Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Смысл жизни в русской религиозной философии



Русская религиозная философия рубежа XIX и XX вв. стала своеобразным синтезом между славянофильством и западничеством. Важной частью построения справедливого общества мыслилась религия и духовно-нравственное перерождение. В центре русской религиозности смысл жизни состоит в радости о Воскресении Христовом, радости о победе Сына Божия через распятие и Воскресение Свое над силами ада, тьмы и смерти. Вера в победу Божию и есть тот духовный стержень, который поможет русскому народу в его борьбе против темных сил зла и лжи за Правду Божию – есть истинный смысл жизни в русской религиозной философии.

28. Смысл жизни в экзистенциализме по работе Камю «Миф о Сизифе»

Чтобы понять и оценить всю глубину знаменитого эссе Альбера Камю, нужно понять, что такое экзистенциализм, и почему это философское течение было так популярно в первой половине 20 века. Если говорить очень кратко, то столь сложное в произношении слово происходит от английского термина existent - "существование". Следуя логике, можно понять, что философия экзистенциализма даёт ответ на самый простейший и, в тоже время, самый важный вопрос каждого из нас. Как поддержать существования отдельно взятого индивидуума в мире, доведенном до абсурда? Настроение экзистенциализма — это, прежде всего, настроение человека, ищущего смысл своей жизни. Как пишет Альбер Камю в самом начале своей работы «Миф о Сизифе», «есть только одна по-настоящему серьезная философская проблема — это проблема самоубийства». Иначе говоря, это проблема смысла жизни. Если у жизни есть смысл, то кончать ее самоубийством ни в коем случае нельзя. Если у жизни смысла нет, то почему бы не прервать ее в любой момент, когда есть подходящий повод.

29. Что такое личность?

Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.

30. Какова роль социальной среды и биологической наследственности в становлении личности?

В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта. Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды. Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

31. Почему массовое общество и массовая культура враждебна личности?

Массовую культуру рассматривают и в плоскости постановки проблемы массового общества, и как проблему массовой коммуникации, и в контексте массового сознания; и как особую константу культуры в целом. Притягательность массовой культуры для человека XXI века сравнивают с «демоном подсознательного», подстегиваемым стрессовыми ситуациями, в которые то и дело попадает современный человек, вырвавшийся во внешний мир. Массовая культура способна нейтрализовать человека, балансируя на грани психологической нормы и, тем самым, выполняя терапевтическую функцию. В связи с этим становится ясно то обстоятельство, почему массовую культуру называют иногда глобальным средством психотерапии. Субъект современной массовой культуры существует в особом моральном измерении, куда почти не проникает регулятивная сила традиционных нравственных норм и представлений о должном. В его духовной жизни активизируется роль подсознательного, иррационального, а эмоциональный, чувственный аспект доминирует над логическим, рациональным. Таким образом, массовая культура и массовое общество с одной стороны на подсознательном уровне способны удерживать человека в определенных моральных рамках. А с другой стороны, воздействуя на подсознание, способствует зомбированию личности, в связи с чем лишает (опять-таки на подсознательном уровне) индивидуального мышления и способности к самовыражению.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1352 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...