Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные течения в постмодерне



Постмодерн сопричастен всем разрывам модерна, так как вступает в права наследства, которое должно быть не завершено; а отменено и преодолено. Постмодерну необходимо обрести новый синтез по ту сторону противостояния рационализма и иррационализма. Речь идет о новом обретении утраченного общего духовного состояния и человеческих форм знания, которые выходят за границы коммуникативной компетенции и аналитического разума.

На сегодняшний день постмодерн в философии и искусстве представляется еще открытой ареной столкновений конкурирующих друг с другом сил. Однако среди них все же можно выделить три основных течения:

1. Поздний модерн, или трансавангард.

2 Постмодерн как анархизм стилей и направлений мышления.

3. Постмодерн как постмодерный классицизм и постмодерный эссенциализм, или неоаристотелевский синтез учения о естественном пра­ве с либерализмом в философии.

Поздний модерн представляет собой постмодернизм как усиление мо­дер­на, как эстетика предбудущего времени и превосхождение идеала со­вре­мен­нос­ти. Примат нового требует от модерна, который грозит стать клас­си­чес­ким, преодолеть, превзойти самого себя. Демон модернизации требует от но­во­го, грозящего стать старым, усиления нового. Нововведения в позднем мо­дер­не имеют значение нового в новом.

Анархический вариант постмодерна следует лозунгу Пола Фейерабенда («аnything goes» — все дозволено) — с его потенциалом эстетического и ме­то­ди­чес­ко­го анархизма и опасностью вседозволенности и эклектицизма, ко­то­рые свойственны анархическому плюрализму. Вседозволенность пред­став­ля­ет опасность для художника и философа. В недрах анархистского пост­мо­дер­на возникает шанс эссенциального постмодерна, который в состояний про­ти­во­по­ста­вить жаргону и эстетике иносказательности новые субстанциальные формы. Постмодерный эссенциализм в искусстве, философии и экономике воспринимает из античного и современного наследия, прежде всего, то, что может служить примером, эталоном. Он делает это, оставив позади модерн с его принципом субъективности и индивидуальной свободы.

В противоположность попытке осмыслить мышление как диалектический, или дискурсивный процесс, постмодерный эссенциализм акцентирует оформ­лен­ность мира и нашего познания идеями или сущностями, без которых не было бы непрерывности ни внешнего мира, ни познания и памяти. Мир от природы своей имеет формы, превосходящие единичные конфигурации в ос­таль­ном случайного диалектического или дискурсивного процесса. Ос­мыс­ле­ние процесса как единого целого, не только на внешнем уровне, без при­зна­ния сущностных форм, приводит к тому, что воспроизводится только то, что при таком осмыслении должно быть подвергнуто критике: преобладание про­цес­сов обращения.

Постмодерн — это философский эссенциализм, так как все достигнутые в постмодерне разделения, и различения, все то плохое, что было порождено искусством, религией, наукой в отрыве друг от друга, — все это он оценивает не как последнее слово, а как подлежащее обязательному преодолению не­пра­виль­ное развитие, которому в жизни должна быть противопоставлена но­вая интеграция этих трех областей духовного. Он стремится избежать двух опасностей «пред-модерного» классицизма: академизма точного ко­пи­ро­ва­ния и опасности социальной дифференциации и соотнесенности с оп­ре­де­лен­ны­ми социальными слоями, что свойственно всему классическому. По­сколь­ку нам удалось обрести в современности общие права, свободы, то мы обя­за­ны со­хра­нить демократические свободы, права человека и правовое го­су­дар­ст­во как значительные достижения модерна, и мы можем стремиться к новому синтезу этих свобод и субстанциальных форм эстетического и со­ци­аль­но­го.

Характерными чертами эпохи «Нового времени» являются в равной сте­пе­ни как обожествление разума, так и отчаяние в нем. Иррационализм и бегство в область жестоких, беспощадных мифов следуют за диктатурой разума, как тень. Ницшеанская критика западноевропейской истории и заклинание дио­ни­сий­ско­го начала принадлежат «Новому времени», так же как и «миф XX столетия» и новое язычество германского освобождения от иудео­хрис­ти­ан­ст­ва недавнего немецкого прошлого.

Некоторые идеи постмодернизма успешно развивались в рамках струк­ту­ра­лиз­ма. Работа Лакана была значительным шагом в развитии струк­ту­ра­лиз­ма, причем некоторые его идеи выходят за рамки этого направления, делая его в какой-то мере предшественником постмодернизма. Например, кон­цеп­ция субъекта, критика классической формулы Декарта: «Я мыслю, сле­до­ва­тель­но, я существую» и переосмысление известного фрейдовского выражения «где было Оно, должно стать Я». Лакан как бы расщепляет Субъект, выделяя в нем «истинное Я» и «воображаемое Я». Для Лакана «истинный субъект» — это субъект Бессознательного, существование которого обнаруживается не в речи, а в разрывах речи. Человек есть «децентрированный субъект» по­столь­ку, поскольку он вовлечен в игру символов, символический мир языка. Идея децентрации, примененная Лаканом в анализе субъекта, имеет огромное зна­че­ние в постструктуралистской мысли.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 539 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...