Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные идеи философской герменевтики (Г.Гадамер, П. Рикер)



Гадамер: философская герменевтика – это истолкование текстов, а поскольку тексты написаны на языке, а «бытие, которое может быть понято, есть язык», то философская герменевтика, по сути, исследует сущность самого челвоека и его способы понимания мира. «Герменевтический круг»: любой интерпретатор приходит к тексту с некоторым предпониманием и, при прочтении, преодолевает сопротивление текста этому предпониманию. Во втором прочтении предпониманием является уже первое прочтение, и снова преодолевается сопротивление текста и так далее. Таким образом, текст живёт самостоятельной жизнью: множество толкований сделало текст независящим от того, что в него вкладывал автор.

Рикёр: у человека есть 4 важнейших способности:

1) способность говорить, вступать в общение с другими людьми с помощью языка

2) способностью участвовать в развитии событий посредством физических действий

3) способностью рассказывать о своей жизни и тем самым формировать своё представление о самом себе (личностная идентичность) с помощью повествования, основанного на воспоминаниях

4) способностью быть субъектом деятельности, рассматривать самого себя в качестве автора собственных поступков, иначе говоря, быть вменяемым

Три из них связаны с использованием языка, то есть с созданием некоторых текстов, которые человек сам понимает и использует (и которые воспринимает другой). Смысл философии – быть герменевтикой именно таких текстов, иначе говоря, прояснять механизмы понимания подобных текстов.


41. Философия «символических форм» Э. Кассирера.

Кассирер – представитель марбургской школы неокантианства. Она критически переосмысливала идеи Канта, например, о том, что созерцание – пассивная способность: созерцать можно нечто определённое, а определение – работа мышления.

Кассирер: то, с чем мы сталкиваемся в нашей деятельности – это некие символические формы. Мир человеческой культуры – это совокупность взаимосвязанных символов, внутри которых находится человеческое мышление и которыми он оперирует, они априорно определяют представления человека о мире. Мыслить вне символов значит чисто созерцать, без определения того, что конкретно созерцается. Поэтому сущность человека – это «символизирующее животное».


42. Дилемма «сциентизм – антисциентизм» в современной европейской философии.

С выделением специальных наук в самостоятельные области знаний возникает проблема их соотношения с Ф. Существует 3 основных позиции:

1) Панфилософизм: философия рассматривается как «наука наук».

2) Сциентизм: философия безпредметна и свои данные получает от частных наук (позитивизм

3) Антисциентизм: философия имеет право на существование, но роль науки для неё должна быть минимальна


43. Основные идеи современной «аналитической философии».

Современная аналитическая философия – это, прежде всего, логика, философия языка, философия сознания. Началась с «лингвистического поворота» (осознания роли языка в мышлении и его влиянии на познание), основной пафос – анализ используемого для описания проблем языка и его исправление.

Изначально стремилась создать идеальный язык, в котором были бы невозможны метафизические затруднения (ранний Витгенштейн, Рассел и Уайтхед, венский кружок). Позднее, когда стали активно развиваться неклассические логики и математики, переключились на собственно логику и математику, а проблемы естественного языка стали вплотную стыковаться с проблемами сознания (Деннет, Чалмерс, Рорти).





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 3301 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...