Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конфуций



Как показывает история конфуцианского учения - воспитание из обычного человека в «благородного мужа», осуществлялось благодаря соблюдению аксиологических категорий конфуцианской этики. В процессе их научного анализа можно реконструировать образ «благородного мужа» и сказать, что данный нравственный идеал конфуцианства должен был придерживаться «золотого» правила конфуцианской этики и морали - почтителен к родителям (старшим) и людям вокруг себя, благодаря категориям «сяо» и «жэнь». Соблюдая их «благородный муж», чтит культ предков и традиции своего народа, он, согласно Конфуцию - умелый и достойный политик. Кроме того, у него богатый духовный внутренний мир и все его помыслы и действия направлены на получение благих результатов. Он прилежен в учебе, его сердце «открыто» для духовных знаний и преодолению ничтожных материальных потребностей, а также - «преодолению себя». Даже будучи во вражеском царстве он ведет себя достойно и придерживается правил ритуала («ли»), но при этом он не теряет человечности и скромности, об этом нам говорят строки одной из глав текста «Луньюй».

Однако есть и другие особенности образа «благородного мужа», без которых его реконструкция была бы не полной. Негативное отношение Конфуция к роскоши и богатству, осуждение стремления «маленького человека» только лишь к собственной выгоде, призывы к скромности в одежде и питании, что наиболее ярко демонстрируется на примере диалогов с его любимым учеником Янь Хуэем, могут создать, ошибочное впечатление, будто Конфуций планировал создать эгалитарное общество «благородных мужей». Как кажется автору, подобный взгляд можно назвать большим заблуждением. Попробуем же доказать это на одном из аспектов, которому в исследованиях конфуцианского учения уделено совсем незначительное внимание.

Создав систему нравственных ориентиров и норм поведения, гарантировавших, как казалось Конфуцию, здоровое развитие социума, он обратился к поиску оптимальной модели взаимоотношения общества с природой. «Благородный муж» - не только лишь тот человек, который следует предписаниям конфуцианского учения, соблюдая и совершенствуя в себе нравственные философские категории конфуцианства, но он еще и тот, который гармонично интегрируется в общую картину мира, органично сосуществуя с природой.

Именно заботами о людских судьбах проникнуто стремление Конфуция научить людей рациональному отношению не только к окружающим, но и к природе. Древние китайцы ассоциировали природу с двумя слитными воедино составляющими – Небом и Землей. Жертвенные государственные алтари в честь мифических духов Неба и Земли возникли в Китае еще до Конфуция. Таким образом, в Китае еще в древности сложилась устойчивая традиция благодарения природы, в том числе с элементами тотемизма.

Конфуций же несколько трансформировал эту традицию, связав ее с нравственным идеалом «благородного мужа». На основе суждений Конфуция в «Луньюй», можно выделить четыре основополагающих принципа взаимоотношения «благородного мужа» и природы:

1.Для того чтобы стать достойным членом общества, «благородный муж» должен постоянно углублять свои познания о природе, в том числе о ее растительном и животном мире.

2. Он, и, следовательно, общество могут получить жизненную силу и вдохновение только посредством неразрывной духовной связи с миром природы.

3. Исходя из этого, необходимо бережное отношение к природе: к животному миру и природным ресурсам.

4. Следует регулярно совершать торжественные молебны и жертвоприношения в честь духов Неба и Земли, и главное – это должно регулярно происходить на самом высоком государственном уровне.

Однако мы можем констатировать, что, например, третий пункт, на протяжении всей истории Китая после смерти Конфуция остался неисполненным более всех остальных, исходя из экологической обстановки в Китае и причиненному разрушительному воздействию по тем или иным причинам на флору и фауну. Тем не менее, Конфуций за время своей просветительской и педагогической деятельности, возвел рациональное использование мира природы и бережное отношение к ней до государственного уровня. В качестве наглядного примера о необходимости бережного отношения к природе может служить его беседа с правителем Цзин-гуном, в которой Конфуций отметил данное условие как необходимое для государственного управления.

