Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет и основные ф-ии философии. Философия и наука



Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

• человек;

• общество.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Понятие мировоззрения неоднозначно, однако можно выделить его основные характеристики:
ü оно включает в себя некоторую совокупность общих взглядов человека на мир и свое место в мире;
ü эти взгляды – не просто знания о действительности, а знания, ставшие убеждениями;
ü эти убеждения определяют направленность личности, ее жизненные позиции, цель и смысл ее жизни, проявляясь в поведении личности.
Существуют различные виды мировоззрений:
ü Мифологическое мировоззрение древнейшего периода истории объясняет сложные и непонятные явления природы и общественной жизни вмешательством загадочных, мистических явлений, во многом подобных самому человеку.
ü Религиозное мировоззрение, распространенное до сих пор, развивается наряду с противоположным ему атеистическим.
ü Стремление решать проблемы рационально приводит к формированию научного мировоззрения в различных исторических вариантах (естественнонаучном, механическом, информационном и пр.).
2. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
Социальная функция философии в том, что с ее помощью в каждую историческую эпоху осмысливаются главные проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества. Через философию человечество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свои достоинства и недостатки, достижения и потери. Философия – самосознание общества.

Социальная функция философии многообразна по своему содержанию и складывается из взаимосвязанных между собой подфункций:
ü Культурная функция. В философии обобщаются характерные черты культуры народа и эпохи, она выступает как ядро культуры, как ее душа, мозговой центр, влияющий на все развитие культуры. Можно согласиться с Б. Расселом (1872-1970): "Чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию, а чтобы понять ее философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами".
ü Критическая функция. Особенность философской критики в том, что она не просто вскрывает имеющиеся в действительности недостатки, а главный удар направляет против укоренившихся догм, стандартов мышления, привычек сознания, которые незаметно для людей властвуют над их умами, мешая увидеть реальность в истинном свете. Если философия возводится в ранг официальной и сковывается требованиями пропагандировать идеологию государства, то пресекается всякое философское инакомыслие и философия, по существу, не выполняет свою критическую функцию.
ü Прогностическая функция. В философии рассматриваются и обсуждаются логически возможные варианты развития общества, вырабатываются и обосновываются идеалы, стремление к которым должно определять общественный прогресс. Намечаемые сначала в философии пути и принципы совершенствования общества затем кладутся в основу конкретных социально-экономических и политических программ развития.
ü. Идеологическая функция. Идеология – совокупность взглядов и теорий, в которых выражаются интересы какой-либо социальной группы, ее отношение к общественным явлениям, программы ее действий. Философия отражает общественную жизнь эпохи, поэтому в философских учениях находят выражение интересы, стремления, идеалы, надежды различных слоев общества. Идеологическая функция философии состоит не в том, чтобы всеми правдами и неправдами защищать или обслуживать интересы какого-то класса или социальной группы, а в том, чтобы отражать реальное разнообразие общественных позиций, идеалов и жизненных ценностей людей.

3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Методология – знание о том, как действовать для достижения данной цели и чем руководствоваться в своих действиях. (Как – методы; чем – знания, чтобы действовать целесообразно и эффективно).
Из философских представлений о мире и человеке вытекают общие методологические рекомендации, помогающие человеку ориентироваться в окружающей действительности и позволяющие определить исходные позиции для поиска путей, ведущих к цели.
Философия – общая методология деятельности, на которую опираются частные методологии отдельных видов человеческой деятельности. Формируемые в философии общеметодологические идеи и принципы конкретизируются применительно к особенностям той или иной деятельности и используются для развития и обоснования ее специфических методов.
В истории философии имели место три основных подхода к определению предмета философии: старо-античный, традиционный, современный.
Можно выделить три "части" предмета философии:
1. Мир в целом (объективная реальность), его категориальная структура (объективная система категориальных определений мира).
2. Человек и общество (субъективная реальность)'.
3. Деятельность, взаимодействие субъекта с объектом, способы и направления деятельности (мышление, познание, практика, искусство).
Решение проблемы "наука ли философия?" зависит от того, как мы понимаем науку и как оцениваем саму философию. Науку, как правило, отождествляют с системой истинного знания, но это явное преувеличение. Во-первых, основания любой науки (той же математики – символа научной строгости) являются весьма неопределенными, только принимаемыми в качестве истинных, но не доказанными в этом своем качестве. Они могут быть разными и даже альтернативными.
Во-вторых, и на "верхних этажах" науки есть свои неоднородности: теории, содержащие противоречия, недоказанные теоремы, чисто гипотетические построения, спекулятивные прогнозы, парадоксы, жестко конкурирующие друг с другом идеи и концепции и прочие не строго научные образования. В-третьих, наука - это общественный институт, т. е. социальное пространственно-временное многообразие, заполненное людьми, их исследовательскими и иными ролями, в котором находится место всему, вплоть до заблуждений, предрассудков и слухов.
Философия в наше время тоже институционализирована. Удовлетворяет она и многим требованиям научности, таким, например, как системность, внутренняя самосогласованность, т.е. непротиворечивость, интерсубъективность, прогностичность и др. Но главное, чего нет у философии, но что есть у науки, – это доказательность. В философии, считают многие, можно лишь что-то опровергнуть, в частности посредством приведения к абсурду (reductio ad absurdum), но никогда – доказать2.
Философия, разумеется, не беспочвенна – она опирается на общечеловеческий опыт, на достижения и обретения других форм общественного сознания, включая науку. Но произрастает философия из сокровенной сути человеческой свободы. Нужно ли доказывать философии, если сама она никаких конкретных проблем не решает? Задача у нее иная – предлагать самые общие мировоззренческие, методологические и смысложизненные ориентиры для поиска таких решений и доказательств.
Вообще, связь между философией и наукой, на первый взгляд, довольно странная: как только что-то созревает для действительно научного, доказательного освещения, оно тотчас же выпадает из философии. Куда? В конкретную или специальную науку. Философия, таким образом, выступает в качестве прагипотезы (первой, изначальной гипотезы) человеческого мышления. Ее работа всегда пионерская, первопроходческая. Это первый и потому, наверно, такой несовершенный познавательный зондаж мира.

