Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Самовоспитание - социальное явление, присущее человеку, которое стало возможным благодаря выделению его из животного мира в результате развития сознания, обусловленной трудовой деятельностью; это естественный процесс адаптации человека к социальным условиям жизни и тех требований, которые предъявляет к нему социальная среда, учебная группа, трудовой коллектив. Путем самовоспитания человек формирует, развивает нужные ему для жизни и деятельности личностные качества и устраняет те, которые мешают ему жить и действовать в нужном направлении. Благодаря самовоспитанию, расширяется сфера развития личности. С возрастом, по мере приобретения опыта, с ростом воспитанности, работа над собой занимает все более значимый вес в моральном и профессиональном самосовершенствовании.
Современная жизнь меняется ежесекундно, и на человека направляется огромный поток информации, которую необходимо не просто воспринять, а обработать и усвоить с целью дальнейшего использования. Все это требует гибкости, мобильности и готовности к изменениям. Соответственно приоритетным становятся те области педагогической науки, которые помогают человеку в решении этих конкретных жизненных задач.
Все большее значение приобретает самовоспитание, поскольку учебно-воспитательный процесс становится более эффективным при активном участии самой личности, на которую осуществляется педагогическое воздействие. Без желания ученика меняться и самосовершенствоваться, усилия педагога превращаются в потерю времени. Поэтому задача учителя на данном этапе заключается в поощрении ученика к работе над собой. Учитель должен не только дать конкретные академические знания, а "научить учиться", чтобы ученик столкнувшись с новой проблемой, не ждал помощи извне, а обладая навыками самостоятельной работы смог справиться с поставленной задачей.
В современной психологии самовоспитание рассматривается как сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя к личности, выработки человеком в себе таких качеств, которые являются желательными. Педагогической наукой самовоспитания определяется систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на выработку в себе желаемых физических, умственных, нравственных, эстетических качеств, положительных черт воли и характера, устранения негативных привычек. Цели и задачи самовоспитания оговариваются требованиями общества и духовными потребностями конкретной личности, ее стремлением к самореализации в жизни.
Методы самопознания и нравственного самовоспитания
Одним из важнейших методов самовоспитания является самокритика. Вскрывая недостатки личности, самокритика в конечном итоге служит ее совершенствованию и обеспечению успехов в деле. Не менее велика роль самокритики в сфере морали, нравственных отношений, в жизнедеятельности, особенно – на работе, «хочу» и «надо» гармонирует не всегда. Вскрытию и разрешению противоречий между ними и служит самокритика, без нее немыслимо сознательное нравственное совершенствование. Важнейшее требование действенности самокритики – учет собственного достоинства, ибо подлинный смысл применения этого метода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обеспечения дальнейшего развития. Цель самокритики – не самоуничтожение, а утверждение себя.
Профессия и обстоятельства жизни требуют и таких методов самовоспитания аудиторов, как самоограничение и самоотказ, самообязательство и др. Самообязательство, в частности, широко применяется в процессе учебы, в ходе подготовки к экзаменам и т.д. Обязательства и самообязательства возникают у аудитора после подписания молодым специалистом контракта с фирмой. Этот торжественный акт оставляет в сознании молодого человека глубокий след и навсегда сохраняется в памяти как одно из самых значительных событий в его жизни.
Некоторые люди для выработки власти над собой применяют метод переключения. Метод этот заключается в том, что человек переключает свое внимание от вредной, ненужной мысли и направляет его на полезную, нужную. Переключать можно не только мысли, но и действия, поступки. В основе переключения лежит волевой акт, а лучшим средством переключения является самоотверженный труд. Развитию этого качества способствуют занятия спортом, художественной самодеятельностью, увлечение литературой и т.п.
Положительное влияние на процесс нравственного самовоспитания оказывает самоободрение. Трудная ситуация может повлечь за собой упадок настроения, понижение морального духа. Надо найти в себе силы продержаться, сохранить бодрость и твердость духа. Сделать это помогает самоободрение. Оно может быть как непосредственным («не унывай»), так и опосредованным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего).
При выполнении сложных задач, требующих больших волевых усилий, может применяться самоприказ. Самоприказ отдается во внутренней или внешней речевой форме. Воздействие самоприказа основано на силе словесного раздражителя. Использование этого метода предполагает основательную волевую подготовку и практику самовоспитания.
