Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
До середины XIX века (особенно это проявилось в немецкой классической философии) философия стремилась быть универсальным описанием мира (в рамках «знание немногих принципов заменяет знание многих фактов). После этого философия институциализировалась в следующих направлениях:
1) История философии
2) Логика (на стыке с математикой)
3) Онтология и гносеология (они часто идут в паре, по понятным причинам)
4) Практическая философия (аксиология, праксиология, этика)
5) Эстетика
6) Философия и методология науки
7) Философские проблемы и основания конкретных научных дисциплин (сюда относятся социальная философия, философия языка, философия сознания и т.д.)
51. Проблема бытия в истории философии. Основные типы её решения.
Вопрос о бытии активно ставился древними греками со времён Парменида: бытие есть, небытия нет, бытие одно, единственное, неизменное, неподвижное, безмолвное, «бездрожное», соврешенное.
Демокрит ставил вопрос по-другому: есть атомы (бытие), а есть пустота (небытие).
Платон: истинное бытие – это идеи, а вещи – это нечто недосущее (они существуют, так как сопричастны идеям).
Плотин: есть сверхбытие (Единое), есть бытие, а есть небытие (материя = зло)
В средние века бытие = существование, дальше вопрос о бытии практически не ставился, заменяемый вопросом о существовании.
Гегель: бытие – это начало логики как чистая мысль и абсолютная непосредственность, проходя через все опосредования, оно доходит до осознания себя как Абсолютного духа.
Сартр: есть бытие-в-себе, о котором ничего нельзя сказать, кроме того, что оно есть, есть бытие-для-себя – конкретные вещи. Ничто – это когда мы что-то ожидаем увидеть, но его отсутствие слишком бросается в глаза. Выбор человека – это изничтожение целой линии возможностей. Сам человек – это проект, то есть в некоторой степени то же ничто.
Хайдеггер: вопрос о бытии – основной, потому что от того, что значит «быть», зависит целая эпоха. По Хайдеггеру, бытие проявляется как бытие конкретных вещей, но оно стремится к тому, чтобы человек увидел его в его «не-сокрытости» – когда бытие частично открылось и намекнуло о том, что оно скрыло. Бытие и человек встречаются в Dasein – «наличном бытии», «бытии здесь и сейчас», «сиюбытности» (некий аналог сознания). Когда бытие проявляется человеку в своей несокрытости, человек видит истину, а всё это вместе – со-бытие, где бытие «вменяет» себя человеку как судьбу, а человек даёт ему слово. Совокупность таких со-бытий, которые могут переживать множество людей, образуют язык, который есть дом бытия, а человек – сосед бытия в этом доме.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 409 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!