Странной рассматриваемая связь является еще и потому, что она неоднозначна: различным философским школам и направлениям она представляется по-разному.
Разумно, по всей видимости, было бы настаивать на союзе философии и науки, союзе, при котором философия критически и с мировоззренческой целью обобщает достижения и выводы конкретных наук, обогащая, расширяя и углубляя, вместе с тем их логико-методологическую и социально-аксиологическую культуру. Слишком резкие противопоставления философии и науки ни к чему хорошему нас не приведут. Можно и поспорить тут с Бердяевым, настаивающим на том, что "философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть научной".
Пусть философия и не наука, но научной (ориентирующейся на науку, ее достижения, "гносеологические уроки") она может быть вполне. Не очень неправильно будет и сказать, что философия – это особая, или весьма специфическая, наука.

3.древнеиндийская философия.проблема совершенствования человека в философии древней индии.
Инд. Ф-я мысль –древнейшая в мире.Осн.школы: джайнизм, буддизм, адживика. ЕЕ история начинается с Вед(“ведение,знание”), возникших, по видемому, между 1-2 тысячилетиями до н.э..Веды состоят из 4 сборников гимнов, песнопений, магич.заклинаний, молитв и т. п(санхиты, брахманы, араняки и упанишады).Собственно полное влззрение Др.Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые проблески фил.подхода прослеживаются уже в сборниках ведических гимнов. По форме Упанишады обычно представляют диалог мудреца-учителя с учеником, либо с человеком ищущим истину. Среди многих вопросов о природе, человеке и познании в Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Центральный вопрос в теории познания Упанишад-разделение знания нана 2 вида: низшее и высшее. Низшее зн-е- это зн-е эмпирической действительности, которое считается з-ем отрывочным, фрагментарным=>неистинным. Высшее зн-е –это зн-е духовного абсолюта, кот.рассматривается как восприятие бытия в его целостности и главным средством приобретением которого служит мистическая интуиция;Именно это зн-е дает власть над миром.Осн-м источником фил.мысли более позднего –эпического периода явл. Обширная эпическая поэма “Махабхарат”, кот.состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между двумя родами. Особо важную роль в становлении ф. сыграла математика(в несколько меньшей степени астрономия). Мат-ка в др.Индии, особенно такие ее разделы, как арифметика, алгебра, достигла очень больших результатов(достаточно указать на появление здесь позиционной системы счиления и введения нуля)

№4 Философия Древнего Китая. Философские основы китайской медицины.

Философия Древнего Китая возникла в середине первого тысячелетия до н.э. Причины возникновения:

1) Влияние общественных отношений, которые были подчинены ритуалу, имевшему мировоззренческое значение. Ритуал выражал постоянство неба, порядок земли и поведение народа. Его смысл - «устои неба и земли, верхов и низов». В рамках этих представлений формировалась монархия. Монарх (вал), как сын неба, отвечал за народ перед Богом, а народ неукоснителньо выполнял его волю.

2) Рост научных знаний и высокоразвитая культура — такие памятники китайской литературы, как «Книга перемен», «Книга о гармонии тьмы» показывают, что уже 9-7 вв. до н.э. были распространены религиозно-философские взгляды на мир. Древнекитайские мудрецы-мыслители во многом опередили европейцев. Так Гуан-цзы раньше знаменитого Фалеса увидел в воде «первоначало мира»

Основные идеи древнекитайской философии:

1) Китайские мудрецы представляли мироздание как единый, цельный организм, где все взаимосвязано и взаимозависимо. Одна из первых философских парадигм, выражающих суть китайского мировоззрения, гласила: «Небо — всеобщий прародитель и великий управитель, ибо Небо господдствует над всем». В самосознании нации закрепилась идея небесного влияния — высшей духовной силы, определяющей судьбу человека.

