Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Справедливость, долг и честь



Общее для названных моральных ценностей то, что их называют «общественно-ориентируемые ценности», иначе говоря, они относятся к этике норм. В них выражены требования общества (государства) к личности.

Исторически первоначально складывалась уравнительная спра­ведливость как общие требования ко всем членам группы (табу); таковой была и распределительная справедливость (равное распре­деление собранной пищи). Однако уже на этапе охоты распредели­тельная справедливость оказывается неравной и зависит от статуса человека в группе. Со времен Платона и особенно Аристотеля обос­новывается и развивается и то и другое понимание справедливости; первое приводит к развитию правовых, второе — экономических от­ношений. Религиозно-нравственное понимание справедливости свя­зано с законом судьбы (карма) в Древней Индии, согласно которому очередное перевоплощение души в сансаре (колесе жизни) предо­пределено ее нравственным или безнравственным поведением в жизни предшествующей. Точно так же и в христианстве человек нравствен­ный и человек безнравственный получают справедливое воздаяние тем, что душа первого оказывается в раю, а второго — в аду.

Современное понимание справедливости заключается, во-первых, в соответствии прав и обязанностей (долга) человека как члена общества. Во-вторых, в равных правах каждого человека. Их сово­купность определяет достигнутый данным обществом уровень меж­человеческих отношений. Нравственное содержание справедливости заключено в уважении человеческого достоинства в каждом.

Многообразен круг обязанностей, налагаемых обществом на чело­века и объединенных понятием долга. Не случайно многие философы-этики рассматривали этику как учение о должном — деонтологию (греч. Seov — должное). В начале XX в. сложилась медицинская деон­тология, положившая в основу клятву Гиппократа, которую принимает каждый врач. Императивность морали выражена в категорическом «Ты должен!» Моральный долг прежде всего есть форма контроля общества за поведением личности, поскольку в ней обнаруживается принуждение к соблюдению общепринятых норм. Пренебрежение ими ведет к общественному порицанию в достаточно разнообразных формах: от мягкого укора до бойкота. Иногда давление общества по­средством публичного обсуждения и осуждения оказывается силь­нее, чем правовые санкции. Известны ситуации, когда подвергнутый моральным обвинениям человек кончал самоубийством.

Если долг — требование исполнения обязанностей, то честь — об­щественное признание заслуг человека. Исторически честь, начиная со средневекового рыцарства, считалась исключительным достоянием определенной социальной группы: честь — прирожденное качество рыцаря, и ее не может быть у монаха, горожанина или крестьянина. От рыцарства честь, передающуюся по наследству, унаследовало дворянское сословие. Более того, и сейчас во многих европейских странах, особенно в Англии, Испании, отчасти Франции и Италии, наследники дворянских родов образуют более или менее замкнутую социальную группу, приобщиться к которой стремились и стремятся выходцы из буржуазии. Однако уже в XIV в. Петрарка противопо­ставлял сословной чести человеческое достоинство.

В настоящее время эти понятия стали соотносительными. Честь выражает общественное признание заслуг человека, достигшего успеха в своей профессиональной, ценной для общества деятельности. Отсюда понятие чести врача, деятеля науки, учителя, шахтера... Нередко честь оказывается связана с общественным статусом профессии: было время, когда молодые люди стремились стать инженерами, врачами, учите­лями. Сегодня — менеджерами или работниками в сфере искусства, особенно — персонажами массовой культуры.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 282 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...