Часто для удержания себя от вредных поступков и действий, а также для развития положительных качеств студенты и молодые специалисты составляют личные правила самовоспитания. Такие правила могут носить характер девиза. Например: «каждая секунда на учете, каждая минута – для пользы»; «преграды на то и существуют, чтобы их преодолевать»; «тяжело в учебе, легко в работе»; «дал слово – подтверди делом» и др. Нередко личный план вырастает в программу самовоспитания, в которой ставятся конкретные задачи нравственного самовоспитания на определенный период. Такую программу имеют многие молодые люди. Характерно, что тот, кто активно работает над собой, испытывает потребность вовлекать в такую работу других. И тогда программа самовоспитания принимает коллективный характер. Программа предусматривает ознакомление с теорией и методикой самовоспитания, а реализация ее осуществляется через деятельность. Она органически сочетается с текущими и перспективными планами профессиональной деятельности и охватывает все стороны жизнедеятельности молодых специалистов. При этом главное внимание уделяется выработке умения всегда и везде следовать нормам сегодняшнего дня, научной организации труда, требованиям руководящих документов, стремлению учиться самому и учить других, помогать им словом и делом, контролировать их труд и учить самоконтролю. Желательно разработать тематику индивидуальных занятий по самообразованию, методику проведения тренингов и упражнений. Одна из основных сторон этой работы по нравственному самовоспитанию - выработка стремления выполнять задания только с высоким качеством, развитие навыков скрупулезного соблюдения последовательности в действиях и взыскательности к себе.
В качестве приема самовоспитания используется и самонапоминание. Приступая к выполнению задания, аудитор напоминает себе, что выполнение этого задания должно служить развитию нужных ему качеств. Исходя из этого, он определяет подходы, правила и соответствующие действия при выполнении профессиональной задачи. Самонапоминание может при этом перерастать в самоинструктирование, в детальное «проигрывание» предстоящей операции и способов ее осуществления.
Прежде чем принуждать себя к выполнению тех или иных действий, у человека может появиться сомнение в их целесообразности. Здесь возникает потребность в самоубеждении. В процессе самоубеждения приводятся различные аргументы, подкрепляющие целесообразность предварительного решения, и только после этого начинается его выполнение. В итоге самоубеждения может появиться и решение об отказе от вредных привычек, поступков.
Большую роль в процессе нравственного самовоспитания призвано играть правильно поставленное самовнушение. Самовнушаемость – нормальное свойство человеческой психики. Основой ее является нейтрализация задерживающих механизмов и критической способности личности. Такая нейтрализация достигается благодаря командной роли второй сигнальной системы относительно первой.
Сила внушения и самовнушения может быть чрезвычайно большой. Очень важно отбирать внушаемые идеи, остерегаться отрицательного самовнушения: «не могу», «невозможно» и т.д. Считать себя неспособным – это значит начинать быть таковым. И, наоборот, уверенность в успехе – это уже начало успеха.
В целом, как видим, методы и приемы нравственного самовоспитания охватывают все духовные и физические проявления человека – его чувства, разум, волю и практическую деятельность. Сущность действительного применения методов и приемов самовоспитания состоит в том, чтобы найти в духовном мире собственной личности точки своего приложения в виде желаний, стремлений, интересов, задатков и т.д., и так организовать их борьбу, чтобы потерпело поражение все негативное, аморальное, низменное.
Для принятия морального решения важно не только наличие морального побуждения, стремления к добру, но и правильное понимание того, что в настоящих условиях является действительно добром, каковы объективные обстоятельства и какими средствами при данных обстоятельствах можно наилучшим образом достигнуть желаемого. При этом надо уметь предвидеть будущее, чтобы возможно более точно рассчитать (опять этот расчет!) возможные косвенные последствия поступка. Без понимания обстановки, без умения заглядывать в будущее самое лучшее побуждение может или не осуществиться, или даже привести к отрицательному результату. Известно изречение: «Услужливый дурак опаснее врага». У медведя из известной басни было вполне доброе намерение – отогнать муху от спящего путника, но результатом его действия было не добро, а зло. Следовательно, содержание поступка и его результат зависят не только от намерения, но и от знания того, что, как и при помощи каких средств надо делать, чтобы достигнуть поставленной цели, а также от умения совершить планируемое действие. Мы видим, что при наличии положительного мотива из-за незнания или неумения результат поступка может оказаться отрицательным.