2) Мир вечен и и представляет собой единое целое, состоящее из пяти элементов: огня, воды, земли, дерева и металла. Все многообразие предметов и явлений природы есть следствие различных сочетаний этих пяти первоэлементов

3) Идеи об Инь и Ян. Инь — женское начало, темное, пассивное. Ян — мужское, светлое, активное, то, что освещает путь познания. Чередование ян и инь дает путь, который проходят все вещи и явления. В них проявляется дэ — внутренняя творческая сила. Единым началом наполнено все поднебесье — ци (энергия, или жизненная сила) — основа материального мира.

Основные философские школы — даосизм и конфуцианство

Даосизм — одно из ведущих направлений древнекитайской философии, в котором наиболее ярко проявилась тема единства человека и природы. Родоначальник даосизма — Лао Цзы, которому приписывают авторство основополагающего даоского трактата «Дао дэ цзин». Согласно его учению, дао — это первоначало, естественный закон существования мироздания, сущность всех предметов и явлений. Его надо постигать, познавать как естественный ход развития мира и идти своим путем. Такой принцип требовал от людей следовать естественности и неедеянию. Последнее — вовсе не бездеятельность, а разумное действие, не нарушающее движения пути (дао). Поэтому не следует людям проявлять чрезмерную активность в преобразовании природы — это никчемная суета,нужно жить спокойно, в согласии друг с другом и природой. Каждый, постигший дао, достигает нарвственного совершенства. Правила жизни людей и деятельности общества в целом пронизаны живой диалектикой. На мир всех вещей воздействует закон дао, в соответствии с которым происходит непрерыное изменение и обновление предметов и вещей. Дао — это «вселенская пустота», заполняющая смыслом жизненный путь людей. Концепция «Дао» стала центральной во всей китайской философии, о ней говорили конфуцианцы, моисты, легисты. Для них Дао — это стратегический путь развития Китая и основание нравственного поведения человека.

Конфуцианство — этико-философское учение, разработанное Конфуцием, в центре которого

стоят проблемы исследования путей управления обществом, создания справедливого государства, проблемы воспитания. Основные принципы этого учения изложены в работах «Лунь юй», «Книга песен», «Весна и осень». Философская система Конфуция не противоречит даосизму, но это учение принципиально иное. Его главный предмет — отношение человека к обществу, государству, семье. Конфуцианство рассматривает человека и его мышление как предмет природы, который и подчиняется, и противостоит ей. Идеалы и судьба человека, конечно, определяюся Небом, однако многое зависит и от человека — познания им смысла бытия, мира. Главное требование этого учения -посвятить свою жизнь достижению порядка в стране. Основным принципом, характеризующим зоелость человека, является ли)благопристойность) как общественная норма. Роль и значение ли- это достижение порядка во всем, гармонизация отношений между людьми. Другим принципом учения Конфуция было многозначное жэнь(человечность) - образует все сущее в мире и выражает человеколюбие. Конфуций убеждал, что без ли и жэнь не может процветать ни одно государство, ни один народ. Пять добродетелей находятся в соответствии с законами прирды и я вляются важнейшими причинами порядка в жизни — это мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество.Конфуций разработал и этическую философию сяо — сыновней почтительности и уважения к старшим. Одним из ключевых моментов в идеологии Конфуция есть методология под названием “путь золотой середины”: «Держать в руках две крайности, но использовать для народа лежащую между ними середину», то есть, согласно этому принципу, между двумя стоящими друг против друга противоречиями выбирается «средний путь», не допускающий как «чрезмерности», так и «отставания», с тем чтобы смягчить противоречия и предотвратить их обострение. Фактически это теория компромисса и теория смягчения противоречий.

Философские основы китайской медицины:

1) Противоречивость Инь и Ян, концепция пяти первоэлементов: в основе заболевания лежит не поражение конкретного органа, а нарушение функции в результате противоречивости Инь и Ян.

2) Диагностика и лечение производятся на основе 2 главных философско-медицинских сочинений. Это «Трактат о корнях и травах императора Шен-нуна», в котором рассматриваются лекарственные препараты с позиции качественных характеристик. «Тракта о внутреннем», где даются философские объяснения главных диагностических и лечебных теорий

3) Философское понимание практики как противоречивого явления в детельности врача. Так, холод лечится горячими по качеству лекарствами, жар — холодными. Смешанный синдром- теплыми, нейстральными.

Законы:

1. Движение по кругу. По часовой стрелке —> стимуляция органа против уменьшения активности.

2. Жизненная энергия (чинь) характеризует энергию тонуса организма. Т.е. активность органов в разное время неодинакова.

3. Организм - колебательная система, пронизанная ритмами.

4. 3 основных вида причин болезни: внутренние причины (7 причин. Н., чрезмерная радость, горе, т.е. эмоции, чувства), внешние (холод, сухость [внешние факторы]), нейтральные (отравления, нарушения питания).





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 980 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...