Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Декарт – основоположник рационализма, значение его философии.
· обосновал ведущую роль разума в познании;
· выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
· стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;
· выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».
2. Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию – главная идея рационализма:
· в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная?);
· зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.д.);
· следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
· сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;
· мыслить может реально существующий человек;
· следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
· поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
· «Я мыслю, следовательно я существую».
3. Учение Декарта о субстанции.
Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.
Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции – не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции – Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).
Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
· материальные (вещи); для них характерно «протяжение», т.е. делимы до бесконечности
· духовные (идеи); для них характерно «мышление», т.е. неделимы
Остальные свойства как материальных, так и духовных производных от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.; модусами мышления – чувства, желания, ощущения.).
Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).
Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.
4. Дуализм Декарта.
Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.
С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично - материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.
5. Научный метод Декарта – дедукция.
Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания, но применяя его, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»).
В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле – от общего к частному, а в философском).
Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:
· допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;
· сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;
· последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;
· строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.
Дедукция – это определение неизвестного через ранее познанное и известное.
6. Учение о «врожденных идеях» и цели философии.
Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.
Данные идеи могут быть двух видов:
· понятия (Бог, число, воля, тело, душа, структура)
· суждения («целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть»)
Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания. Целями познания, по Декарту, являются:
· расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;
· использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;
· изобретение новых технических средств;
· усовершенствование природы человека.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1895 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!