Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Грамотность и письменность. В средневековой Руси основными центрами развития письменности и распространения грамотности по-прежнему оставались крупнейшие церковные приходы и монастыри



В средневековой Руси основными центрами развития письменности и распространения грамотности по-прежнему оставались крупнейшие церковные приходы и монастыри, где создавались различные летописные своды, книги церковного и даже светского содержания, разнообразные грамоты, сборники церковного права, всевозможные прошения и многое другое. При этом во многих «святых обителях», в частности, в Троице-Сергиевым, Кирилло-Белозерском и Словецком монастырях, существовали целые объединения монахов-писцов и их учеников-послушников - «паробков» или «ребят». Между писцами и их учениками существовало четкое разделение труда: одни создавали сам рукописный текст, другие украшали его многоцветными заставками и миниатюрами, третьи, как правило, ученики, готовили пергамент, делали чернила, смешивали краски, и т.д.

Наряду с монастырями и кафедральными соборами важнейшими центрами распространения письменности и грамотности были многочисленные княжеские и вечевые канцелярии, где также составлялись различного рода официальные документы, в том числе княжеские и боярские грамоты, разнообразные уставы, сборники гражданского права, нормы судопроизводства, и т.д. Кроме того, о том, что именно многие города были центрами распространения письменности и грамотности в Древней Руси, красноречиво свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, в ходе которых было обнаружено более 900 берестяных грамот, в которых содержалась богатая и очень подробная повседневная переписка новгородцев, смолян, псковичей и жителей других русских городов, в которой раскрывались самые разнообразные стороны жизни древнерусских городов.

Развитие письменности естественным образом сопровождалось изменением техники письма. Примерно в середине XIY в. на смену дорогому пергаменту и не очень прочной бересте пришла привозная европейская бумага. Сначала ее доставляли из Италии, а затем из Франции (конец XIY в.) и Германии (конец XY в.). Хотя впрочем, ряд историков, в частности, профессор А.Шапиро в своей работе «Проблемы социально-экономической истории Руси XIY-XYI вв.» (1977) утверждают, что на территории русских княжеств производство собственной бумаги началось уже в XIY в. Но, безусловно, данный вопрос нуждается в дальнейшем изучении.

Как правило, очень большие листы бумаги, поступавшие из-за рубежа, разрезались и склеивались в виде длинных свитков или столбцов, а иногда из разрезанной бумаги делались тетради. Из нескольких сшитых тетрадей делалась книга, которую заключали в массивную кожаную или деревянную обложку, украшенную серебряным или даже золотым окладом, бархатом, драгоценными камнями и т.д.

Все рукописи той поры писались чернилами коричневатого или бурого цвета, которые традиционно делались из железной ржавчины, дубовой коры, вишневого клея, кваса или кислых щей и жидкого меда. Все эти важнейшие компоненты смешивались в определенной пропорции, затем кипятились и выдерживались в течение нескольких месяцев. Основным орудием письма по-прежнему были гусиные перья, при изготовлении которых использовались особые перочинные ножи.

В XIY в. на смену уставу пришел полуустав. Во многом благодаря южнославянскому влиянию, практически все буквы русского алфавита потеряли прежнюю стройность и геометричность, стали неровными и более вытянутыми, появилось большое количество выносных букв, а сами слова стали писаться раздельно. Кроме чисто графических признаков, отличительной особенностью полуустава стало наличие большего разнообразия самих приемов сокращения слов, когда над хорошо известным и часто повторяемым словом ставилось так называемое титло.

Несколько позднее, в начале XY в., наряду с полууставом в обиход стала входить скоропись, которая постепенно заняла лидирующее положение в официальном делопроизводстве. А полуустав сохранил свои позиции как преимущественно книжное письмо.

Страницы многих рукописных книг нередко украшались цветными заставками и миниатюрами. Выдающимися образцами книжной миниатюры того периода были «Федоровское Евангелие», написанное по заказу ярославского князя Федора Черного, тверская рукопись «Хроники» Георгия Амартола, имеющая более 100 миниатюр и т.д.

В XIII, и особенно XIY веке настоящего расцвета достиг тератологический или «чудовищный» орнамент, который был известен причудливым переплетением натуралистических и фантастических изображений различных животных, птиц, плетений из ремней и змеиных хвостов. По поводу происхождения этого орнамента в науке существуют совершенно разные точки зрения. Например, многие русские и советские историки (Ф.Буслаев «Сочинения» т. III 1930; В.Щепкин «Русская палеография» 1967) считали, что этот орнамент был заимствован у южных славян. Другие историки, в частности, австрийские искусствоведы В.Борн и И.Стржиговский, утверждали, что Русь восприняла тератологический орнамент из Скандинавии и Северной Германии. А третьи историки (Б.Рыбаков «Ремесло Древней Руси» 1948; А.Арциховский «Прикладное искусство Новгорода // История русского искусства» т. II 1954) утверждали, что тератологический орнамент средневековой Руси был самым тесным образом связан с традициями древнерусского прикладного искусства и русским народным фольклором.

Надо отметить тот факт, что тератологический стиль был характерен не только для рукописных книг. Он существовал и в художественном ремесле (при изготовлении разнообразных колт и наручей), и в архитектурной пластике, что отчетливо видно в рельефах Дмитровского собора во Владимире и Борисоглебского и Благовещенского соборов в Чернигове.

Позднее, в начале XY в., получили распространение балканский или «плетеный» («жгутовой») и нововизантийский или «растительный» орнаменты. В «плетеном» орнаменте русские живописцы широко использовали жгуты, круги, бесконечную восьмерку, прямоугольные решетки, ромбы, крестики и квадраты, чем достигалась особая узорчатость и даже вычурность рисунка. А в «растительном» орнаменте, напротив, наблюдается отход от традиционного геометрического рисунка, где стилизованные растения были подчиненными элементами книжной миниатюры. Теперь мастера миниатюрного искусства, используя естественные оттенки красок, свободно рисуют ветки и листья деревьев, ягоды, цветы и многое другое.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 413 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...