Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музыкально- теоретический анализ



Форма данного музыкального произведения простая двухчастная репризная. В пользу того, что это именно простая двухчастная форма говорит, то что в репризе повторяется только второе предложение первой части.

1 часть(а)- с 1 по 7 такт- представляет собой период неквадратного строения, однотональный, делимый на два предложения, неповторного строения.

· 1 предложение-4 такта (2+2т)- оканчивается на t64 в основной тональности fis-moll. В данном отрезке музыкального произведения используются вспомогательные обороты (1такт- t-ll 2- t), отклонение в параллельную тональность А-dur на стыке тактов 2-3:

· 2 предложение-3 такт- непповторной структуры. В данном предложении используется прерванный оборот (стык тактов 5-6),а так же альтерированная субдоминанта с последующей дезальтерацией (6-7 такты).Оканчивается второе предложение на t 6 в основной тональности fis-moll.

2 часть(b)- c 8 по 18 так развитие. В данной части происходит активное развитие во всех голосах, здесь же и находится кульминация всего произведения. От первой фразы происходит постепенное увеличение динамики и темпа, уплотнение фактуры, изменение ритма, варьирование мелодии. Засчёт этих средств и постоянного усиления данная часть является кульминацией всего произведения. Она подготовлена постепенным динамическим и тесситурным восхождением на сравнительно большом протяжении времени. Начало второй части знаменуется изменением темпа- accelerando(постепенно ускоряя). Первоначальный мотив(8-9 такт) строится на элементе темы первой части. Последующие два такта- контраст предыдущим. Такт 12-14 усиленное развитие, подготавливающее нас к кульминации, которая находится в тактах 15-16:

В этой части присутствуют отклонения в параллельную тональность- A-dur (8такт), в тональность субдоминанты h-moll, а также применяются неполные аккорды.

Далее идут ещё два такта, контрастных кульминации, которые связывают вторую часть с репризой, начинающейся в 19 такте. Реприза неточная, повторяется только второе предложение первой части. Кроме этого, предложение немного расширено (на 1 такт). В репризе используется прерванный оборот(стык тактов 19-20), неполные аккорды(например 19 такт) и альтерированная субдоминанта(21 такт.)Также используются элементы органного пункта(например у партии алтов- такт 21).

Композитор берёт за основу тональность fis-moll, но не избежал он отклонений в тональность lll ступени- A-dur (2-3 такт,8 такт) и в тональность субдоминанты- h-moll (10 такт). Характерно преобладание плагальной «сферы» гармонического языка (например, такт 17). Красочный, богатый и одновременно несложный гармонический язык ярко отражает лирический характер хоровой миниатюры. Выразительно яркие и одновременно чистые, красивые сочетания голосов образуют насыщенность гармонического языка.

1 такт 2 такт 3 такт 4 такт 5 такт
t53- - ll2 t53 ll2 t53 t6 t53 Vl53 ll64 lll64 t2 Vll53 lll53 lll6 t53 t64 S6- - ll43 D53 D7
6 такт 7 такт 8 такт 9 такт 10 такт
Vl53 t43 ll65 - - S53 – t6 S53 D2 lll6 - Vl53 S6 D53 ll43 D D2 S6
11 такт 12 такт 13 такт 14 такт 15 такт
S6 ll43 D53 - D53 - t53 t64 - - ll53 D7 - t6 t64 - - S53 - lll53 - - -
16 такт 17 такт 18 такт 19 такт 20 такт
D64 D53 - S7 - - S65 t64 S7 lll6 - S6 - - ll43 D53 D7 Vl53 t43 S53 t6 t43
21 такт 22 такт      
S53 ll6 S53 - - D7 t53 -      

Композитор использует диатонические проходящие звуки(такт 1), двойные вспомогательные звуки (1 такт), неаккордовые звуки. Чичков применяет также больше количество неполные аккордов, септаккорды с разрешением, прерванные обороты (такт 5-6, 19-20), альтерированную субдоминанту. Также произведение характеризуется наличием несовершенных коденций (такт 11, такт 21). На протяжении всего произведения используется натуральный вид минора (такт 3), гармонический (такт 16) и мелодический вид (такт 6).

Фактура смешанного типа. Встречаются элементы:

· Аккордовой фактуры.

· Имитационной полифонии.

Изменения фактуры связаны, главным образом, с содержанием литературного текста, с изменением части произведения. Фактура характеризуется прозрачностью, сложностью.

Каждый голос выразителен, мелодичен. Тема развивается на элементах вариационности (главная тема изменяется, варьируется в плане интонации, тесситуры, проходит у разных партий хора) и контрастности(преимущественно вторая часть). Соотношение скачков(особенно в партии альтов) и поступенного, плавного движения, распевность, довольно широкий диапазон характеризуют мелодическую линию. Однако присутствуют множество скачков на терцию, кварту, квинту, сексту, септиму.Тема имеет гибкий ритмический рисунок. К особенностям мелодии можно отнести опевание звуков(партия альтов на стыке тактов 20-21), наличие полутоновых интонаций(например, такт 16-17) и уменьшенных интервалов (уменшенная квинта в партии альтов и вторых сопрано на стыке тактов 9-10). Такое уникальное мелодическое единство достигается распевными изложением музыкальной мысли, наличием мнежества проходящих и вспомогательных звуков.

Данное произведение в метро- ритмическом плане очень интересно. Выбор композитором четырёхдольного метра обусловлен характером произведения, также на это повлиял слог стиха. Четырёхдольный метр подразумевает плавность, тягучесть, философское раздумье, идеально передает пасторальные зарисовки. Один раз здесь происходит смена размера. Начинается произведение в сложном размере 4/4, передающем спокойствие, созерцание, лирико- повествовательный характер. Размер 2/4 появляется в 12 такте на подходе к кульминации, тем сасым немного ускоряя развитие, подготавливающее кульминацию.

Среди длительностей преобладают восьмые. Встречаются шеснадцатые (в ритмической группе), четверти, четверти с точкой(ритмическая группа), половинные, половинные с точкой, целые.

Также композитором используется короткий пунктир - во второй части. Он используется у партии альтов при движении к кульминации, а также непосредственно в самой кульминации:

Довольно медленный темп Tranquillo(спокойно) идеально подходит для передачи образов музыкального произведения, смысла текста, для яркого выражения штриха. Ю. Чичков употребляет и агогические изменения-accelerando(постепенно ускоряя), что знаменует начало второй части. Данное агогическое изменение помогает музыке передать взволнованность, придаёт движение и постепенно подводит нас к кульминации.

Динамика является мощнейшим средством музыкальной выразительности. В этом произведении она очень разнообразна. Ю. Чичков использует как подвижные нюансы (crescendo, diminuendo), так и неподвижные (pp, p,mf, f).

Также композитор использует и контрастную динамику- subito p, f-p.

Характер произведения лирический, в некоторой степени лирико- повествовательный и лирико- философский.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1230 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...