Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вольтер о человеке и обществе



Вольте́р (1694, Париж, Франция — 30 мая 1778) — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник.

Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство. Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы». Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое невежество

Критика религии

Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «écrasez l’infâme» («уничтожьте подлую», часто переводят как «раздавите гадину»), Вольтер обрушивался и на иудаизм, и на христианство (например в «Обеде у гражданина Булэнвилье»), изъявляя впрочем своё уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате «Бог и люди»);.

Социально-философские взгляды

Его основные социально-политические взгляды отражали идеологию формирующейся буржуазной демократии и развенчивали феодальный режим. По социальным воззрениям Вольтер — сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера). Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Просвещённый монарх — его политический идеал

Борясь против церкви, духовенства и религий «откровения», Вольтер был вместе с тем врагом атеизма; походу на атеизм Вольтер посвятил специальный памфлет («Homélie sur l’athéisme»). Деист в духе английских буржуазных вольнодумцев XVIII века, Вольтер всевозможными аргументами старался доказать существование Божества, сотворившего вселенную, в дела которой однако не вмешивается, оперируя доказательствами: «космологическими» («Против атеизма»), «телеологическими» («Le philosophe ignorant») и «моральными» (статья «Бог» в «Энциклопедии»). Высшим проявлением разума считал «здравую философию»,опирающуюся на науки и искусства. Он считал,что придёт время когда к руководству государством придут философы.

Вольтера нисколько не заботили проблемы переустройства общества на демократических началах. Больше того, демократии, народовластия он смертельно боялся. Но чрезвычайно близки ему были иные проблемы: естественное право, свобода, равенство. Обращение к концепции естественного права, естественного закона - способ легитимировать, дать наивысший авторитет самым значимым для Вольтера политико-юридическим ценностям: свободе и равенству, воплощающим одновременно разум и интерес, данные природой.

Свобода у него в первую очередь - свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом. Стержнем личной свободы служит свобода слова, а с нею и свобода печати. В особенности он выделял свободу совести в качестве антипода католической нетерпимости. Весьма глубокой была его оценка свободы труда - она предстает как право каждого "продавать свой труд тому, кто за нее дает наибольшую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой собственности".

Равенство людей понимается им в строго политико-юридическом смысле: обретение людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом.

Этика

В этике выступал как против врождённости моральных норм,так и против их условносиж Обосновал «золотое правило нравстенности» - обращайся с другим так,как ты хотел бы,чтобы обращались к тебе

17. Антропологическая философия Жан-Жака Руссо.

Философская антропология: в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление в западноевропейской философии (преим. немецкой) первой половины XX века, стремившееся к созданию целостного учения о человеке.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) - французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в Женеве, в семье часовщика; Мать умерла при рождении, Образование, полученное Руссо, было самообразованием — в детстве он познакомился с сочинениями Плутарха, Цицерона, Овидия, Тацита, в юношеские годы изучал историю, философию, математику, ботанику и музыку. Занимался перепиской нот.

Основные произведения:

1."Рассуждения о науках и искусствах" (1755),

2."Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми" (1755),

3."Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762),

4."Эмиль, или О воспитании" (1762),

5."Юлия, или Новая Элоиза" (1767),

6. "Исповедь" (1782-1789) - опубликовано посмертно.

