Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предварительные замечания. Благодаря многочисленным работам русских, зарубежных и советских археологов и историков вполне достоверно установлено



Предварительные замечания.

Благодаря многочисленным работам русских, зарубежных и советских археологов и историков вполне достоверно установлено, что в ходе монгольского нашествия погибли или были практически полностью разрушены многие (49) древнерусские города, а вместе с ними уничтожены ценнейшие и древнейшие произведения русской литературы, станковой и монументальной живописи, уникальные памятники культового и гражданского зодчества, а также многие произведения русского и зарубежного прикладного искусства. Связано это было, прежде всего, с тем обстоятельством, что именно города традиционно являлись основными центрами и очагами развития средневековой культуры.

Кроме того, в ходе Батыева нашествия был нанесен колоссальный удар по городскому ремеслу, которое являлось основой развития всей средневековой экономики. Поскольку городское ремесло традиционно покоилось исключительно на ручной технике и было сопряжено с многолетней выработкой профессиональных навыков и мастерства, то в результате монгольского нашествия произошло значительное падение и даже полное забвение многих навыков и приемов сложнейшей ремесленной техники. Так, по данным академика Б.Рыбакова, автора фундаментального исследования «Ремесло в Древней Руси» (1948), к середине XIII в. во всех русских землях были полностью утрачены навыки производства шиферных пряслиц и сердоликовых бус, стеклянных браслетов и знаменитых амфор-корчаг, навсегда было утрачено искусство тончайшей перегородчатой эмали и более чем на 150 лет исчезла техника филиграни и тиснения металла.

В ходе монгольского нашествия был нанесен колоссальный удар по традиционным торговым, экономическим и культурным связям Древней Руси с различными государствами Западной, Центральной и Южной Европы и Ближнего Востока, что, безусловно, самым негативным образом сказалось на культурном развитии всех русских земель, в том числе Новгорода, Ладоги и Пскова, которые все же сохранили прежние торгово-экономические и культурные связи с государствами Северной Европы.

Подрыв материальной основы развития русской культуры и разрыв ее традиционных связей с византийской, европейской и восточной культурами привели к значительному ослаблению культурного развития русских земель, и, прежде всего, к серьезному кризису литературного творчества. При этом важно отметить тот факт, что ущерб, нанесенный литературе, не ограничился лишь уничтожением выдающихся памятников древнерусской письменности и литературы. Изменился сам характер многих литературных жанров и произведений. Так, по данным академика Д.Лихачева, во второй половине XIII – первой половине XIY вв. наблюдался заметный упадок всего летописного творчества, которое выразилось в полном прекращении летописания во многих русских городах, и, прежде всего в Киеве, Чернигове, Владимире и Рязани, которые всегда занимали особо почетное место в культурном процессе Древней Руси. Однако даже в тех традиционных центрах летописного творчества, в частности, в Новгороде, Суздале и Смоленске, которые подверглись значительно меньшему разгрому и разорению, летописание значительно сужается, бледнеет, становится немногословным и лишается тех выдающихся политических и мировоззренческих идей и того широкого общерусского горизонта, которыми обладали русские летописные своды, созданные в XI-XII вв. Только после Куликовской битвы, в самом конце XIY в., наступил «коренной перелом» и обозначился новый подъем летописания и литературы на всей территории Северо-Восточной Руси.

Не менее тяжелый урон в ходе монгольского нашествия был нанесен русскому зодчеству, которое достигло столь изумительного совершенства и великолепия в домонгольский период. По данным выдающихся русских и советских историков и археологов (Б.Рыбаков «Ремесло в Древней Руси» 1948; Н.Воронин «Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XY вв.», т.1-2, 1961-1962) более чем на полвека прекратилось каменное строительство во всех русских городах, и даже в тех (Новгороде, Ладоге и Пскове), которые вообще не подверглись монгольскому нашествию. Однако и спустя десятилетия, после возобновления традиций каменного зодчества в самом конце XIII в., оно на многие годы утратило те технико-строительные приемы, которые были усвоены или созданы русскими зодчими в XI-XII вв. Например, московские зодчие вернулись к кладке стен из одного тесаного камня, тогда как владимиро-суздальские мастера умело сочетали и камень, и кирпич, и плотный известняк, и известняковый туф. В этот же период на многие годы исчезло замечательное искусство белокаменной резьбы, которое было характерно для многих выдающихся памятников каменного зодчества Северо-Восточной Руси.

