Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Общество или человеческое общество — группа людей, связанных друг с другом с помощью постоянных отношений, или большая социальная группа с общей географической или социальной территорией, подчиняющаяся единой политической власти и доминирующей культуре[ источник не указан 37 дней ]. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию.
1)Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.
Сферный подход охватывает всю жизнедеятельность общества и все функции государства, причем ряд элементов в рамках такой структуры являются «пограничными», лежат на стыке социальной сферы и смежных областей деятельности. В рамках сферного подхода можно рассмотреть такие элементы социальной политики, как политика в сфере социально-трудовых отношений, политика в области охраны здоровья населения, социоэкологическая политика, политика в области образования, политика в области культуры и досуга, политика социальной защиты населения и др.
Каждая сфера включает в себя:
§ определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
§ социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
§ сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
§ социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
§ экономическую (производительные силы, производственные отношения)
§ политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
§ духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
2) С позиций такого субъектного понимания общества и истории можно оценить опыт социальных революций и реформ со времён Просвещения, то есть за последние два с половиной века и т.п.
Субъект - тот, кто совершает некоторое осознанное действие, объект - это что-то, что испытывает на себе некоторое действие. Субъект-объект могут меняться ролями. К примеру, в зависимости от ситуации человек может быть как субъектом, так и объектом.
Субъективный фактор - это более или менее осознаваемая деятельность общества (субъекта), направленная на достижение определенных целей. Сознательная деятельность людей осуществляется в различных формах, которые не всегда связаны с пониманием законов развития общества.
Историческая необходимость и свобода в практической деятельности людей. Понятие «свобода», детерминизм и индетерминизм. Критика фатализма и волюнтаризма. Причины отказа людей от свободы в легенде Ф.М. Достоевского «О Великом инквизиторе».
Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями.
Свобода и необходимость - философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и об-ва. Идеалисты в своем большинстве рассматривают Свободу и необходимость. как взаимоисключающие понятия понимают Свободу как самоопределение духа, как Свобода воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, к-рое не детерминировано внешними условиями. Они полагают, что идеи детерминизма, устанавливающая необходимость человеческих поступков, полностью снимает ответственность человека и делает невозможным нравственную оценку его действий.
Если взять общество в целом, то субъективным фактором будет деятельность людей с их сознанием, волей, а объективным фактором - материальные условия их жизни. В данном случае общественное сознание входит в субъективный фактор. Но по отношению к отдельной личности, взятой в качестве субъективного фактора, общественное сознание вместе с общественным бытием и политическим строем общества должны войти в объективные условия.
Сознательное же применение законов означает, что люди строят свою деятельность с учетом действия законов и, опираясь на знание о них, предвидят результаты своих действий. Следовательно, свобода не отменяет необходимость, а является специфической формой отношения людей к объективной необходимости. Свобода есть прежде всего осознанная необходимость.
Конкретно-исторический анализ понятия свободы включает три аспекта: овладение законами развития природы и гармоническое взаимодействие с ней, господство над общественными отношениями, личную свободу. Люди, конечно, не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают известной свободой выбора и несут ответственность за результаты этого выбора. Они более или менее свободны также в выборе средств достижения цели. Реализуя на практике требования объективных законов, люди тем самым прокладывают путь к свободе. Мера свободы, которой в каждую историческую эпоху располагают они, зависит в конечном счете от уровня развития производства, от социальных отношений, политического строя общества, культурного менталитета, традиций, национальных особенностей и других факторов.
Таким образом, свободу следует рассматривать как исторический процесс развертывания субъективного фактора, сознательной деятельности людей в соответствии с закономерностями общественного развития.
Объективный и субъективный факторы - необходимые стороны исторического процесса, находящиеся в тесном взаимодействии. Объективные факторы определяют направление и результаты деятельности субъективного фактора. Субъективный же фактор обычно реализует назревшие потребности объективного развития общества.
Более высокую форму соотношения между объективными законами общества и деятельностью людей выражают категории "необходимость" и "свобода".
Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 425 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!