В центре внимания Р. - человек. При этом мыслитель старался подходить к человеку конкретно. Ценна лишь та философия, которая принимает человека в качестве реального, живого, а не абстрактного существа. В подлинной философии должен реализоваться синтез разума и жизни. Признавая человека конкретным чувствующим существом, мы касаемся его природы. Принципиальный тезис антропологии Р. — человек по природе добр. Но эта доброта стоит вне этической антитезы добра и зла и предшествует ей. Природная доброта человека тождественна невинности. В этом смысле Р. отвергает мифологему грехопадения. Человек естественно расположен к др. человеку, сострадает ему. Быть добрым по природе означает для Р. быть в состоянии поставить себя на место другого. Это возможно при открытости человека другому, взаимной прозрачности людей. Характерно в этой связи различение, которое Р. проводит между праздником и театром. Праздник прозрачен, предполагает единение всех участвующих в нем. Театр объединяет людей чисто внешне. В театре люди всегда остаются зрителями, отстраненными и от действия, происходящего на сцене, и друг от друга. В нем бывают тем, чем кажутся. На празднике, напротив, человек, открываясь другим, показывает самому себе, чем он изначально является. Праздник нацелен на обнаружение внутренней природной сути человека. Предельной формой ощущения присутствия другого является у Р. ощущение на себе взгляда Бога — «абсолютного свидетеля».

Ключевой вопрос философии истории Р. — как могли люди, добрые по природе, создать столь недоброе общество? Согласно Р., человек — существо становящееся. В его природу входит также и способность создавать самого себя. От изначальной невинности можно двигаться как к добродетели, так и к пороку. Однако в любом случае это означает движение от природного человека к человеку социализированному, гражданскому, что ведет к замене в поведении человека инстинкта справедливостью, «придавая его действиям тот нравственный характер, которого они ранее были лишены» В трактате “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” причиной социального неравенства признается частная собственность, возникающая на определенной ступени развития общества. История породила центральную фигуру «цивилизованного сообщества» — собственника. У него в максимальной степени подавлены природные инстинкты. Они замешены новой социальной ориентацией — стремлением к обладанию, сопровождающимся соответствующими эмоциональными состояниями — алчностью, эгоизмом, индивидуализмом и т.п.

Трактат “Рассуждение о том, способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов». Руссо дает отрицательный ответ на этот вопрос, так как считал, что спутниками нравственности являются скорее наивная простота и даже невежество, нежели образованность и ученость: “добродетель исчезла по мере того, как их (наук и искусств.) сияние поднималось все выше и выше над нашим горизонтом и то же явление наблюдалось повсеместно”. “Естественному состоянию” Руссо противопоставляет “общественное”, природе — цивилизацию и утверждает, что чем ближе человек к природе (где нет промышленности, наук и искусств), тем он чище и добродетельнее.

Трактат “Об общественном договоре, или Принципы политического права” обосновывающий необходимость заключения договора между людьми в связи с переходом от естественного состояния к общественному. Это не договор правителя с подданными или высшего лица с низшими, а договор равных лиц друг с другом, или же общества как целого с каждым из его членов, когда “все они принимают на себя обязательства на одних и тех же условиях и все должны пользоваться одинаковыми правами”. Главные понятия трактата — “суверен” и “общая воля”. “ Сувереном ”, т. е. тем, кто несет на себе бремя законодательной власти, объявляется народ; власть суверена неделима и неотчуждаема. Общая воля включает только общие интересы; воля всех - сумма изъявлений воли частных лиц, но если убрать из этих изъявлений воли взаимно уничтожающиеся крайности; в результате сложения оставшихся получится общая воля. Акты принятия законов есть “акты общей воли”, и для принятия их народом требуется собрание всех граждан вместе.

“Новая Элоиза” положила начало новому литературному направлению — сентиментализму; герой романа — человек, обладающий чувствительной душой, любовь изображается как самое естественное и чистое чувство, заложенное в человеке природой (*Кант, читая этот роман, единственный раз в жизни пропустил послеобеденную прогулку.)

Свою теорию воспитания Руссо изложил в вышедшем в 1762 романе “Эмиль”. Все люди равны от природы, детей надо воспитывать, лишь исходя из их индивидуальных и возрастных особенностей.

Посмертно изданная “Исповедь». Руссо хотел беспристрастно изложить все факты своей жизни (он попытался найти оправдание даже самым неблаговидным своим поступкам, напр. помещению в приют четверых своих детей),





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 9957 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...