Кроме того, в постмонгольский период значительный упадок переживали монументальная и станковая живопись и прикладное искусство. Связано это было не только с гибелью и разрушением многочисленных культовых и гражданских построек, иконостасов и книг, но и с изменением самих приемов и техники письма икон и фресковой росписи.

Надо сказать, что в зарубежной исторической науке (Д.Феннел «Кризис Средневековой Руси 1200-1304» 1989; Р.Пайпс «Россия при старом режиме» 1990) существует предвзятое мнение, что монголы оказали значительное влияние на характер русской культуры во второй половине XIII-XY вв. Однако советские историки категорически отвергали это утверждение и говорили о том, что монголы всего лишь задержали развитие материальной и отчасти духовной культуры русских земель, не оказав серьезного влияния на ее характер и содержание.

В отечественной исторической науке традиционно выделяют несколько этапов историко-культурного процесса на Руси в этот период:

1) Первый этап (вторая половина XIII – первая половина XIY вв.) был связан со значительным упадком различных сфер материальной и духовной культуры всех русских земель. Связано это было не только с самим монгольским нашествием, но и с фактом установления вассальной зависимости русских земель от Золотой Орды. Одной из самых тяжелых форм этой зависимости стала ежегодная ордынская дань, которая в тот период составляла астрономическую сумму равную 15 тысяч серебряных рублей!

Вместе с тем, уже в конце XIII в. стали все отчетливее проявляться первые признаки возрождения материальной и духовной культуры различных русских земель. Например, в Твери, Пскове и Новгороде, а затем в Москве и других русских городах, постепенно возобновляется каменное зодчество, а Москва и Тверь становятся новыми крупными центрами русского летописания.

2) Второй этап (середина XIY – середина XY вв.) ознаменовался общим хозяйственным подъемом всех русских земель, значительным укреплением новых государственных образований и стремительным развитием таких крупных городов, как Тверь, Москва, Новгород, Псков и Рязань, которые были столицами самых сильных и мощных экономических и политических центров средневековой Руси.

При этом надо отметить тот факт, что именно в этот период, особенно с конца XIY в., постепенно начинает разрушаться замкнутый характер русской национальной культуры, и возникают более тесные и прочные связи с южнославянской православной культурой, носителями которой были многие сербские и болгарские книжники, и художники (Григорий Цамбалак, Пахомий Лагофет, Феофан Грек), приехавшие на Русь, спасаясь от османского ига. Подвергаясь значительному южнославянскому влиянию, русская культура, и особенно литература, сохранив в полной мере свой национальный самобытный характер, заметно обогащалась за счет этого влияния и в художественном, и отчасти в идейном отношениях. Например, в литературе этого периода возникают и постепенно развиваются элементы психологизма, зарождаются антицерковные еретические идеи и течения, связанные с возникновением зачатков рационального мышления, и т.д.

3) Новый этап в историко-культурном процессе средневековой Руси наступил во второй половине XY в., когда, по сути, завершился многолетний и многотрудный процесс объединения русских земель в единое государство. Именно в это период значительно усилилась взаимосвязь и взаимозависимость многих местных культур, которые, при сохранении всех своих неповторимых черт и особенностей, постепенно начинают сливаться в единую общерусскую культуру.

Кроме того, именно в этот период заметно усилились связи русских земель с различными странами Западной Европы, и, прежде всего с Флоренцией, Венецией и Генуей, которые являлись общепризнанными центрами всего европейского Ренессанса или Возрождения, знаменовавшего собой новый этап в развитии всей мировой культуры.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 281 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...