучает специфику основных теоретико-методологических направлений в исторической науке, различных научных школ. В целом она формирует научно-познавательные предпосылки для проведения конкретно-исторических исследований.

Философия хозяйства. Понятие "способ производства материальной жизни" как единство производительных сил и производственных отношений. Отличие потребностей людей от потребностей животных. Исторические типы способов производства.

Любое общество нуждается в благах, которые позволяют ему удовлетворять свои потребности. За несколько столетий, начиная с XV века, человеческое сообщество выработало для этого особый вид отношений, получивших название - «экономические отношения». Удалось также создать теоретико-методологическую базу таким отношениям: экономическую теорию. Есть разные определения экономическим отношениям.

Основоположник теоретических основ этой философии С. Булгаков отмечает: «Борьба за жизнь с враждебными силами природы в целях защиты, утверждения и расширения, в стремлении ими овладеть, приручить их, сделаться их хозяином и есть то, что - в самом широком и предварительном смысле слова - может быть названо хозяйством»[2].

Гуманистический характер философии хозяйства в том, что хозяйствование человека - это и есть его бытие. Как отмечает Ю. Осипов: «Хозяйство происходит от...хождения» [6]. Ходить по земле, жить в согласии с природой - это и есть хозяйствование. Без хождения и без движения нет хозяйствования - именно они и приводят организм человека в состояние согласия с природной средой, способствуют возникновению социальных контактов между людьми, что развивает личностные качества каждого человека, гуманизирует их.

Философия хозяйства включает в свой предмет исследования такой важный аспект жизнедеятельности, как воспроизводство самой жизни. Демографические процессы в обществе - это одно из важных направлений экономической науки, поскольку оно заинтересовано в качестве и количестве рабочей силы, человеческого капитала.

Исторически в России со средних веков вся внутридомовая жизнь организовывалась в соответствии с принципами «Домостроя» - свода правил домохозяйственной жизни, которые неукоснительно соблюдались. Сам текст «Домостроя» (его автором, по мнению ряда исследователей, является Сильвестр, наставник царя Ивана IV (Ивана Грозного), состоит из четырех частей:

1. О духовном строении.

2. О мирском строении.

3. О домовом строении.

4. Лечебник из многих мудрецов.

Потребность - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это неосознанный побудитель активности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.

Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: "В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент".

Методологическое значение этого тезиса Маркса состоит в преодолении механического истолкования взаимодействия потребности и деятельности. Как остаточный элемент натурализма в теории человека выступает механическая концепция, согласно которой индивид действует только тогда, когда его к этому побуждают потребности, когда нет потребностей, индивид пребывает в бездеятельном состоянии.

Когда потребности рассматриваются в качестве основной причины деятельности без учета посредствующих факторов, находящихся между потребностью и результатом деятельности, без учета уровня развития общества и конкретного индивида, формируется теоретическая модель человека-потребителя.

"Каждый индивид в качестве человека выходит за пределы своей собственной особой потребности...", - писал Маркс, и только тогда они "относятся друг к другу как люди..." когда "общая им родовая сущность осознана всеми".

На уровне общественной деятельности не существует той прямой причинно-следственной связи между потребностью и деятельностью, которая имеет место в условиях индивидуальной деятельности. Здесь эта связь настолько опосредована законами общественной формации и вновь возникшими компонентами структуры личности (структурой общения и выполняемых индивидом общественных функций, знаниями, способностями и т. п.), что деятельность индивида перестает быть средством удовлетворения индивидуальной потребности и становится самоцелью. Если естественная потребность является внутренней и гомеостатической, понуждающей человека к деятельности для ее немедленного удовлетворения, то общественно приобретенная потребность перестает быть только его, индивида, потребностью, в ней индивид не обособляется, а идентифицируется со всеобщей социальной сущностью.

Два основных признака характеризуют этот момент редетерминации: 1) на уровне общественной деятельности не потребности определяют деятельность индивида, а наоборот, характер деятельности обусловливает характер потребностей, поэтому теория деятельности является исходной в определении характера потребностей; 2) на этой стадии происходит "переворачивание" отношений между социальным и биологическим в органической структуре личности: исся-кание генетически унаследованного запаса задатков, выдвижение на первый план способностей, приобретенных индивидом прижизненно. Если в процессе формирования личности унаследованные задатки играют роль базиса индивида, над которыми как бы "надстраиваются" социальные качества индивида, то у развитой личности эта связь приобретает обратный характер. Прав был П. Сэв, утверждая, что "источник развитой личности является внешним по отношению к детству".

Философия хозяйства. Технологические типы хозяйства: первобытное присваивающее; производящее: аграрно-ремесленное, индустриально-промышленное и постиндустриальное. Влияние каждого из них на тип работника, состав населения, образ жизни и культуру.

Философия хозяйства включает в свой предмет исследования такой важный аспект жизнедеятельности, как воспроизводство самой жизни. Демографические процессы в обществе - это одно из важных направлений экономической науки, поскольку оно заинтересовано в качестве и количестве рабочей силы, человеческого капитала.

Исторически в России со средних веков вся внутридомовая жизнь организовывалась в соответствии с принципами «Домостроя» - свода правил домохозяйственной жизни, которые неукоснительно соблюдались. Сам текст «Домостроя» (его автором, по мнению ряда исследователей, является Сильвестр, наставник царя Ивана IV (Ивана Грозного), состоит из четырех частей:

1. О духовном строении.

2. О мирском строении.

3. О домовом строении.

4. Лечебник из многих мудрецов.

Технологический процесс (ТП) (сокращенно тп) — это упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения исходных данных до получения требуемого результата.

Технологический процесс — это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда. К предметам труда относят заготовки и изделия.

— ГОСТ 3.1109-82

Практически любой технологический процесс можно рассматривать как часть более сложного процесса и совокупность менее сложных (в пределе — элементарных) технологических процессов.

первобытное присваивающее – самый продолжительный период развития человечества. Первобытнообщинный строй характеризуется следующими признаками: 1) низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием; 2) низким темпом развития общества; 3) коллективным присвоением природных ресурсов; 4) отсутствием частной собственности, классов и государства. Для всех первобытных обществ наиболее характерно то, что основной формой хозяйственной практики являлось присваивающее хозяйство, которое отличалось тем, что человек лишь пользовался природными ресурсами, не производя материальных благ.

аграрно-ремесленное В Древней Руси широкое развитие получили ремесленное производство и торговля. Как самостоятельная отрасль ремесло начало оформляться в VII–IX вв. Центрами ремесла являлись древнерусские города. Уровень ремесленного производства в Древней Руси был достаточно высоким. Монгольское нашествие нанесло тягчайший урон ремесленному производству и торговле на Руси.

Крупнейшими центрами ремесел являлись Москва, Новгород, Смоленск и другие города. Стала складываться товарная специализация отдельных регионов страны и развиваться торговля.

В феодальную эпоху значительная часть ремесленников относилась к зависимому населению феодальных владений (вотчинные ремесленники). Позже феодалы все чаще обращались к услугам посадских и деревенских ремесленников, отдавая им в обработку сырье и полуфабрикаты.

индустриально-промышленное - (индустриальная цивилизация) - понятие, обозначающее одну из стадий общественного развития в рамках социологической концепции, членящей историю развития общества на доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. И. о. характеризуется высоким уровнем развития промышленного производства, засильем массовой культуры и рационализацией мышления людей.

постиндустриальное - общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний.

В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.

Научные разработки становятся главной движущей силой экономики — базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.

Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 387 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...