Существенным фактором нравственного самовоспитания является также художественно-эстетическая культура личности. Поэтому ее формирование – одна из важных задач воспитательной деятельности.
Настоящее искусство кристаллизирует эмоционально-идейный и эстетический опыт человечества, утверждая идеал социальности и гуманизма, идеал гармонии мира (общества) и человека. Оно воспитывает высокие чувства и убеждения, среди которых моральные чувства и убеждения занимают важнейшее место. Оно воспитывает в человеке восприимчивость к красоте и отвращение к безобразному. Оно объединяет мысли, чувства и волю людей, направляет их на служение социальным целям и идеалам.
Искусство, выполняя морально-воспитательную функцию, в то же время играет роль одного из факторов, определяющих этическое поведение. Поскольку оно включает в себя моральное содержание, оно может рассматриваться в качестве своеобразного элемента морального сознания. В этом аспекте по характеру своего воздействия на поведение оно отличается от моральных чувств, убеждений, идеалов лишь тем, что выражает их в художественной форме. Искусство придает им «дополнительную» регулятивную силу, обусловленную эмоционально-образной, ярко выраженной эстетической формой, присущей ему как специфическому явлению духовной жизни. Особой морально побуждающей силой обладает образ положительного героя, способный воплотить в себе основные характеристики нравственного идеала личности. Запечатлеваясь в памяти, этот образ может стать органической частью внутреннего мира личности, не только помогая ей выбрать правильную линию поведения, особенно в трудных ситуациях, но и способствуя появлению энтузиазма – того эмоционального напряжения, подъема, без которого не могли бы совершаться поступки высокого морального значения. Искусство не творит из самого себя нравственные силы человека, оно лишь воплощает в своих творениях высшие проявления его моральных возможностей и, действуя на эмоционально-образную сферу сознания, оказывает существенное влияние на волю человека, на его поведение.
Одним из внеэтических факторов нравственного поведения является эстетическое чувство, чувство красоты. Важную роль в его формировании играет искусство, но оно воспитывается и в процессе общения человека с природой, со всем окружающим его предметным миром. Существенное значение в этом же отношении имеет эстетический вкус личности. Эстетический вкус – способность человека рационально и эмоционально оценивать социальные и эстетические ценности, поступки людей, прежде всего, отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного, моральное от аморального.
Чем руководствуется человек, ставя перед собой ту или иную конкретную цель? Он определяет ее под воздействием внешних и внутренних побуждений. К внешним относятся социальные, профессиональные, служебные, семейные и всякие иные обязанности, а к внутренним – потребности, интересы, желания, эмоции, страсти. И вот здесь перед личностью возникает ряд духовных барьеров. Первый – это эстетический барьер. Он – самый разносторонний, ибо опосредует чуть ли не каждый шаг человека. Даже в таких буднично-бытовых действиях, как общение, принятие пищи, одежда и т.п., человек постоянно руководствуется критерием «красиво – некрасиво». Определяет выбор его в этом случае такая категория, как эстетический вкус. Но, допустим, человек преодолел этот барьер: цель представляется ему настолько заманчивой, что ради ее достижения он решается поступить «некрасиво». Тогда перед ним возникает другой барьер – нравственный со своей системой критериев, суть которых сводится к понятиям «хорошо – плохо». Регулировать движение по этому пути помогает в данном случае такая категория, как совесть, благодаря которой человек способен испытать чувство стыда за свои действия, и это может стать решающим фактором для прекращения дальнейшей попытки совершения неблаговидных действий. И только после преодоления этого барьера перед человеком возникает третий и последний барьер – правовой.
Выбор теперь посредуется лишь страхом перед наказанием, которого человек надеется избежать. Очень хорошо сказал по этому поводу Сомерсет Моэм: «В борьбе с человеческой личностью общество пускает в ход три оружия: закон, общественное мнение и совесть; закон и общественное мнение можно перехитрить, но совесть – предатель в собственном стане. Она сражается в человеческой душе на стороне общества и заставляет личность приносить себя в жертву на алтарь противника».
Таким образом, расширение роли и значимости морального фактора в демократическом обществе распространяется не только на общесоциальные, но на все, в том числе и на сугубо профессиональные отношения, приобретая в каждой сфере деятельности свою специфику.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 3455 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!