Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел 1. Литература и действительность



Литература и действительность

Эстетическое отношение – один из способов цен­ност­ного освоения действительности в свете идеала универсальной гар­монизации отношений между человеком и миром (при­родой, дру­гим человеком, обществом), определяемых критериями кра­со­ты. Высшим кри­терием универсальной гармонизации отношений меж­ду человеком и миром является ка­тегория прекрасного (эс­те­ти­ческого идеала), другие эстетические категории (возвышенное и низменное, трагическое и комическое, безобразное) определяют сте­пень гар­мо­ни­за­ции отношений между человеком и миром в со­от­несении с эс­тетическим идеалом.

Онтология – учение о бытии, система представлений о его фундаментальных законах.

Гносеология – учение о познании, исследует исходные и все­общие основания познава­тельного отношения человека к миру.

Аксиология – философское исследование природы цен­нос­тей.

Герменевтика – теория истолкования (интерпретации) текс­та и наука о понимании смыс­ла.

Гедонизм – принцип определения добра через наслаждение.

Катарсис – (греч. katharsis – очищение), «очищение путем со­­страдания и страха» (Арис­тотель) – связанное с наслаждением очи­­щение души, духовное озарение, пережитое под воздействием про­­изведения искусства.

Пафос – характеризует эмоциональную сущность ху­до­жест­вен­­ной идеи, пронизывающую все элементы произведения.

Народность – категория пафоса; характеризует меру глу­би­ны и адекватности отражения в художественном произведении об­ли­ка и миросозерцания народа, «духа народного». «На­родность об­­наруживается в постановке писателем проблем общенародной в освещении их в интересах народа, в изображении человека, спо­соб­­ствующем духовному росту на­рода, и в демократичности фор­мы, обеспечивающей восприятие произведения народны­ми мас­са­­ми» (Л. Тимофеев).

Идейность искусства – социальная и политическая зна­чи­мость темы, общественная на­правленность или идеологическая тен­­денциозность идеи произведения.

Элитарная литература – произведения, рассчитанные на не­боль­­шую, наиболее культурную, взыскательную и ис­ку­шен­ную часть публики.

Массовая литература – популярные произведения, рас­счи­тан­ные на невзыскательного, мало приобщенного к культуре чи­та­теля.

Литературная классика – та часть художественной ли­те­ра­­туры, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и со­­ставляет «золотой фонд» литературы.

Образ художественный – особая, присущая только ис­кус­ству форма обобщения действительности, постигающая сущ­ность яв­лений в свете эстетического идеала и выражающаяся в ин­ди­ви­ду­альной конкретно-чувственной форме.

Изоморфизм – подобие.

Ассоциация – связь между элементами психики (прежде все­го – представлениями), благодаря которой появление одного эле­мен­та в определенных условиях вызывает другой, с ним свя­зан­ный. В литературном произведении ассоциация соотносит (свя­зы­ва­ет) разные зна­чения, заключенные в элементе текста.

Выражение – раскрытие сущности явления через передачу впе­­чатления от него, эмоци­ональной реакции воспринимающего субъ­­екта. Эстетическая функция выражения – «за­ра­зить» чита­те­­ля эмоциональным отношением к художественному объекту.

Контекст – речевое или ситуативное окружение ли­те­ра­тур­но­го произведения или его части, в пределах которого наиболее точ­­но выявляется смысл и значение отдельного слова, фразы, об­ра­­за.

Содержание – философская категория, обозначающая со­став всех элементов объекта, един­ство его свойств, внутренних про­цес­сов.

Форма – философская категория, обозначающая способ внеш­не­го выражения содержа­ния, тип и структура содержания.

Содержание и форма в искусстве – относи­тель­ные, тесно вза­имосвязанные понятия. К содержанию относят темы, проб­ле­мы, конфликты, идеи – то, что составляет концептуаль­ный уро­вень произведения. Форма произведения складывается из двух по­ду­ровней: внутренняя форма (субъектная и пространственно-вре­мен­­ная организация художественного мира) и внешняя форма (ре­че­­вая, интонационно-ритмическая организация текста).

Тема – круг событий, положенный в основу произведения; жиз­нен­ный материал, взятый художником для изображения.

Проблема – вопрос, всегда носящий «человековедческий» ха­рак­тер, который ставится и решается в произведении.

Конфликт – столкновение противоположных сил, сторон, тен­ден­ций, в процессе разви­тия которого происходит разрешение проб­ле­мы.

Идея – эмоционально-образное решение, осмысление проб­ле­­мы, поднятой в произведении; ср.: идейный пафос.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 991 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...