Важно отметить, что отношение человека к природе в древности и то, что вкладывал в это Конфуций, имело несколько иное понимание, чем в нашем современном обществе. Современный человек стремительно удаляется от мира природы, что более наглядно демонстрирует Западный мир в своих материальных изысканиях, стремясь скорее подчинить себе природу, а не гармонично с ней взаимодействовать, сосуществовать. Однако в китайской культуре (как, пожалуй, Дальневосточной в целом) природа является естественным продолжением человека, а человек – продолжением природы. Как ее естественная часть, человек духовно и всецело отождествляет себя с единым природным циклом. По нашему мнению, такой человек мог также называться «благородным мужем».Главная задача заключалась в соблюдении равновесия в общем природном цикле. Именно поэтому «благородный муж» должен знать меру в своих требованиях к природе, тем самым сохраняя природную и внутреннюю гармонию человека – общий макро и микро порядок. Как кажется автору, сохранение природных богатств и отождествление себя как единого целого с природой, было не менее значимым фактором, чем административные функции «благородного мужа». Сохранение природы и поддержание духовной связи с ней, должны были способствовать общественному урегулированию и поддержанию общего миропорядка в Поднебесной.

Важно еще раз подчеркнуть, что в Китае, независимо от философской школы, человек, считал себя естественной частью природы, чего нельзя сказать о Западной цивилизации, где человек скорее чувствовал себя венцом природы и выдвигал себя на передний план как ее поработителя, а также готов был в первую очередь подчинять ее для своих нужд и материальных потребностей. Поэтому, применительно к конфуцианскому учению, для того чтобы называться истинным «благородным мужем», следовало заботиться не только об общественном порядке, человечности и соблюдении нравственных категорий конфуцианской этики, но необходимо также, не забывать заботиться о мире природы».

Таким образом, при реконструкции образа «благородного мужа» необходимо учитывать не только его административную, политическую и духовную функцию для подержания гармонии в Поднебесной, но и его сакральное (духовное) взаимодействие с миром природы, которое служит гарантом гармоничного развития человека и государства.

Будда

Понятие "праведности", или "совершенства", в буддизме следует охарактеризовать как полное отсутствие всяких земных желаний и чувств.

Идеалом раннего буддизма был эгоист, заботящийся только о собственном спасении. Буддист должен спокойно взирать на окружающие его страдания и мучения людей, не забывая, что это иллюзия. Увлечение Мой иллюзией, попытка что-то изменить в ней, страстное вторжение в жизнь неизбежно ведут к новым личным перерождениям и страданиям. Ни себя, ни своих близких и товарищей не должен защищать буддист от угнетателей и тиранов, от любого зла, так как всякое активное злое действие, обращенное против кого бы то ни было, неизбежно приведет к новым неблагоприятным возрождениям. Во всех канонических текстах ставится знак равенства между спокойствием, бесстрастием и мудростью, познанием, спасением.

Особенно опасны для дела спасения все живые человеческие чувства и привязанности, приковывающие к этому миру страданий.

Вполне понятно, что такая проповедь духовно сковывала угнетенных, требуя полной покорности перед угнетателями. Ведь борьба против насилия и угнетения объявляется буддизмом бесполезной еще и потому, что реально лишь ощущение насилия, лишь сугубо субъективное осознание своей угнетенности, вызванное неблагоприятной конкретной формой данного перерождения. Или, другими словами, это результат грехов, совершенных в прошлых жизнях. В своих страданиях виноват только ты сам, учит буддизм угнетенного. Поэтому терпи и, смиренно снося все мучения, стремись избавиться от них в будущей жизни Рабы, гласит один текст, "должны быть довольны тем, что им дают, хорошо исполнять свою работу, хорошо отзываться о господине".





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 578 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...