Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия эпохи просвещения. Немецкая классическая философия



18 век, родина «просвещения» - Англия.

Суть:

В её центре находится идея переустройства всех сфер человеческой жизни на разумных, рациональных, научных основаниях. Философы были убеждены, что всё несчастие рода человеческого имеет 1 источник – невежество. Главной причиной невежества объявляли религию, прежде всего католицизм. Вальтер: «Раздавите эту гадину».

Что порождает религию? Почему религия возникает?

Религию порождает встреча 2-ух людей: один из них – дурак, а другой – обманщик.

Философы исследовали следующие взгляды: атеизм, материализм(возможность рационализации всех сфер), деизм(система идей, в рамках которой творчество Бога ограничивается одной функцией – функция создания)

теизм пантеизм деизм.

Просветители исповедовали культ научной рациональности (просветительский рационализм). Что означает культ науки?

1. Вера в разумность человека, его безграничные познавательные возможности.

2. Философы верили в возможность рационализации всех сфер жизнедеятельности человека; считали возможным создать идеальную научно обоснованную модель общественного устройства и её воплотить.

3. Все они были историческими оптимистами (верили в гарантированный исторический прогресс, т.е. считали, что самые великие человеческие идеи (добро, справедливость…)рано или поздно воплотятся в реальную жизнь)

Немецкая классическая философия (конец 18 – середина 19века)

Вершина рационализма, пик всей западноевропейской философской классики. Представители: И.Кант, Гегель, Фейербах, Маркс.

Идеи Канта:

1. В мире природы, которая изучает естествознание, человек не является свободным существом, т.е. он способен сам себе диктовать законы нравственного поведения.

2. Познание человека – это моделирование человеком окружающего мира.

Гегель:

1. Создал 1-ую в западноевропейской социально-философской мысли философию истории.

История – прогресс свободы,единый, всемирный, закономерной прогресс. У этого процесса есть исторические лидеры (постигли суть законов истории, способны самостоятельно строить свою историческую судьбу. Исторические народы: Греция, Рим, Германия. Неисторические народы: Африка, Лац.Америка, Россия.)

2. Создатель философской системы – абсолютного идеализма, создал диалектику как всестороннее учение по развитию.

Фейербах:

1. Ни бог создал человека, а человек создал бога по своему образу и подобию. Гл.труд – «Сущность христианства»

Маркс:

С его именем связана разработка идеи коммунистического общества.

13. Кризис классической философской традиции и становление постклассической философии.

Классика европейская – это

1. Философия антологического оптимизма (вера влюдей, разумность, стабильность и упорядоченность мира)

2. Философия познавательного оптимизма (вера в разум, в науку)

3. Философия исторического оптимизма (вера в гарантированный прогресс)

Итог:

Человек классики верил в себя, в истину, гармонию и смысл жизни.

Вторая половина 19 века – наступление эпохи постклассики или неклассики (тотального отрицания идей классики)

Ницше, Шопенгауэр

Шопенгауэр:

· наш мир наихудший из возможных

· оптимизм – безжалостное издевательство над человеком

· человек – неполноценное биологическое существо

· чел.жизнь не стоит того, чтобы её проживать.

Вывод: Мир бессмыслен, рационален. Человек – бессмысленное существо. Смысл человеческой жизни – бессмыслица в квадрате.

Кьеркегор: «Истину можно найти только в величайшем абсурде»

Средний человек – чел. толпы, он любит жить скопом; цели его жизни: наслождение, здоровье, красота. Гл.феномены его жизни: страх, отчаяние, тревога.

Ницше: «Современный человек – это породия на человека, больное и статное животное»

Современная цивилизация – это цивилизация толпы. Высшее её достижение – мораль статных животных. Мораль – культ разума, христианская религия. При чтении Нового Завета нужно одевать перчатки.

Гл. вывод:

· Поскольку современный человек настолько ничтожен, он убил Бога. На смену Богу должен прийти реальный сверхчеловек.

· В эпоху классики была сформулирована новая модель человека: H.Faber – человек продуктивно-активистского типа.

· Моралью этого человека является культ личного успеха, он рациональный эгоист.

· Этот человек отпал от вечности, время его жизни заполнилось сиюминутными потребностями.

· разум этого человека принял на себя функции Бога.

Постклассика.

· Сформулировали новую модель человека H. Degeneratus – биологически ущербное массовидное несамодостаточное существо.

Ницше сформулировал H.Summus – модель сверхчеловека (т.е. человека, которого сейчас нет, но его нужно создать)

· В их работах прозвучала одна из 1-ых критик основ западноевропейской цивилизации.

Человеческие идеи (равенство, счастье, демократия) воплотились в общество толпы. Человек в таком обществе – это «жвачное» массовидное существо, не рассуждающий потребитель.

· Гл.источник такого плачевного состояния – культ разума. Выход – в отказе от разума.

14.Геоцивилизационный парадокс восточнославянского мира.

Речь идет о русских, украинцев и белорусов. Географически они оказались между западом и востоком, т.е. они зажаты с двух противоположных цивилизаций и как следствие:

1) Главный фактор бытия – поиск своей идентичности, этот поиск ведется до настоящего времени.

2) Промежуточный статус вызывает определенный раскол сознания. Иногда этот раскол называют комплексно-историческая неполноценность или уязвленное сознание.

Западный человек себя не с кем не сравнивает. Он считает свою цивилизация самой передовой в мире. Восточный человек себя так же не с кем не сравнивает. Слишком их цивилизации отличны по коренным параметрам.

3) Восточнославянский человек вынужден себя сравнивать с западом. Запад экономически привлекателен и эффективен.

Восточнославянские народы пытаются осуществить политику догоняющий модернизм или политику заимствования. Наибольший успех догоняющий модернизм достиг в эпоху СССР. Чаще всего это модернизация, т.е. пересадка элементов западной цивилизации, давала парадоксальный результат.

Мы не сможем стать Западом, т.к.:

- плохое политическое руководство;

- народ не тот;

- скорее всего мы никогда не станем Западом, поскольку у нас своя историческая судьба, своя духовная культура не за чем себя с кем-то сравнивать и кого-то догонять. Нужно осознать себя отдельной цивилизацией (назвать себя восточнославянская цивилизация со всеми вытекающими последствиями).

Кто мы такие с т.зр. Запада: Хантинктон: «Столкновение цивилизаций» - 2001 г.

Европа заканчивается там, где заканчивается западное христианство и начинается православие.

Болкестайн. 2003 г. книга «Предмет Европы».

Россия, Украину и Беларусь невозможно включить в ЕС, т.к. они не относятся к европейской цивилизации.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1502 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...