Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Успехи современной Н. вызвали неоднозначные мнения о ней от абсолютизации роли Н. до полного ее отрицания. Культ Н. и отношение к ней как наивысшей ценности привело к возникновению сциентизма в конце XX в, который представлял Н. как культурно-мировоззренческий образец, в основе которого представления о чистой ценностно-нейтральной Н. Ему свойственно абсолютизация роли науки, распространение методов ЕЗ на все типы знания. Сторонники убеждены в безграничных познавательных возможностях Н.
Сциентизм приветствует достижения НТП, подчеркивая, что Н. – производственная сила общества, имеющая безграничные познавательные возможности.
Противники – антисциентисты – для них характерен пессимизм по отношению к Н. Отмечают отрицательное воздействие НТП, неспособность решить социально-экономические и политические проблемы; подчеркивают роль искусства, религии, нравственности в жизни человека. Успехи Н. не делают Ч. счастливее, чем прежде.
Герберт Маркузе, Б.Рассел, М.Полани отмечали, что основным пороком Ц. является гипертрофированное развитее Н., что приводит к утрате гуманитарных ценностей и идеалов, появлению одномерного Ч., что современный сциентизм сковывает мысль Ч. не меньше, чем это делала ранее церковь. Представители крайнего антисциентизма требуют ограничить и затормозить развитее Н.
Т.о в сциентизме и антисциентизме отражается противоречивый характер развития. Сегодня задача – защита науки и противостояние сциентизму.
Наряду с научным пониманием существует и вненаучное знание. Различают следующие формы вненаучного знания:
· Паранаучное
· Лженаучное (ошибочное знание, которое сознательно эксплуатирует домыслы)
· Квазинаучное (в эпоху диктатуры, жесткая иерархия науки)
· Антинаучное (сознательно искажает представления о действительности, поиск некой панацеи)
Начиная с XVII в Н. развивалась в русле техногенной Ц., главной целью которой является МАХ эксплуатация ресурсов природы и ее подчинение Ч. (его потребностям). Этой цели способствовала общая стратегия Н.: открытие законов природы и применение рациональных методов Н. для освоения сил природы, а следовательно, развитие производственных сил и подъем благосостояния общества.
Со временем такая мировоззренческая установка техногенной Ц. привела к конфликту между природой и обществом и вызывала глобальные проблемы человечества, следовательно, Н. д/пересмотреть свои мировоззренческие установки и ценностные ориентации, а именно, установить с природой гармоничные отношения.
Важнейший принцип экологии д/войти в качестве важного аспекта в новую ОНКМ.
Наука как социальный институт
Социальный институт (СИ) – определенная организация общественной деятельности и социальных отношений.
СИ обеспечивает устойчивость общественной жизни, т.к он регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений, интегрирует их интересы и способствует осуществлению социального контроля.
Процесс формализации деятельности СИ и общественных отношений называются социальной институализацией (СИ-ция). Процесс СИ-ции идет по цепочке:
научное направление – специальность – дисциплинарное сообщество – создание социальных организаций и учреждений (НИИ, ВУЗ)
СИ-ции науки предшествует когнитивная институализация (КИ-ция).
Процесс КИ-ции означает формирование общего понимания, какими д/б содержание и форма научного мышления, какова специфика собственно научной деятельности, какие проблемы м/называться научными. КИ-ция позволяет ученым понимать друг друга в процессе постановки научных проблем, выбора критерия их решений. КИ-ция проходит по цепочке:
исследовательский поиск – исследовательская программа – специальность – научная дисциплина – дисциплинарные комплексы
В ходе КИ-ции науки особое место занимает институализация научных направлений научных сообществ, которая сводится к следующему:
1) Идентификация проблем и коллег которые работают в данной или смежной областях.
2) Коммуникация – связи, общение ученых.
3) Определение границы группы ученых и условия доступа в нее.
4) Вербовка новых исследователей с целью расширения фронта исследований и обеспечение гарантий передачи опыта группы, за пределы деятельности одного поколения
5) Диффузия или распространение нововведений
6) Создание условий, предупреждающих отклонение поведения ученых от норм и правил научного этоса.
Институализация науки рассматривается как взаимодействие 2-х институализаций когнитивной и социальной, которое проявляется в следующем:
1) Появление отдельных ученых, специализирующихся в отдельной конкретной области.
2) «Любительская наука», т.е ученые объединяются в неформальные сообщества на основе взаимных знакомств и психологической совместимости (невидимые колледжи).
3) Академическая или университетская науки (вторая половина 17 века)
4) Появление специализированных НИ-лабораторий и институтов, ставших в середине ХХ в ведущей формой организации научного труда (разработка научных программ в основном по заказу правительства).
5) Крупные научные центры, промышленные лаборатории, синтезирующие фундаментальные и прикладные исследования, объединяющие несколько научных коллективов на междисциплинарном уровне. У них различные исследовательские установки, различные отношения к той или иной теории и этосу науки.
Наука как социальный институт возникла в XIXв в Западной Европе. Включает следующие компоненты:
1) Совокупность знаний и их носителей.
2) Наличие специфических познавательных целей и задач.
3) Выполнение определенных функций:
4) Наличие специфических средств познания и учреждений.
5) Осуществляет определение санкций.
Наука (Кун) – это деятельность научного сообщества (Полани), это своеобразный социальный институт, включающий сообщество всех ученых; национальные научные сообщества; группы исследователей
Для научного сообщества (и его представителей) характерно:
1) Упорядочивание системы представлений о предмете Н. и о ее развитии.
2) Универсализм
3) Выступают от имени коллективного субъекта познания; дают согласованную оценку результатов познавательной деятельности; создают и поддерживают систему внутренних норм и идеалов, т.е. этос науки; придерживаются определенной парадигмы, т.е. образца постановки и решения научных проблем.
Научное сообщество – это не единая мономерная структура, а «гранулированная среда».
Гранула – это сплоченная научная группа, коллективно создающая новый элемент знания, а затем в борьбе и компромиссах с другими гранулами его утверждающая.
Внутри науки выделяются научные школы – организованные и управляемые научные структуры, объединенные исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемые как правило выдающимися учеными.
Наука как СИ претендует на определенную автономию в системе общественного разделения труда, но наука взаимодействует с другими СИ и от некоторых она зависит. Возможны конфликты между наукой и обществом (общественность требует введение моратория на направления научной деятельности, угрожающая обществу и жизни человека).
НЗ предполагает трансляцию от поколения к поколению. Адресатов м/разделить на:
1) Занятые научной деятельностью
2) Те, для кого научная информация представляет опосредованный интерес.
Трансляция НЗ предполагает собой наличие определенных способов и механизмов ее организации и осуществления (журналы, литература).
Проблема науки и власти имеет два аспекта:
1) Наука как форма власти.
2) Взаимоотношение науки и власти (государство).
Власть науки м/б:
а) институциональной – формирование идеального государства науки над природой и обществом.
б) неинституциональной – приобретает форму социального института.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 404 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!